Land Rover Defender имеет связку из двух ключей — крупный ключ зажигания в духе своего времени и второй, отпирающий заливную горловину бензобака. Однако автомобиль не избежал влияния времени — к комплекту прилагается брелок с иммобилайзером и кнопками, с помощью которых внедорожник ставится на охрану и снимается с неё, но при этом заставит вспомнить об отсутствии центрального замка. Все двери запираются вручную.
Будь я сейчас так же увлечён внедорожниками, как это было когда-то, то, не садясь ещё за руль, пел бы оду этому автомобилю. Ведь это настоящий, я бы даже сказал, бескомпромиссный внедорожник той старой школы, когда инженеров в первую очередь интересовало, как далеко машина может уехать по бездорожью, а альтернативы мощной раме, зависимым подвескам и полноприводной трансмиссии с понижающей передачей ещё не было.
Вот только думая о проходимости, создатели этой легенды, кажется, совсем забили на комфорт и эргономику. Хотя зачем такие мелочи машине, которая лично у меня ассоциируется с куском железа и может подвергаться какой угодно нагрузке без последствий. Да и чему тут ломаться? Бамперы железные, фары прикрыты мощными решётками, места, которые можно поцарапать, обиты рифлёным алюминием, а заглянув под днище, понимаешь, что при контакте с рельефом пострадает в первую очередь рельеф.
Ещё за пару дней до теста, когда я узнал о том, что выходные предстоит провести в компании с Land Rover Defender, мой пульс непроизвольно участился, а во рту пересохло. Есть что-то магическое в ауре этой машины, чем-то она манит всякого автомобилиста. Да и как не очароваться деталями Defender’а? Всякие штуковины и приспособления — это, пожалуй, вторая после проходимости особенность старины «Дэфа». Откидная подножка под задним бампером, лесенка на крышу, поисковый фонарь в задней части кузова, шноркель. Все эти детали вызывают если не ребячий восторг, то желание прикоснуться и испытать их. Тем более что все эти прелести здесь явно не для красоты или галочки, а в помощь владельцу. Это как хороший охотничий нож, вроде и острой необходимости в нём нет, и лишним он тоже не будет.
Дорогое удовольствие
Увы, помимо высокой стоимости этой машины немало дензнаков придётся выложить и за аксессуары. По отдельности они стоят не так и много, а вот весь комплект тянет на внушительную сумму. И всё же большую часть из них для Defender стоит занести в список обязательных покупок для его владельцев. Этот Land Rover потерял бы немалую долю своей харизмы, не будь у него хотя бы части накладок, защитных решёток и прочих штуковин.
Но, увы, с каким бы восторгом я не взирал на этот внедорожник раньше и какое бы уважение не питал к нему сейчас, закончить рассказ о машине на позитивной ноте не получится. И всё началось после того, как я сел за руль и поехал на этой машине… Больше всего на ходу Defender напоминает грузовик. Заторможенные реакции на повороты руля, плохая динамика разгона и торможения — легко вообразить, что едешь как минимум на малотоннажной «Газели», причём гружёной. Но по манёвренности «Газель» даст сто очков вперёд «Дефендеру», диаметр разворота у российского грузовичка на три с лишним метра меньше. Поверьте, ездить на Defender по дворам — сущая мука, на Land Rover приходилось поворачивать в два подхода там, где на 5-метровом Nissan Patrol можно было проехать без проблем.
Не лучше ситуация и с эргономикой. Плевать, что расположение руля и педалей заставляет прижиматься к двери, хуже то, что руль закреплён намертво, а сиденье можно лишь немного двигать вперёд-назад. Что касается всего остального в салоне, то это чистейшее ретро. Тончайшая обивка дверей с торчащими ручными стеклоподъёмниками типа «весло», костлявые подрулевые переключатели, архаичные ползунки системы вентиляции и торчащий практически вертикально рычаг стояночного тормоза. Интерьер не вызывает столько эмоций, сколько внешний вид машины, однако и не отталкивает. Сначала ты воспринимаешь всё это как игрушку, а через день-два даже привыкаешь, уверенно наматываешься на руль и мощным движением руки включаешь нужную передачу.
Эргономика? Не слышал
Посадка водителя в «Дефендере» — это что-то особенное. Посадку вплотную к двери отмечают все, кому довелось поездить на этой машине. Мало того что левая рука постоянно трётся о дверь, так ещё и левая нога вынуждена замирать над сцеплением — площадки для отдыха нет. Но, странное дело, ругать за это не хочется. В этом плане Def можно сравнить с велосипедом: ездить неудобно, но весело.
Как игру или, скорее, как проверку себя стоит воспринимать и движение на этом внедорожнике. 2.2-литровый дизель перекочевал под квадратный капот прямиком с грузовичка Ford Transit и, очевидно, ещё помнит своё прошлое. Для того чтобы уверенно тронуться, нужно не по-дизельному поддать газу — тяги на низах не слишком-то и много. Сделать Defender шустрее могут высокие обороты и оперативное переключение передач, рабочий диапазон весьма узкий, так что шесть ступеней тут отнюдь не лишние. В итоге постоянно приходится решать проблему: либо правый ряд и относительное спокойствие, либо вой мотора и зависшая до следующего светофора фраза собеседника. Впрочем, разгонная динамика для «Дэфа» — это палка о двух концах, ведь тормозит машина как истинный грузовик, то есть со страшным дифферентом на нос, большим усилием на педали и бесконечным тормозным путём.
Багажник? Скорее, грузовой отсек
В этом тест-драйве нет галереи, посвящённой багажнику. И это неспроста. Ничего примечательного в багажнике «Дефендера» нет — голый металл и прямоугольные формы. Да и в целом ему больше подходит определение «грузовой отсек», в него можно спокойно заходить — по-другому вещи из дальнего конца не достать.
В ходе теста я нашёл ещё одну причину считать Defender удивительной машиной — кузов здесь словно уменьшен в масштабе. Если внимательно присмотреться к машине, можно заметить, что передние места расположены за средней стойкой, задние — в районе задней, окошки маленькие, а родные колёса кажутся большими на фоне кузова. Всё очень просто: при длине кузова всего 4.6 метра (то есть как Subaru Forester или Toyota RAV4) сохранить правильные пропорции можно, если только уменьшить масштаб. В итоге дверцы здесь совсем небольшие, а вход/выход, равно как и пребывание внутри, комфортным назвать никак не получается.
Машина для военных такой и должна быть, скажут фанаты марки. Возможно, но при условии, что военные — подводники. Сзади тесно. Сидишь так, что коленками всегда касаешься спинки переднего сиденья. В ногах ничем не прикрытый металл и головки болтов, о которые неизбежно поцарапаешь туфли. Действительно, здесь место только суровым мужам и исключительно в кирзачах или армейских ботинках. Для такой компании машина и правда хороша. Дверьми можно хлопать от души, заходить вовнутрь можно, не боясь поцарапать детали обивки инструментом или ружьём.
Фишки
— уникальная внешность
— клёпаный алюминиевый кузов
— ящики под передними сиденьями
— лестница на крышу
— заводской шноркель
— глухие окошки в крыше
— поисковая лампа
— пластиковое напольное покрытие
— электрообогрев лобового стекла
— защитные решётки на фарах и фонарях
— рама, мосты и всё остальное…
А кроме того, такая публика вряд ли заметит отсутствие шумоизоляции, всё равно разговаривать она привыкла в полный голос и громко смеяться над любыми шутками. Гражданские же обязательно попеняют на то, что шумоизоляции задних колёсных арок вовсе нет, и испугаются влетевшего из-под колеса камушка, который лупит по арке так громко, словно кто-то стреляет из ружья. По плавности хода порожняя машина сравнима со старым добрым уазиком, причём прозвище Козёл вполне подходит и этой машине.
И только на бездорожье ты вновь начинаешь говорить: «Хорошо, что я на Land Rover», хотя ещё совсем недавно звучало оправдывающее «Зато это Land Rover». Постоянный полный привод с дифференциальной связью позволяет легко маневрировать на умеренном бездорожье, а понижающая передача с внушительным передаточным отношением и огромные ходы зависимых подвесок — уверенно ползти по самому сложному рельефу. Причём уверенность придаёт мысль о том, что тут всё железное и можно не бояться коснуться грунта.
В естественной среде
Зависимые подвески, понижающая передача и отличная геометрическая проходимость — на бездорожье Defender очень хорош, но очень быстро приходит понимание, что нужны межколёсные блокировки.
Подытожим
Зачем такой автомобиль? Это вопрос риторический, на который можно не отвечать. В качестве экспедиционного авто гораздо лучше подойдёт японский внедорожник из той породы, что уже впору считать легендарной. Проходимость на уровне, а удобство и комфорт на три порядка выше. И ещё вот в чём парадокс: британский автомобиль дорогущий, отвратительно едет везде, за исключением бездорожья, неудобен внутри и вытрясает всю душу даже на относительно хорошей дороге. Однако вызывает улыбку и тёплые чувства. Видимо, это и есть настоящая любовь, которая не за что-то, а вопреки.
Defender — это как особо суровые правила игры, когда любая поездка становится острее и насыщеннее. Машина для тех, кому ездить в экспедиции на современных машинах скучно и слишком просто. По мне же, этот автомобиль должен оставаться мечтой, а став его владельцем, можно жестоко разочароваться. Степень моего обожания «Дэфа» ограничивается стремлением иметь масштабную модель этого авто. Да и любовь к этой машине будет только крепче, если Defender останется мечтой, а не станет автомобилем на каждый день.
Понравилось:
- стильная внешность
Дизайн экстерьера почти не изменился за шесть десятков лет, и ни слова критики. Это о чём-то да говорит. - куча фишек
Land Rover Defender как игрушечный автомобиль, у которого открываются все двери и капот, крутится руль и т. д. Так и хочется его потрогать! - отличная проходимость
Вне дорог по-прежнему не существует ничего лучше дизеля, неразрезных мостов и полного привода с понижающей передачей. - особая аура
Ездить на «Дефендере» сплошное мучение, но почему, несмотря на это, он вызывает не раздражение, а симпатию?
Не понравилось:
- ужасная эргономика
Посадку в машине можно описать одной фразой: сидишь на прибитом к ящику мягком стуле. - тесный салон
Этот Land Rover кажется большим только снаружи, внутри не спасают даже абсолютно плоские дверные панели. - шумный мотор
Тихая работа не основное требование к грузовым дизелям, а тут вдобавок и шумоизоляции кот наплакал. - спартанский интерьер
Машина для армии должна быть простой, как топор, однако кто выпустил её из воинской части? - высокая цена
Ретро нынче в цене: $50 000 за голый авто и больше $90 000 за машину со всеми ништяками.
Любовь зла
Взгляд со стороны
Тимур Еникеев
Личный автомобиль Subaru Legacy Outback.
Поклонник классического ралли и заднего привода.
Прочитав обзор Павла, мне ничего не оставалось делать, как удалить весь свой текст и сесть писать сначала. Наши мнения сошлись на 99 %, и какой смысл дублировать одно и то же? Да, я тоже обожаю этот внедорожник, но мозг занимает один лишь вопрос: что с ним делать? По городу ездить — это надругательство и над собой и, я считаю, над машиной. В дальней дороге он тоже неудобен благодаря кривой посадке, да и пассажиры замучаются. Defender создан для бездорожья, но до грязи ведь ещё доехать надо. Мне в какой-то момент показалось, что Def надо возить с собой на прицепе. Дотащил его до края Земли на комфортабельном автомобиле, выгрузил с повозки и айда утюжить леса да пустыни. Со всех сторон в адрес этого британского джипа сплошь критика. И как этот автомобиль до сих пор в производстве и продаётся? Архаичная конструкция прожила более 60 лет и покупается за немаленькие деньги. К тому же в поклонниках модели миллионы людей по всему миру, включая саму королеву Великобритании Елизавету II. Хрупкая старушка, которой уже далеко за 80 лет, водит этот на все 200 % мужской автомобиль. Как? Там даже для выжима сцепления нужна немаленькая сила. Вот что делает любовь к автомобилю. И, наверное, именно в Англии все фанаты этого внедорожника и сконцентрировались, думал я. Однако нет. Как-то мне выдалась возможность 12 дней путешествовать по Великобритании на автомобиле из Лондона в Эдинбург и обратно, и засилья «дэфов» я не заметил. Точнее даже так: за всё то время они мне встретились два или три раза. Причём в тамошних деревеньках далеко не в самом ухоженном виде.
На самом деле такая машина уместнее смотрится в ангаре зажиточного фермера, нежели на паркинге горожанина, в местах, где попросту нет асфальта. В те дни, пока я раскатывал на «Дэфе» по Алматы, ощущал себя дикарём из джунглей и особые взгляды на себе — квадратный дизайн, высокая посадка, здоровенные брызговики и куча несвойственных другим автомобилям железок по всему кузову. Пока заезжал и разворачивался на крытой парковке Dostyk Plaza, собрал небольшую пробку — он жутко неуклюжий. На заметку джиперам: потолки в этом ТРК очень низкие, и Defender без каких-либо доработок по ходовой части едва ли не цеплял пролёты поисковой фарой.
Но из-за вышесказанного я не разлюбил этот аппарат. Всё так же мечтаю о нём, однако уже как об одном из автомобилей в семейной коллекции, на котором можно будет разок-другой в сезон скататься в дебри, затем, вернувшись, самостоятельно его отмыть, возможно, что-нибудь да отремонтировать (опять же собственными руками) и закатить обратно в гараж до следующего года. Радоваться этому внедорожнику можно даже в том случае, когда он просто стоит.
Ну и касательно моих наблюдений. Небольшие вылазки на бездорожье «Дэфу» показались цветочками, он даже не напрягался и не просил включить понижайку… Разве что на скорости при поперечной раскачке есть риск приложиться головой к центральной стойке. Несмотря на то что катался я на нём в тёплое время года, ночами в горах холодно, и об этом мне сразу сообщили пассажиры на заднем сиденье. Печка на весь салон одна, расположена она спереди, а вот воздуховодов для задних седоков нет. Не помешало бы иметь позади отдельный обогреватель. Хотя кто меня услышит, если за десятки лет этого сделано не было.
Ну и самое главное — если всё-таки покупать «Дэф», то какой бы я себе взял? «Девяностый», т. е. коротыш. Машина эта для себя любимого и держать длинную «стодесятку», задние ряды которой будут всегда пустовать, смысла нет. И однозначно не новый. Во-первых, в 2015 году его и так снимут с производства, а во-вторых, Def крайне неликвиден — теряет от первоначальной стоимости сразу чуть ли не 50 %. Зачем переплачивать, если можно найти машину в идеальном состоянии, но гораздо дешевле. Как показывают практика и наше небольшое исследование на вторичном рынке, «дэфы» имеют совсем небольшие пробеги и чаще целы, чем убиты. Да даже если он убит и совсем старый, то можно всегда его обновить, ведь за многие годы конструктивных изменений не производилось. Хотя при этом представляю себе, насколько это дорогое удовольствие…
Вехи истории
Имя Defender у Land Rover относительно молодое и появилось только в 1990 году, однако это не должно вводить в заблуждение. История этой модели началась в 1948 году, когда мир увидел внедорожник Series I. Англии после войны был необходим дешёвый утилитарный транспорт с простой конструкцией, и первая модель марки Land Rover создавалась исходя из этих требований. Желание удешевить машину и дефицит привели к тому, что кузов был сделан из алюминия. К слову, современные «дэфы» также сделаны из крылатого металла.
Спустя 10 лет, в 1958 году, появился Land Rover Series II. Отличия от предшественника свелись к некоторым деталям внешности и появлению нового мотора. В таком виде автомобиль просуществовал ещё четыре года, после чего появилась Series IIA, на поздних версиях которой головная оптика уже расположена на крыльях.
С появлением в 1971 году Series III передние фары окончательно обосновались на передних крыльях на всех модификациях. Пятидверная модификация сохранилась с того времени практически в неизменном виде, такой автомобиль в то время назывался Land Rover Series III 109 Station Wagon. Основными типами кузова всех трёх серий были открытая двухдверка, двух- или четырёхдверный фургон и пикап, однако существовало множество различных модификаций, в том числе бескапотный грузовичок Series II Forward Control, созданный специально для армии.
Новым витком эволюции этой модели можно считать 1983 год, когда британская компания представила модернизированные внедорожники под новым именем: короткобазная машина именовалась просто Land Rover 90, 110 и 127, где цифровой индекс означал длину колёсной базы в дюймах.
И только в 1990 году автомобиль получил привычное нам имя Defender. Машина имела больше десятка модификаций, также различающихся по длине колёсной базы (90, 110 или 130) и типу кузова: открытый Soft Top, закрытый Station Wagon и Hard Top (без окон в задней части), а также одно- и двухрядный пикап. Автомобиль постоянно претерпевал какие-то обновления, однако наиболее существенная модернизация произошла в 2007 году. В ходе этого обновления Defender получил новый 2.4-литровый мотор и новую переднюю панель в салоне, а запаска переехала на пятую дверь. В 2011 году внедорожник пережил ещё одну модернизацию, в ходе которой объём двигателя уменьшился до 2.2 литра.
Одноклассники
Прямыми конкурентами длиннобазного «Дэфендера» традиционно считаются Jeep Wrangler и автомобили УАЗ, однако, учитывая немаленькую стоимость автомобиля, не составляет труда подобрать альтернативу британскому «проходимцу» из числа более современных машин.
Комплектация
В Казахстане на официальном рынке Land Rover Defender 110 Station Wagon доступен в единственной комплектации Utiliity Base. Стоимость базовой машины — $50 300. Такой автомобиль укомплектован разве что усилителем руля да солнцезащитными козырьками для водителя и пассажира. Нам в руки попал автомобиль 2013 года, и данный экземпляр был укомплектован допоборудованием по самую крышу: кондиционер, аудиосистема, подогрев сидений и обогрев лобового стекла, шноркель, литые колёсные диски, прожектор на крыше и полная броня, состоящая из рифлёных накладок на кузове, защита фар, боковых подножек и картера. Это не считая таких мелочей, как фаркоп и задняя подножка. В итоге конечная стоимость такой машины выросла до неприличных $94 500.
Гамма моторов
В настоящий момент Land Rover Defender доступен с одним-единственным вариантом мотора — турбодизельный двигатель Ford семейства Duratorq (122 л.с., 360 Нм). 2.2-литровый агрегат изначально был предназначен для коммерческой техники, устанавливается на такие машины, как Ford Transit, Ford Ranger и Mazda BT-50. Агрегат имеет чугунный блок с алюминиевой головкой, оснащён системой Сommon Rail, цепным приводом ГРМ и турбиной Honeywell-Garrett с изменяемой геометрией.
Дела трансмиссионные
Defender имеет постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала и двухступенчатой раздаточной коробкой с соотношением понижающей передачи 3.54:1, однако межколёсные дифференциалы лишены блокировок. Управление трансмиссией осуществляется классическим рычагом из салона.
Шасси
Старина «Дэф» имеет редкую по современным меркам зависимую подвеску всех колёс, пружины с переменным шагом в качестве упругих элементов и телескопические гидравлические амортизаторы. Передний мост крепится к раме через продольные рычаги и оснащён тягой Панара, задний мост в дополнение к продольным рычагам имеет А-образный рычаг. По данным производителя, артикуляция осей на длиннобазной версии достигает 655 мм. Рулевое управление с усилителем и червячным механизмом, тормоза дисковые на всех колёсах.
О безопасности
Безопасность и Defender если и невзаимоисключающие понятия, то уж точно узнали о существовании друг друга совсем недавно. За все годы существования ни один независимый комитет не провёл краш-теста этого внедорожника, а из всего арсенала средств безопасности, давно ставшего привычным, Land Rover Defender имеет лишь ABS, систему курсовой устойчивости да ремни безопасности. Почему так? Думается, всё дело в устаревшей конструкции, хотя некоторые вещи имеют и вполне логичное обоснование. К примеру, отсутствие подушек безопасности британцы объясняют особенностями эксплуатации таких машин, так как на бездорожье велик риск ложного срабатывания из-за ударов о деревья и грунт.
Технические характеристики
Автомобиль | |
Марка, модель | Land Rover Defender |
Версия | 110 Station Wagon |
Сборка | Великобритания |
Год выпуска | 2013 |
Кузов | рамный |
Тип | внедорожник |
Количество дверей | 5 |
Количество мест | 5 |
Двигатель | |
Модель | Ford Duratorq ZSD-422 |
Тип | дизельный рядный с турбонаддувом |
Расположение | спереди продольно |
Система питания | непосредственный впрыск |
Число цилиндров/клапанов | 4/16 |
Рабочий объём, см куб. | 2 198 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 122 (90)/3 500 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 360/2 000 |
Экологический класс | Евро-4 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 145 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 15.8 |
Трансмиссия | |
Привод | постоянный полный |
Коробка передач | механическая 6-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | зависимая пружинная |
Задняя | зависимая пружинная |
Тормоза | |
Передние | дисковые |
Задние | дисковые |
Размеры и вес | |
Клиренс, мм | 250 |
Длина/ширина/высота, мм | 4 639/1 790/2 021 |
Колёсная база, мм | 2 794 |
Размерность шин | 235/85 R16 |
Снаряжённая масса, кг | 3 050 |
Полная масса, кг | 2 062 |
Объём багажника, л | 590-2 300 |
Расход топлива | |
Городской, л/100 км | 13.6 |
Загородный, л/100 км | 9.7 |
Смешанный цикл, л/100 км | 11.1 |
Объём топливного бака, л | 75 |
Комментариев: 0