Smart не новинка. Но давайте, попробуйте рассказать о нём что-либо. Вы задумались? Подождём… И до сих пор молчите? Мы бы тоже в ответ о Smart промычали что-то неубедительное, типа маленький автомобильчик с маленьким моторчиком и двумя сиденьями. Всё? Увы, да. Сдаёмся и идём знакомиться… Как правило, производители, выпуская маленькие машины, стараются сделать их максимально дешёвыми. Подвеска, собранная из деталей детского конструктора, маленькие колёса, движки от игрушек, пластмассовый салон и т.д. Но Smart не в этом клубе. Мы стоим рядом, а из-под заднего бампера вырывается грубый звук
Далеко не тот плаксивый тон, который мы можем услышать во всяких других микролитражках. В салоне, кстати, звук двигателя тоже не даёт расслабиться, т.к. двигатель расположен за вами чуть ниже спины и прикрыт тоненькой металлической крышечкой с одним слоем шумоизоляции. Это прибавляет машине ещё больше характера, особенно когда мы начинаем разгон. О-хо-хо! Да и разгон кажется весьма динамичным! Всё жилое пространство салона наполняется жёстким звуком двигателя и, приближаясь к отсечке на тахометре, он становится даже угрожающе злым. Ой-ой, не горячись!
Толкаем рычаг вперёд, и Smart, словно жадно проглатывая громадный гамбургер, переключается на вторую передачу. Также со второй на третью, с третьей на четвёртую и так далее до шестой. Тут, к слову, коробка передач тоже не простая, а секвентальная. Педали сцепления нет, оно работает в автоматическом режиме: роль левой ноги выполняет электрический мотор-актуатор, а сигналом к началу его работы служит перемещение рычага передач. Переключил с нейтральной влево — сразу включилась первая передача. Толкнул вперёд — включилась высшая передача, потянул на себя — переключилась на нижнюю ступень.
На самом деле предельно просто, но требует привыкания. О том, какая сейчас по счёту передача, информирует маленький дисплей на большом центральном табло спидометра, а при необходимости переключения сообщает стрелочка (вверх или вниз). Но общее впечатление от работы трансмиссии портят именно те большие паузы между переключением передач, которые, кстати, ощущаются и при работе коробки в автоматическом режиме (этот режим включается кнопочкой на рычаге и дёргать рычаг туда-сюда необходимости уже нет). Езда, особенно динамичная, получается какой-то дёрганой и раздражительной. Виной тому неторопливая работа того самого автоматического сцепления, которое при переключении с высшей на низшую передачу срабатывает ещё медленнее. А это потеря драгоценных секунд, которые порой необходимы, к примеру, на скользком покрытии.
Подвеска тоже далеко не для девочек. Ну, по крайне мере, не для девочек с розовыми Барби. Smart на дороге словно картинг, довольно жёсткий и тряский. Раззадорившись, мы принялись гонять между фишками с разным шагом. И тут мы поняли: чтобы держать в узде этого малыша, нужны ещё и мускулы! Руль без вспомогательных усилителей просто обязывает работать руками до появления росы на лбу. Чуток расслабился, и я уже цепляю фишку. При этом кренов практически не чувствуется, и если рассчитать усилие, то Smart ныряет из поворота в поворот как по рельсам. Тому способствуют и низко расположенный центр тяжести, высокая угловая жёсткость конструкции самого кузова, да и короткая база тоже. Но главное тут не переборщить, ведь и картингом тоже надо уметь управлять…
Внутри Smart тоже не из простаков. Во-первых, он вопреки нашим ожиданиям оказался просторным. Прочувствовать простор в этом маленьком автомобильчике помогают и большие, чуть ли не панорамные окна. Над головой, кстати, тоже видно небо — крыша из стекла. Сиденье катается туда-сюда почти на метр, что позволяет примоститься даже высоким товарищам. Единственный минус — отсутствие регулировки руля, и, скажем сразу, расположен он высоковато для низкорослых граждан. Во-вторых, биодизайн панели приборов поначалу заставляет подумать, что мы катаемся на каком-то концепткаре. Машине ни много ни мало, а уже 12 лет, но выглядит она по сей день как некий инопланетный гость. И главное, ощущение того, что я еду на каком-то уменьшенном вдвое автомобиле, исчезло после первых 5 минут катания. Я просто забыл о том, что позади меня нет дверей, второго, а то и третьего ряда сидений и полноразмерного багажника. Smart позволяет это чувствовать…
Ну и главная фишка. Да, это то, для чего и берут Smart тысячи жителей Старого Света и Запада — его гиперэкономичность и возможность пролезть в любые городские щели. Скажите, кому нравятся нынешние чеки за топливо? Мне тоже не нравятся. Они порой готовы довести до банкротства, если замахнёшься на литраж двигателя покруче. А тут в среднем 2 000 тенге вам хватит на 3 недели уверенного катания. Устали искать место для парковки? Smart можно засунуть между двумя припаркованными машинами поперёк, благо его длина равна ширине среднестатистического авто. Развернуться на месте на Smart — сущие пустяки, а это особенно важно на узеньких улочках Алматы. Вот они где, жирные плюсы!
Да, порой очень хочется микролитражку, а нет их таких, на которых было бы не стыдно ездить из-за их дешевизны и простоты. Smart из той серии, что не стыдно. Да, машина мала, и, кстати, недорога, но при этом вы едете на продукте Mercedes-Benz, качественном и надёжном, как вся линейка вплоть до S-класса. Есть даже самые настоящие версии от Brabus. Правда, цена на них, сами понимаете, уже не супермини.
За экономичность движения борется сегодня каждый уважающий себя производитель. Все сконцентрировались на гибридах. Но они кое о чём не подумали, а именно о том, что стоимость этих самых машин порой превышает даже объём затрат на них. А это не есть правильно. Smart в этом смысле окажется ещё и самым доступным предложением на рынке, затем весьма неординарным и к тому же с характером, которого не всегда хватает штамповкам других производителей. Правда, даже без бардачка…
Эпилог
За такие деньги, каких стоит подержанный Smart, можно купить, к примеру, новый Daewoo Matiz. Он будет совсем голый в плане комплектации, но зато 5 полноценных дверей и места для пассажиров сзади. Но если вам именно этого не требуется, Smart окажется идеальным выбором для ежедневного движения по городу. До тех пор, пока не придётся кого-нибудь постоянно катать. В таком случае его можно оставить как второй автомобиль. И тоже без проигрыша.
Заметки на полях
Взгляд со стороны
Павел Друзин
Личный автомобиль Hyundai Getz.
Поклонник лёгких негабаритных автомобилей.
Автомобиль от бампера до бампера длиной всего 2.5 метра — это несерьёзно! Но Smart даже и не претендует, чтобы его считали серьёзным, этот «кубик» на четырёх колёсах яркой чёрно-жёлтой окраски с озорной улыбкой воздухозаборника «до ушей» и хитрыми прищуренными фарами просто создан для поднятия настроения, причём не только владельца, но и окружающих.
Сконцентрируюсь на одном очень важном для городского автомобиля свойстве: Smart обладает в полной мере достаточно небольшим расходом топлива. Со слов владельца, при резвых стартах со светофора и педали в пол в городе расход получается около 7л/100 км, а при спокойном стиле — от 4 до 5 литров. Мы примерно подсчитали, и вышло, что если кататься на Smart в течение года каждый день, то потратим на бензин примерно 36 000 тенге. Добавьте поправку на ветер — чёрт с ним, ещё 5 000. В любом случае за такси отдадите больше. Как минимум тысяч на сто в год. По этому параметру конкурентов у Smart очень мало. Да и настоящих-то конкурентов практически нет, можно, конечно, вспомнить о Toyota iQ. По классу машины действительно очень близки, но Toyota на 48 см длиннее и на 16 см шире, и база у неё побольше. К тому же iQ считается четырёхместной (посадочная формула 3+1), а самый маломощный в гамме мотор имеет литровый объём при 68 л.с.
Но Toyota iQ ещё очень «молода», выпускается только с 2007 года, а Smart уже с 1997 и, несмотря на возраст, пользуется неплохим спросом, особенно в Европе.
После теста мой сын, которого я просто прокатил на Smart, выдал: «Папа, а ты купишь мне такую машинку, когда я в первый класс пойду, в школу ездить?»
После этих слов мелькнула шальная мысль, а может, и правда, купить такую игрушку и кататься на ней на работу каждый день?
Комплектация тестируемого Smart Fortwo SMART & PULSE
Оснащение салона
Тканевая обивка сидений и дверей, центральный замок, электростеклоподъёмники всех дверей, бортовой компьютер, аудиосистема, аналоговые часы.
Оснащение автомобиля
Ксенон, панорамная крыша.
Системы безопасности
ABS (антиблокировочная система), фронтальные подушки безопасности.
Где ремонтировать Smart?
/Диагностика производилась в специализированном автоцентре Perfect по адресу:
г. Алматы, ул. Рыскулова, 68а./
Квалифицированная диагностика данного автомобиля выявила следующие неисправности:
- износ правого рулевого наконечника;
- течь поддона картера двигателя.
Всего сумма по ремонту данных неисправностей составляет 20 400 тг.
Из них стоимость ремонтных работ — 7 000 тг, расходных материалов и запасных частей — 13 400 тг.
Комментируя специалистов: данные неисправности являются типичными для автомобиля такого возраста и с таким пробегом.
Чаще на автомобилях с этими двигателями встречаются следующие неисправности:
- Турбина имеет заводской дефект, а именно склонен к растрескиванию выпускной коллектор, вследствие чего появляется люфт в картридже турбины и увеличивается расход масла.
- Очень чувствительны к износу тормозные диски и колодки. Если не углядеть, то в итоге это может привести к выходу из строя главного тормозного цилиндра.
- Невысокой надёжностью славятся маслосъёмные кольца двигателя. При увеличенном расходе масла — это первая причина. Подвержены этой проблеме моторы двигателей объёмом 599 куб. см.
- Легко ломаются крепления тяг управления боковыми зеркалами заднего вида из-за попадания воды и замерзания.
- Подвержена выходу из строя кнопка центрального замка, размещённая на ключе, а точнее, резиновая вставка. Если вовремя не заменить, кнопка выйдет из строя.
Покупая Smart, вам придётся обратить внимание на 3 вещи:
- Проблемный размер шин как для лета, так и для зимы.
- Эксплуатация в зимний период требует навыка вождения короткого и лёгкого авто с задним приводом.
- Опция SOFTOUCH (режим коробки «автомат») поставляется не во всех комплектациях авто, нужно обратить внимание при выборе авто.
Благодарим сервисный центр Perfect за оказанное содействие при подготовке материалов.
Крепкий орешек
Несмотря на маленькие размеры автомобильчика, жёсткий кузов Smart очень устойчив к столкновению, что автомобиль продемонстрировал далеко не на одном испытании. Первому поколению модели удалось заполучить 3 звезды по версии EuroNCAP, а уже в 2007 году Smart и вовсе набрал 4 звёздочки. На нашем тесте автомобиль первого поколения, поэтому публикуем отчёт теста 2000 года.
Smart при лобовом столкновении
Нагрузки на грудь пассажира и верхние части ног водителя в результате теста оказались превышены. Подушки безопасности для водителя и пассажира сработали отлично, но ремень безопасности оказал большую нагрузку на грудь пассажира. Водитель ударился голенями о литой брус, который проходит по всей ширине автомобиля. Несмотря на амортизационные подушки и деформирующийся элемент перед ними, нагрузки на верхние части ног водителя всё равно были слишком высокими. Однако ниша для ног почти не деформировалось, благодаря чему угрозы для стоп и лодыжек не было.
Smart при боковом столкновении
Показатели автомобиля стандартной комплектации были хорошими, не считая удара головой о продольный брус над дверью. В стандартное оснащение не входят амортизационные подушки в этой области, поэтому в зависимости от роста пассажира последствия такого удара будут разными. В первом краш-тесте также была проблема с опциональной подушкой безопасности и амортизационными прокладками для головы. Проблема была решена после того, как их модифицировали. Был проведён повторный краш-тест. Единственным, что заставило снизить оценки Smart в боковом краш-тесте, были нагрузки на живот от подлокотника. Этот недостаток легко решается установкой боковой подушки безопасности.
Технические характеристики
Автомобиль | |
Марка, модель | Smart Fortwo |
Версия | SMART & PULSE |
Сборка | Франция |
Год выпуска | 1998 |
Пробег | 105 000 |
Кузов | несущий |
Тип | хэтчбек |
Количество дверей | 3 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый рядный с турбонаддувом |
Расположение | сзади поперечно |
Система питания | распределённый впрыск |
Число цилиндров/клапанов | 3/6 |
Рабочий объём, см куб. | 599 |
Свечей зажигания | 6 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 45/5 250 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 70/3 000 |
Топливо | АИ-95 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 135 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 17.2 |
Трансмиссия | |
Привод | на задние колёса |
Коробка передач | секвентальная 6-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | независимая пружинная |
Задняя | полунезависимая пружинная |
Тормоза | |
Система | гидравлическая с четырёхканальной ABS |
Передние | дисковые вентилируемые |
Задние | барабанные |
Шины | |
Передние | 135/70 R15 (145/65 R15) |
Задние | 175/55 R15 |
Размеры и вес | |
Клиренс, мм | 135 |
Длина/ширина/высота, мм | 2 500/1 515/1 549 |
Колёсная база, мм | 1 812 |
Снаряжённая масса, кг | 750 |
Расход топлива | |
Городской, л/100 км | 6.1 |
Загородный, л/100 км | 4.3 |
Смешанный цикл, л/100 км | 4.9 |
Объём топливного бака, л | 33 |
Комментариев: 0