Великолепная семёрка — это устойчивое выражение, пришедшее из зарубежного кинематографа (вспомните «Семь самураев» Акиры Куросавы и ремейк этого фильма «Великолепная семёрка» режиссёра Джона Стерджеса). Великолепная семёрка — это экипаж боевой транспортной единицы БТР Otokar Cobra. Семь бойцов войск быстрого реагирования, к которым относится десант, располагаются внутри машины согласно штатному расписанию.
В экипаж входит водитель-механик, старший машины (командир взвода), пулемётчик-наводчик и четыре десантника. Водитель и начальник располагаются на двух передних сиденьях. Между ними большой короб, под которым спрятались элементы трансмиссии. На коробе отдельное сиденье для пулемётчика. Когда предстоит наблюдение или стрельба, воин может положить спинку, встать на неё и из люка выполнять поставленную задачу. Турель поворачивается на 360° по горизонтали и на 80° по вертикали. Учитывая огневую мощь пулемёта «Утёс» калибра 12.7 мм, с броневика можно вести огонь не только по живой силе противника на земле, но и сбивать небронированные летательные аппараты на небольшой высоте.
Помимо возможности атаковать «Кобра» может и защищать экипаж. Броневые листы толщиной до 10 мм противостоят пулям калибра 7.62 мм, которые применяются в стрелковом вооружении стран НАТО. Также БТР оснащён системой РХБЗ (радиационная, химическая, бактериологическая защита). Помимо этого корпус броневика имеет V-образный профиль, что сглаживает последствия наезда на мину — осколки разлетаются по касательной, не причиняя кузову большого ущерба, тем самым сохраняя жизнь экипажу.
В оснащение автомобиля входит система пожаротушения, управляемая с отдельного пульта, расположенного под лобовым стеклом. Система двойная — для моторного отсека и салона отдельно. Рядом с ним расположился блок управления системой пуска дымовых гранат. Они создают дымовую завесу, которая позволяет незаметно сменить местоположение и, например, выйти из сектора обстрела. В качестве дополнительного оборудования в салоне «Кобры» установлена радиостанция совместного производства Казахстана и Израиля.
Экипаж машины боевой ©
Экипаж БТР Otokar Cobra состоит из семи человек: водителя, командира (старший машины), пулемётчика и четырёх десантников.
Десантники, а их, как сказано выше, четверо, располагаются на двух скамейках в задней части машины. Доступ в машину осуществляется через распашные десантные двери в корме. Примечательно, но скамейки имеют ремни безопасности! Водитель, командир и пулемётчик в машину попадают через две боковые двери, расположенные позади их сидений, ближе к центру кузова БТР.
В общем, размещение экипажа понятно. А как там живётся? Создатели «Кобры» сделали много полезного для выживания экипажа. При этом не забыли об элементарных составляющих комфорта. Сиденья водителя и переднего пассажира по-военному просты: плоская сидушка и такая же плоская вертикальная спинка без возможности регулировки, но в то же время расположиться с мало-мальским комфортом всё же можно.
Слева у водителя нет двери. Поэтому появилась возможность разместить на стенке кузова управление климатической установкой, в которой, к сожалению, нет кондиционера, а также повесить несколько сопроводительных табличек, повествующих о том, что можно делать, а чего делать не рекомендуется.
Комфортные спартанские условия
Рабочее место водителя можно назвать аскетичным, но только с точки зрения гражданского водителя. Армейский же шофёр, особенно ездивший на старых БТР-60, скажет: буржуи зажрались. А ещё радует то, что пояснения к приборам и рычагам управления не на иностранном языке.
Обзорность с места водителя… ну, смотря с чем сравнивать. Если до этого вы ездили в танке, то в «Кобре» обзор прекрасный. Ну а по сравнению с обычной машиной из-за руля БТР ничего не видно. Перед водителем две амбразуры. Размеры вполне достаточные для того, чтобы смотреть, но только строго прямо. Обзор сектора справа ограничивает центральная стойка. Слева от водителя также амбразура, через которую можно увидеть, что творится сбоку. В принципе этого достаточно, т. к. «Кобра», хотя и стоит на четырёх колёсах и имеет положенную светотехнику, не предназначена для открытого уличного движения.
В недрах «Кобры» установлена обычная силовая установка: дизельная V-образная восьмёрка через четырёхступенчатый автомат приводит в движение все колёса — полный привод тут постоянный. Центральный дифференциал блокируется вручную, межколёсные — самоблокирующиеся. Тормоза всех колёс дисковые, причём сами диски и суппорты находятся не на ступицах, как это принято почти во всех автомобилях, а рядом с осевыми дифференциалами. Способность преодолевать различные дорожные преграды увеличивает установленная спереди лебёдка с тяговым усилием 8 тонн. Кстати, после небольшой доработки, а именно установки двух водомётных двигателей на корме, «Кобру» можно превратить в небольшой бронированный катер, развивающий на воде скорость до 8 км/ч. В таком случае клинообразный кузов тоже играет важную роль. Что ещё? Колёса обуты во внедорожные шины Goodyear Wrangler MT/R размерностью 37×12.50 R16.5. Вот с этим набором и попробуем покататься по военному полигону на территории воинской части.
Вести с полигона
Внедорожные возможности «Кобры» проверяли на автодроме при ДШБ близ Астаны. Жаль, что условия полигона не предлагают каких-то суровых участков, однако и на нём мы смогли найти небольшую лужу, в которой получилось вдоволь побуксовать.
Броневик имеет независимую подвеску всех колёс с очень большими ходами. Поэтому такие неприятности, как диагональное вывешивание, теоретически осуществимы, но практически «Кобру» раньше положишь на бок, чем вывесишь. Но даже если это и случится, то блокируемые дифференциалы помогут ехать дальше. В предложенных нам условиях не нашлось косогоров, где можно было бы поймать диагоналку, зато нашлось глиняное месиво, которое «Кобра», буксуя всеми колёсами, проехала с заметным со стороны усилием. Конечно, до полной мобилизации способностей машины не дошло, хотя резервов у неё много. Например, управляемая водителем система централизованной подкачки шин. В зависимости от ситуации водитель может стравить воздух выборочно как из передних или задних колёс, так и из всех одновременно. Также может и накачать их.
Лишь бы дорог не строить ©
Штатное снаряжение и оборудование «Кобры» позволяет преодолевать крайне сложные участки нашей планеты. Если впереди водная преграда, то этот броневик может стать и амфибией! А вооружение и защита обеспечивают безопасность экипажа.
Высокая степень защиты, которую обеспечивает броня, сильно увеличивает массу военного транспортного средства. БТР создан на шасси обычного армейского многоцелевого вездехода HMMWV, более известного у нас как «Хаммер». В турецком броневике использованы двигатель, трансмиссия и ходовая часть от «американца». Но «турок» в два раза тяжелее! Это сказалось на динамике. Согласно паспортным данным, бронетранспортёр Otokar Cobra способен разогнаться до 110 км/ч (хотя спидометр отградуирован только до 100 км/ч). Но динамика разгона очень слабая. Двигатель надрывается, внутри БТР очень шумно. А ведь звукоизоляция такому виду машин не положена: лишняя масса, и что более важно, изоляция хорошо горит. В общем, лучше без неё. Так вот, под надрывный рёв турбодизеля мощностью 190 л. с. семитонный вездеход и ездит. Но это единственный недостаток в движении. Управляется «Кобра» в целом легко. Рулевое управление имеет американский гидроусилитель, который, как известно, чрезвычайно мощный — как в движении, так и на неподвижной машине руль можно крутить одним пальцем.
Независимая подвеска обеих осей достаточно мягкая, хотя и безумно энергоёмкая. На броневике можно смело гонять по разбитым дорогам без риска пробить подвеску или же растрясти бойцов. Уверенно и, можно сказать, вальяжно ходовая часть проглатывает все неровности, которые попадаются на пути.
Вообще, геометрическая проходимость у «Кобры» отличная. Под редукторами ведущих осей почти 40 см просвета, под днищем около 70 см. Свесы очень короткие. Поэтому Otokar может преодолеть ров шириной 2.4 метра, а также стенку высотой 32 см.
Подытожим
Выбор турецкого БТР Otokar Cobra можно считать удачным. Броневик, разумеется, не годен для танковых сражений, но в качестве разведывательно-дозорной машины может использоваться с большим успехом. По защите, огневой мощи и внедорожным способностям «Кобра», может быть, и уступит старенькому советскому БРДМ-2, но в «турке» водитель и десант чувствуют себя более уверенно. Тем более что Otokar есть здесь и сейчас, а советский броневик перестали выпускать более четверти века назад.
Понравилось:
- уровень защиты экипажа
Защита от радиационного и химического воздействия и от стрелкового оружия. - хорошая проходимость
Проходимость БТР с точки зрения гражданских любителей внедорожной езды запредельна. - комфортабельность
По меркам военных машин в «Кобре» вполне комфортно. Не трясёт, звукоизоляции хоть и нет, но в салоне разговаривать можно.
Не понравилось:
- слабая динамика
Всё-таки 190 дизельных лошадок на почти семь тонн веса — это немного. - плохая обзорность
С одной стороны, лишнее стекло в военной машине, пусть даже и пуленепробиваемое, это новая ахиллесова пята, но смотреть по сторонам тоже бывает очень полезно.
Вехи истории
К разработке лёгкого бронетранспортёра турецкая компания Otokar приступила в 1994 году, когда получила заказ от турецкой армии. Первоначально работы велись на основе полноприводного шасси, позаимствованного у Land Rover. Однако военные настояли, чтобы броневик базировался на шасси американского универсального автомобиля HMMWV. Американцы откликнулись на требование военных страны — союзника по блоку НАТО и предоставили всё необходимое от компании AM General.
Первый действующий прототип был построен уже в 1996 году. Броневик получил несущую конструкцию со сварным цельнометаллическим корпусом из броневых листов, а серийное производство началось в 1997 году.
В 2012 году первая партия этих броневиков была поставлена в Казахстан, где встала на вооружение в одной десантно-штурмовой бригаде. В том же году было подписано соглашение о начале производства Otokar Cobra на территории нашей страны. Однако до сих пор выпуск броневиков не начался.
В 2013 году турецкий производитель Otokar представил на рынке вооружения новую «Кобру», имеющую 5 дверей. Однако производство старой версии броневика, которая была у нас на тесте, продолжается и завершение его не планируется.
Шасси
Бронемашина имеет несущий кузов. Подвеска колёс рычажная, независимая. Тормоза дисковые на всех колёсах, тормозные механизмы расположены рядом с дифференциалами. Рулевое управление имеет гидроусилитель.
Все колёса подключены к централизованной системе подкачки шин. Управление системой осуществляется с блока управления, расположенного слева от рулевой колонки.
Гамма моторов
БТР Otokar Cobra использует только один дизельный двигатель — GM Detroit Diesel V8 объёмом 6 450 куб. см, мощностью 190 л. с. и крутящим моментом 581 Нм.
Дела трансмиссионные
Cobra имеет постоянный привод на все колёса, демультипликатор, принудительную блокировку межосевого дифференциала и самоблокирующиеся межколёсные дифференциалы. Управление раздаточной коробкой осуществляется рычагом по сложной схеме: чтобы заблокировать центр, надо остановиться, включить нейтраль в основной коробке, потом передвинуть рычаг раздатки до упора вперёд. Включить пониженный ряд в раздатке можно также после полной остановки машины переводом автомата на нейтраль и передвижением рычага до упора назад.
Технические характеристики
Автомобиль | |
Марка, модель | Otocar Cobra |
Производство | Турция |
Год выпуска | 2012 |
Кузов | несущий |
Тип | бронетранспортёр |
Количество дверей | 3 |
Количество мест | 7 |
Двигатель | |
Модель | GM Detroit Diesel V8 |
Тип | дизельный V-образный с турбонаддувом |
Расположение | спереди продольно |
Число цилиндров/клапанов | 8/16 |
Рабочий объём, см куб. | 6 450 |
Максимальная мощность, л. с. (кВт)/об/мин | 190 (140)/3 400 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 581/1 700 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 110 |
Трансмиссия | |
Привод | постоянный полный привод |
Коробка передач | автоматическая 4-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | независимая пружинная |
Задняя | независимая пружинная |
Тормоза | |
Передние | дисковые |
Задние | дисковые |
Размеры и вес | |
Клиренс, мм | 365 |
Длина/ширина/высота, мм | 5 316/2 235/2 100 |
Колёсная база, мм | 3 300 |
Размерность шин | 37х12.5 R16.5 |
Снаряжённая масса, кг | 4 800 |
Полная масса, кг | 6 300 |
Грузоподъёмность, кг | 1 500 |
Расход топлива | |
Смешанный цикл, л/100 км | 26 |
Объём топливного бака, л | 145 |