Ключ Daewoo Mаtiz можно уже назвать классическим — обычный ключик с пластиковой рукояткой. Он не оборудован ни дистанционным управлением замками, ни противоугонной системой.
Но сначала вернёмся к тому, с чего начали — к ценам. Даже именитые автопроизводители скрещивают шпаги не только в области мощности и красоты, но и за стоимость. Согласитесь, разница в 100 000 евро хоть на минуту, но заставит призадуматься: купить суперкар за 250 000 евро или за 350 000? При этом у обоих кузова от именитых ателье, мощные и легендарные. И разница в характеристиках разгона до сотни и максималки минимальна, сквозь складки жира точно неощутима. Хотя, конечно, в таких случаях чаще сердце берёт верх над разумом: тут уж от чего торчите, то и приобретёте. Плюс-минус сто тысяч, что там! Зато счастлив.
А если спуститься с небес на землю, когда семейный бюджет ощущает разницу в тысячу баксов? Тут разум побеждает. И войну производителей за стоимость уже который год на рынке новых автомобилей выигрывает… Daewoo Matiz. Его производят в соседнем Узбекистане, и на сегодняшний день это самый доступный автомобиль из присутствующих на рынке Казахстана. Его стоимость стартует с $6 100 за самую простую версию и заканчивается на отметке $9 950 за люксовую, что, согласитесь, тоже весьма бюджетно. Для кого-то Matiz, как «запорожец» при советах, исполнил мечту о первом автомобиле, и доступность в этом сыграла самую первую роль.
«Но машина ли это за такие деньги?» — спросят многие. Машина. Четыре колеса несут на себе однообъёмный пятидверный кузов — он невелик снаружи, но достаточно просторен внутри для четверых. А как же пятый? Если честно, я сегодня с ходу не назову ни одной машины, где на заднем диване втроём было бы комфортно, кроме громилы Toyota Tundra или Chevy Suburban. В любом другом автомобиле седок по центру поместится, но он явно лишний. В «Матизе» тоже.
Дизайн кузова доброжелательный. Овальная оптика спереди и улыбающийся воздухозаборник в бампере придают весёлый нрав машинке, и задок совсем нескучный. Под коротеньким капотом скрывается трёхцилиндровый моторчик объёмом 0.8 литра, который приятно цыкает на холостых. Кстати, есть моторчик и посильнее — 4-цилиндровый объёмом в целый литр! В принципе микролитражный объём двигателя ныне не позор, а даже тренд. Заметьте, что в последние годы все монстры автомобилестроения сражаются за уменьшение литража двигателей. И чем он меньше, тем больше шансов повыпендриваться перед конкурентами на международных автосалонах или на какой-нибудь очередной премии. Поэтому забейте на переживания за то, что придётся краснеть перед другом на X5 с движком 4.4 л.
Но есть ещё один важный аспект — это размер багажника. Я уверен, что менеджер любого автосалона предложит посмотреть на него в самую последнюю очередь, а перед этим позовёт прокатиться на машинке. Но мы то знаем, в чём дело, — багажник в «Матизе» совсем небольшой. Но давайте обо всём по очереди. Кататься, значит, кататься.
Что примечательно — за рулём этого малыша довольно удобно может расположиться и рослый водитель, и коротышка: рулевая колонка, хоть и не двигается ни в одном из направлений, изначально расположена под правильным углом и нужным вылетом. Подгоняю кресло и еду. Правда, после продолжительной поездки приходит понимание, что кресло по своей анатомии отнюдь не самое удобное: коротковата подушка и боковая поддержка нулевая, а за счёт высокого остова сиденье больше похоже на стульчик.
Вокруг меня словно собранный из обмылков и позже сплавленный в одно целое интерьер — странноватые формы торпедки, округлые линии и в дизайне обшивки. Глаз это творчество не режет, а скорее, наоборот, успокаивает. Жаль, что уже такое течение не модно, и только это немного расстраивает. Кстати, ощущение простора внутри создаётся не только за счёт высокого потолка, но и из-за большого лобового стекла и массивной приборки, уходящей далеко вперёд настолько, что рукой с водительского места до конца не достать. Сзади с простором чуть похуже, и в первую очередь это ощущается коленями пассажиров, а также при посадке/высадке из машины: обувь постоянно цепляет среднюю стойку кузова, да так, что создаётся впечатление — нога сейчас застрянет. Кстати, это не я один такой «кривоногий» — на пластиковой обшивке стойки и порога множество царапин от частых контактов.
К слову, пластик, который с виду смотрится приятным на ощупь, таковым в реале не является — он жёсткий везде и, кроме того, достаточно чувствителен к царапинам. Но, несмотря на твёрдость и местами кривоватую подгонку панелей, салон не издаёт ни звука. Matiz проглотил порцию ямок, а я слышу только лёгкое бубнение подвески и шин. Годится.
Раз мы уже едем, то давайте поболтаем о драйве. Есть много машин в мире, даже обычных серийных и не обязательно BMW, в которых это понятие — драйв — прослеживается. Машину можно пустить в дрифт, пройти на хорошей скорости S-ку и тому подобное. Matiz в этом смысле настоящая деревяшка. За счёт короткой базы пустить его в занос дело непростое, а при прохождении «змейки» кажется, что тебя выбросит из-за руля раньше, чем Matiz потеряет траекторию: высокая посадка и аморфные кресла способствуют этому. А что делает Matiz? В целом в повороте держится молодцом, хоть и кренится (замечаю, что даже руль тут удобного диаметра), но до поры до времени — стоит чуток увеличить скорость, как улыбающийся Matiz охотно начинает скользить передком. Маленькие колёса принимают на себя давление — шины начинают складываться, задок приподниматься. Всё, спасибо, дальше рисковать не хочу — Matiz не оборудован ни системой стабилизации, ни ABS, и, конечно же, в нём нет подушек безопасности. Ну и скажу так: как таковому драйву в нашем случае мешал тупой 4-ступенчатый автомат. Жмём газ, а реакции практически нет. Чуть погодя Matiz просыпается и начинает плавное ускорение. Хотя какое ускорение? О чём я?
Автоматы на узбекские «матизы», к слову, стали ставить ещё в 2003 году, однако с момента старта производства по сей день основную долю выпуска составляют автомобили с механикой. С ней, конечно, лупоглазый автомобильчик куда резвее, если не обращать внимания на чёткость переключения рычага коробки передач — она ни к чёрту!
На «Матизе» я на самом деле накатался немало и могу сказать: требовать от дешёвого автомобиля динамики, уверенного поведения на дороге, устойчивости и отличной управляемости не стоит. Всё же это просто кузов с колёсами и простейшей подвеской, то, что в народе называют обычной поповозкой, для движения из пункта А в пункт Б. И имейте в виду, что задок на волнах очень весело подкидывает.
А что всё-таки у нас в задке? Дёргаю рычажок с водительского места, лёгкая дверца багажника поднимается и… Тут, конечно, Matiz чуток теряет свой рейтинг — пространства для багажа совсем мало, чтобы это оценить, и линейки измерительной не надо. Как таковая трансформация тоже выражена очень слабо — спинка не раскладывается по частям, откидывается только целиком и не ложится горизонтально. Рассказывали, конечно, люди, что чего только не возили, однако даже представить тяжело, как выглядело это на самом деле. Но если вы озадачены перевозкой чего-либо большого, есть рейлинги на крыше.
Кстати, пока мы крутили руль, стёкла изнутри стали быстро запотевать. Увы, но в «Матизе» не самая лучшая система вентиляции и обдува, что в принципе замечал каждый владелец. Вентилятор молотит на всю катушку, заслонка открыта, а стёкла подсушиваются совсем неторопливо.
Подытожим
Хожу вокруг кругленькой машины — нравится. Добрая, дешёвая, экономичная. Идеальный городской транспорт для тех, кому особо не нужен багажник сзади. По сути, только в нём основная загвоздка, ну и привыкших к «европейцам» откровенно разочарует качество салона, шумоизоляция и, скорее всего, отсутствие тахометра. В остальном это обычный автомобиль для людей с минимальным количеством запросов, а также для тех, кто только знакомится с автомобильной жизнью.
Решил ради интереса подыскать зимние шины этому малышу, и бюджет на них просто в восторг привёл — 7 000 тг за колесо-«липучку»! Я аж завидовать стал.
Понравилось:
- доступная цена
Даже в максимальной комплектации Matiz стоит $9 950. Такого конкуренты предложить не могут. - живой моторчик
Трёхцилиндровый моторчик живенький, но не с автоматом. А если ещё и кондиционер включить, то Matiz превратится в недвижимость. - хорошая обзорность
Большое лобовое, широкие оконные проёмы. С этим всё в порядке. - экономичность
В принципе для такого маленького двигателя это естественный показатель. - простая конструкция
Открыв капот, полазив под днищем, понимаешь, как работает автомобиль, — всё просто и наглядно.
Не понравилось:
- качество пластика в салоне
Места частых контактов покрываются мерзкими заусеницами, к тому же повсюду щели и не лучшая стыковка панелей интерьера. - скудный багажный отсек
Отсек мал, к тому же в нём немало кузовных выступов, что опять-таки не в пользу оценки. Чтобы перевезти коляску или чемодан, придётся сложить заднюю спинку или везти всё это на заднем сиденье. - посадка сзади
Проём задней двери в районе ног очень узок, и места для ног пассажиров немного. - слабая подвеска
Хотя машинка и нетяжёлая, запаса прочности в подвеске «Матиза» маловато. Об этом говорит и опыт эксплуатации матизоводов.
Вехи истории
Запустив в производство в 1997 году модель Matiz, южнокорейский концерн Daewoo сохранил выпуск микролитражных легковых автомобилей — до этого момента им был всем известный Daewoo Tico. Конечно, от предшественника Matiz отличается разительно, однако от Tico новой модели перепали и некоторые детали подвески, и трансмиссия, и даже двигатель (правда, уже не карбюраторный, а инжекторный).
Первые «матизы» (индекс М100) несколько отличаются от тех, что мы видим сегодня, — передняя часть кузова у первенцев больше походила на утконоса, менее выразительным был и задок. К слову, мало кто знает, что кузов проектировали итальянские дизайнеры из ItalDesign-Giugiaro S.p.A, они же спустя два года занимались и модернизацией модели.
Обновлённые «матизы» (чаще в Европе называются Matiz II, но нам больше известны как M150) с 2000 года практически без изменений дожили до сегодняшних дней. С августа 2001 года машину начали выпускать в Узбекистане.
В процессе производства в автомобиль вносились изменения, доработки, улучшения: менялась цветовая палитра, комплектация, в 2003 году для «матизов» стала предлагаться автоматическая коробка передач, а позже, в 2005-м, в гамме моторов появился 4-цилиндровый двигатель объёмом 1 л. Также в зависимости от требований рынков сбыта проводилась работа по снижению токсичности выхлопа автомобиля.
Последние изменения заметны на автомобиле визуально — чуть изменены фары головного света (габаритный свет переместился наверх в отдельную ячейку), поменялся дизайн задних фонарей, включая и само стекло (как принято говорить в народе, они стали хрустальными), а также в последних моделях топовых комплектаций появились указатели поворота в наружных зеркалах заднего вида.
Одноклассники
Если честно, то довольно сложно подобрать соперников «Матизу» в Казахстане. Чаще всего ими выступают подержанные автомобили в ценовом сегменте $6 000-10 000, разных классов и производителей.
Чуть реже новые, но опять же сражаются они только с помощью ценников, к примеру 5-дверный хэтчбек LADA Samara 114. Этот автомобиль хоть и выше классом (B+), но имеет морально устаревшую конструкцию, более скудную комплектацию, а также по качеству и надёжности заметно отличается от Daewoo. При этом стоимость у него примерно такая же — $8 450-9 000.
Если рассматривать прямых одноклассников, то их на рынке Казахстана раз-два и обчёлся, к тому же они дороже: KIA Picanto последнего поколения — красивая машинка производится в Усть-Каменогорске, но её стоимость стартует с $11 930 и заканчивается на $16 900.
Комплектация
Автомобили экономкласса, конечно же, не могут предложить той роскоши, что есть у подержанных иномарок именитых брендов даже 15-летнего возраста. Тем не менее Matiz нельзя назвать голодранцем, особенно на фоне своих ценовых конкурентов от LADA или ZAZ. Электростеклоподъёмники, кондиционер, аудиосистема, центральный замок — всё это может быть на «Матизе» с автоматом примерно за $9 000.
При этом же самый доступный Matiz (за $6 100) не имеет гидроусилителя руля, магнитолы, заднего стеклоочистителя и даже обогрева заднего стекла. Отделка интерьера в таких моделях также упрощена по максимуму.
Гамма моторов
Выбор моторов для Daewoo Matiz скромен по меркам современного автомобилестроения. Заводом предусмотрены всего два бензиновых двигателя с распределённым впрыском топлива и с одним распредвалом в головке блока цилиндров (SOHC) — трёхцилиндровый объёмом 0.8 л и четырёхцилиндровый объёмом 1 л (машины с ним в Казахстан не поставляют). Мощность младшего моторчика 51 л.с., старшего — 64. Кстати, литровый двигатель не может быть агрегатирован автоматической коробкой — места для неё под капотом уже не хватает.
Безопасность
Несмотря на уже немалый возраст модели, Daewoo Matiz относительно неплох в плане безопасности. Это он доказал ещё в 2000 году в процессе испытаний комитетом EuroNCAP. Тогда автомобиль заработал три звезды из пяти, что для корейского автомобиля того времени очень хорошая оценка. Кстати, несмотря на то что автомобиль был оборудован подушками безопасности и преднатяжителями ремней (узбекские «матизы» не имеют ни того, ни другого), эксперты отметили опасный контакт манекена водителя с рулём. Также оценки были снижены за высокую травмоопасность коленей и ног водителя. Улучшить общую оценку помогло испытание с боковым ударом — даже при отсутствии боковых подушек защита была оценена положительно.
Всё это, конечно, хорошо, но европейский комитет тестировал корейский образец Daewoo Matiz. Как поведёт себя такой же автомобиль с разницей лишь в том, что собран в Узбекистане? Это решили проверить наши московские коллеги из журнала «АвтоРЕВЮ». И им это удалось сделать дважды: в 2003 и 2004 годах.
Результаты обоих тестов потрясли самих экспертов ARCAP. Daewoo Matiz, произведённый в Узбекистане и не имеющий ни одной подушки безопасности, по абсолютно идентичной методике показал результаты даже лучше того, европейского, — также три балла, только уже из четырёх возможных. К слову, китайская копия «Матиза» Chery QQ была разбита россиянами позже и заработала в итоге всего одну звёздочку ARCAP. Итоги испытаний отличаются глобально.
EuroNCAP (The European New Car Assessment Programme) — Европейский комитет по проведению независимых краш-тестов автомобилей с оценкой активной и пассивной безопасности. Основан в 1997 году.
ARCAP (Autoreview Car Assessment Program) — первый российский независимый рейтинг пассивной безопасности автомобилей. Основан в 1996 году.
Технические характеристики
Автомобиль | |
Марка, модель | Daewoo Matiz |
Поколение | 1-е поколение, 1-й рестайлинг (M150) |
Комплектация | MX Automatic |
Производство | Узбекистан |
Год выпуска | 2012 |
Кузов | несущий |
Тип | хэтчбек |
Класс | А-класс |
Количество дверей | 5 |
Количество мест | 5 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый рядный |
Расположение | спереди поперечно |
Система питания | система распределённого впрыска |
Число цилиндров/клапанов | 3/6 |
Рабочий объём, см куб. | 796 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 51 (37)/5 900 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 69/4 600 |
Экологический класс | Евро-3 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 132 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 20 |
Трансмиссия | |
Привод | на передние колёса |
Коробка передач | автоматическая 4-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | независимая пружинная типа McPherson |
Задняя | зависимая пружинная |
Тормоза | |
Передние | дисковые |
Задние | барабанные |
Размеры и вес | |
Клиренс, мм | 210 |
Длина/ширина/высота, мм | 3 715/1 660/1 540 |
Колёсная база, мм | 2 340 |
Размерность шин | 155/65 R13 |
Снаряжённая масса, кг | 780 |
Полная масса, кг | 1 215 |
Объём багажника, л | 165-625 |
Расход топлива | |
Городской, л/100 км | 7.9 |
Загородный, л/100 км | 5.1 |
Объём топливного бака, л | 38 |
Комментариев: 0