Ключ традиционный для BMW того времени. Две кнопки отвечают за отпирание и запирание замков, а третья — за включение света в салоне. Внутри ключа спрятан штатный иммобилайзер. Кстати, если вы потеряете ключи, то их могут восстановить на заводе. Для заказа нужно обратиться к дилеру с документами на автомобиль.
Е36 ещё из той эпохи, когда в BMW были уверены в высокофорсированных атмосферных двигателях и не пичкали электронными ассистентами сбалансированное шасси, полностью полагаясь на здравый смысл драйвера и хороший запас тяги. К сожалению, именно поэтому количество M3, доживших до наших дней, несколько меньше числа выпущенных автомобилей. Кстати, о цифрах. Седанов с мотором S50B32 и левым рулём было выпущено 1 296 единиц в период с ноября 1995 по январь 1998 года. И один из них сейчас передо мной.
Внешне М3 практически не отличается от своих гражданских собратьев. Обвес можно было заказать и на 318-ю модель, но, конечно же, есть несколько отличительных штрихов. Самое главное отличие — вычурные зеркала. Именно с E36 аэродинамические зеркала стали визиткой М-серии. Затем сетка в центральном воздухозаборнике и чёрная пластиковая «губа» по низу переднего бампера. Ну и можно разглядеть большие тормозные диски, так что на М3 не поставить колёса меньше 17-го размера. В салоне о том, что это М3, напоминают пороги с триколором и буквой М, а перед глазами — приборка с заветной буковкой и указателем температуры масла вместо традиционного датчика моментального расхода. Кстати, стрелки красные, а у 3.2-литровой версии красная зона тахометра начинается с 7 500 оборотов.
Я помню, как в середине девяностых мы ездили в автосалон BMW. Там стояло несколько «ленд роверов» и пара E36. Это сейчас кажется, что дизайн не фонтан, материалы так себе и вообще ничего особенного. Но я помню восторг, когда в первый раз сел в тот тёмно-зелёный седан E36. Я видел Е36 только на картинках в каталоге «За рулём» и даже не мечтал посидеть внутри и потрогать все эти изгибы. А запах! Этот неповторимый запах BMW!
М-детали
Версии М3 всегда отличались от гражданских моделей, однако эта модель всегда была волком в овечьей шкуре. Если не знать заранее, то, глядя на изящные зеркала, чуть более развитые колёсные арки и пороги да небольшое антикрыло на крышке багажника, никогда не подумаешь, что под капотом мотор мощностью более 300 л. с.
Наша сегодняшняя М3 упакована по максимуму — индивидуальная комплектация. Тут есть почти всё, что было доступно для заказа. Не хватает только мелочей типа телефона или шторки на заднем окне. Это сегодня двойной климат-контроль и электросиденья встречаются даже в недорогих автомобилях, но в то время только премиум-сегмент мог позволить себе такую роскошь.
Дорогая индивидуальность
Для тех покупателей, которые хотели чего-то необычного, была возможность индивидуального заказа. Правда, цены 20 лет назад кусались. Новая М3 стоила около 90 000 дойчмарок в базовой версии, а цена машины в исполнении Individual легко переваливала за сотню.
Удобно устроиться за рулём довольно просто, благо регулируются и руль и сиденье, причём в достаточно широком диапазоне. Единственное — руль стоит с небольшим смещением относительно центра кресла. Но это почти незаметно. Передняя панель явно повёрнута к водителю, руль и рычаг КПП ложатся прямо в руку — не забывайте про слоган BMW тех времён Freude am Fahren («с удовольствием за рулём»). Поэтому не будем отвлекаться — М3 создана для движения. Господа, заводите ваши моторы!
Поворот ключа, и пространство вокруг наполняется низкочастотным гулом. Пока двигатель не прогрет, обороты держатся довольно высокими, заставляя нервничать сигнализации соседних авто. Но уже через минуту можно ехать. Масло быстрее прогреется под нагрузкой, просто не нужно выкручивать двигатель до отсечки.
Почти эксклюзив
За семь лет, с 1992 по 1999 годы, было выпущено 12 603 седана BMW M3 в кузове Е36, а таких машин, как у нас на тесте, (с левым рулём и 321-сильным мотором) было сделано всего 1 296 единиц. Много это или мало? Конечно, с дорогущими и действительно редкими машинами, как McLaren F1 (106 выпущенных экземпляров) или Bugatti Veyron (150 машин), не сравнить. А вот такое культовое авто, как Ferrari F40, было выпущено даже большим тиражом — 1 315 шт.
Жёсткая короткоходная подвеска сразу заявляет о том, что комфорта будет не слишком много, но мы и не ждём его. Поначалу кажется, что так ездить невозможно, но стоит прибавить немного ходу, и езда становится интереснее. Впрочем, остатки скепсиса улетучиваются вместе с несгоревшими углеводородами в первом же ходовом повороте. BMW рьяно бросается в любой изгиб с минимальным креном. Крутые и пологие, с перегибом и переменным радиусом — именно ради поворотов хочется садиться за руль снова и снова.
Помню, как проходил повороты на Subaru BRZ. Из-за лёгкого руля я постоянно искал, куда смотрят передние колёса. M3 совсем другое дело. Руль тяжёлый и однозначно говорит: не переживай, мы едем куда нужно. А то, что драйвер сам себе антибукс и система стабилизации — это даже плюс: оттачивать навыки управления автомобилем нужно на таких честных машинах. Жаль, такие редкие выезды по пустым загородным дорогам всё же не часты. Но и по городу ехать в «эмке» не так страшно, как в иных спортивных автомобилях.
Тяговитый двигатель и удобный 4-дверный кузов — каждый день я вожу детей в садик, потом еду в офис, а вечером проделываю обратный путь. Конечно, автомат и подвеска помягче, это то, что вроде бы нужно для семейной машины. Но иногда хочется покататься на треке. И пока я не могу позволить себе отдельную машину для покатушек, мощный седан с отточенной управляемостью самый лучший компромисс.
Многих интересует, каков расход у старой «эмки». Не такой уж и страшный, около 15 литров 98-го бензина по городу. Правда, я особо не стою в пробках, хотя и не отказываю себе в удовольствии от души наступить на педаль газа.
Фишки
— Первый двигатель BMW с удельной мощностью 100 л. с./литр
— На все М3 с завода устанавливается самоблокирующийся дифференциал
Вместо постскриптума
Уже перед сдачей материала я наконец-то попал на картинговую трассу СТК «Сокол». Там регулярно проводятся трек-дни, где каждый желающий на любой технически исправной машине может попробовать проехать трассу на время. Конечно же, я попробовал проехать, лучший результат по итогам двух заездов — 1:28.32. Не самое лучшее время, но уже есть какая-то точка отсчёта. Современные хот-хэтчи на гражданской резине едут примерно так же или хуже.
Понравилось:
- удобный 4-дверный кузов
Для моей семьи с двумя детьми — в самый раз - отличная динамика
Меньше шести секунд на разгон до сотни и максималка далеко за 200 км/ч - тяговитый мотор
Первая, вторая, пятая — чаще всего я езжу по этому алгоритму - относительная доступность обслуживания
Большинство запчастей и расходников есть в наличии. Да и сервис-центров по обслуживанию M-серии в Алматы хватает
Не понравилось:
- небольшой багажник
Кроме того что он не самый вместительный, по нему ещё и катается всё содержимое - небольшой клиренс
Да, дороги с каждым годом становятся лучше, но несколько раз я отрывал пластиковую защиту двигателя - высокая стоимость владения
Синтетическое масло, бензин АИ-98, дорогая резина — за удовольствие приходится платить
Купе или седан? 3.0 или 3.2?
До нынешнего седана M3 у меня было двухдверное купе M3 с двигателем объёмом 3 литра. Машина была немного доработана для любительских соревнований: пружины H&R, амортизаторы Bilstein, полиуретановые сайлентблоки, спортивные колодки и, конечно, спортивный руль. Управляемость М3 Е36 всегда была близка к эталонной, это отмечали эксперты и гонщики, это же могу сказать и я — автомобиль ведёт себя послушно и надёжно. В пределе скользит всеми четырьмя колёсами, но при желании можно добавить газу, и снос легко перейдёт в контролируемый занос.
Главная разница в характере двигателя — 3-литровый мотор обладает более взрывным характером, после 4 000 оборотов чувствуется подхват, который длится вплоть до отсечки. Однако 3.2 всё равно быстрее. В эксплуатации хорошая M3 не доставляет особых проблем: запас надёжности очень велик, главное — использовать оригинальные запасные части и квалифицированный сервис. Самое сложное в выборе М3 — найти живой экземпляр, с каждым годом сделать это всё сложнее. К сожалению, я продал купе ради расширения жилищной площади, но нет худа без добра — теперь у меня более редкий и удобный для семьи седан.
Вехи истории
Первая BMW M3 появилась 30 лет назад, в 1985 году. Она была выпущена для омологации в гонках группы А и ралли. Внешне М3 сильно отличалась от стандартной модели — широкие крылья, иная задняя часть и по-настоящему гоночные моторы. 2.3-литровый двигатель развивал мощность от 195 до 238 л. с., а выбрать можно было между купе и кабриолетом.
В 1992 году появилась М3 Е36. Она уже не была сугубо гоночной моделью, но это не помешало успешно выступать во всех видах соревнований. Под капотом прописалась «шестёрка» объёмом 3 литра и мощностью 286 л. с., которая позволяла разгоняться до 100 км/ч за 6 секунд. В 1996 году двигатель сменился на 3.2-литровый, мощность выросла до 321 л. с., а до сотни уходило 5.5 секунды. Приобрести можно было купе, седан и кабриолет.
В сентябре 1999 года вышла в свет «эмка» в кузове Е46. Машина стала крупнее и тяжелее, поэтому, чтобы компенсировать набранный вес, двигатель стал мощнее — 343 л. с. А выбрать можно было между купе и кабриолетом. В 2003 году вышла спецмодификация M3 CSL, которая благодаря меньшему весу и большей мощности смогла установить рекорд прохождения «Нюрбургринга».
Четвёртое поколение BMW M3 вышло в 2007 году. Впервые M3 стал оснащаться двигателем V8. Машина стала ещё тяжелее, мощнее и, конечно, быстрее. Варианты кузовов — купе, седан, кабриолет.
В 2014 году с выходом в свет пятого поколения индекс М3 стал принадлежать только седанам. Купе и кабриолеты теперь имеют своё собственное обозначение — М4.
Одноклассники
Главный конкурент, из-за которого 4-дверная M3 вообще увидела свет, — Mercedes-Benz C36 AMG, дебютировавший в 1993 году. Позже, в 1997 году, появился ещё один подобный автомобиль Audi S4, главной особенностью которого стали полный привод и турбомотор мощностью 265 л. с., но в Казахстане заряженных версий этих массовых автомобилей крайне мало.
Комплектация
Наш автомобиль нафарширован под завязку — кожаный салон, электросиденья с подогревом, электрические стеклоподъёмники, двухзонный климат-контроль, продвинутый бортовой компьютер, топовая аудиосистема Harmann Kardon. Даже обидно, что сейчас всё это можно встретить в малолитражках.
Гамма моторов
В 36-м кузове у М3 было два мотора. С 1992 по 1996 год S50B30 — трёхлитровая шестёрка с индивидуальными дросселями на каждый цилиндр, системой изменения фаз газораспределения VANOS на впуске и мощностью 286 л. с. А в 1996 году появилась версия с двигателем объёмом 3.2 литра (S50B32). Теперь VANOS был на впуске и выпуске, а удельная мощность впервые на серийных автомобилях BMW превысила 100 л. с. с литра.
Дела трансмиссионные
Все BMW M3 оснащались механической КПП. Трёхлитровая модификация выпускалась с 5-ступенчатой КПП, а для мотора 3.2 базовой стала 6-ступенчатая трансмиссия. В 1997 году в BMW предложили трансмиссию с автоматическим переключением — SMG. Она представляла собой обычную механическую КПП, но с автоматическим сцеплением и гидравлическим переключением передач. Помимо ручного выбора передач была возможность и автоматической смены ступеней. Скорость переключения составляла 0.4 секунды.
Шасси
Подвеска М3 отличается от подвески обычной Е36 существеннее, чем может показаться на первый взгляд. Пружины, амортизаторы и все шаровые соединения усилены. Стабилизаторы стали толще, при этом пересмотрена геометрия подвески. В результате кузов сидит ниже, а колея оказалась шире, чем на обычных «тройках». Также стало острее рулевое управление.
О безопасности
В то время, когда разрабатывали Е36, специалисты по безопасности принимали участие где-то на одном уровне со специалистами по экологии. За пассивную безопасность отвечают преднатяжители ремней и две фронтальные подушки безопасности, а из средств активной безопасности — только ABS.
Технические характеристики
Автомобиль | |
Марка, модель | BMW M3 3.2 |
Версия | Individual |
Производство | Германия |
Год выпуска | 1996 |
Кузов | несущий |
Тип | седан |
Количество дверей | 4 |
Количество мест | 5 |
Двигатель | |
Модель | S50B32 |
Тип | бензиновый рядный |
Расположение | спереди продольно |
Система питания | распределённый впрыск |
Число цилиндров/клапанов | 6/24 |
Рабочий объём, см куб. | 3 201 |
Максимальная мощность, л. с. (кВт)/об/мин | 321 (236)/7 400 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 350/3 250 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 250 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 5.5 |
Трансмиссия | |
Привод | на задние колёса |
Коробка передач | механическая 6-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | независимая пружинная типа McPherson |
Задняя | независимая пружинная многорычажная |
Тормоза | |
Передние | дисковые вентилируемые |
Задние | дисковые вентилируемые |
Размеры и вес | |
Клиренс, мм | 110 |
Длина/ширина/высота, мм | 4 435/1 710/1 370 |
Колёсная база, мм | 2 710 |
Размерность шин | 225/45 R17 |
Снаряжённая масса, кг | 1 460 |
Полная масса, кг | 1 935 |
Объём багажника, л | 435 |
Расход топлива | |
Городской, л/100 км | 16.9 |
Загородный, л/100 км | 7.5 |
Смешанный цикл, л/100 км | 12.2 |
Объём топливного бака, л | 62 |