• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Выводами об «успехах» взимания утильсбора, а также о деятельности оператора по утилю АО «Жасыл Даму» аудиторы изложили в отчёте ВАП о работе за II квартал и шесть месяцев 2023 года. По словам экспертов, система расширенных обязательств производителей и импортёров через оплату утилизационных платежей не достигла поставленной цели. Улучшения уровня экологической чистоты транспорта, в том числе за счёт снижения количества морально и технически устаревших авто, в стране не произошло. Наоборот, средний возраст машин в Казахстане увеличился до 22 лет, а автомобилей старше 10 лет стало в полтора раза больше, чем в 2017 году (время старта программы утилизации. — Прим. Kolesa.kz).
При этом оператор по взиманию утильсбора — АО «Жасыл Даму» не обладает информацией о количестве производителей (импортёров), на которых распространяются соответствующие обязательства, и не имеет возможности их идентифицировать, а утилизационные платежи вносятся по факту на счёт акционерного общества.
«Это не позволяет обеспечить полноценный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью оплаты таких платежей. В результате недополучено 309.8 млрд тенге (оценочно), а также допущено к эксплуатации 58 тыс. транспортных средств и техники, оплата утилизационных платежей по которым на момент аудита не подтверждена», сообщили в ВАП РК.
Аудиторы также отметили, что механизм финансирования экологических проектов за счёт утильсбора непрозрачен. Из 15 эконаправлений АО «Жасыл Даму» профинансировало только два. При этом 99.6 % от всех утилизационных платежей за 2022 год направлялось на поддержку автопрома (259 млрд тенге).
Всего по итогам аудита в утилизационной сфере были установлены финансовые нарушения в объёме 277 млн тенге, 5 млрд тенге — неэффективного управления средствами и 4.7 млрд тенге — упущенной выгоды.
«В связи с чем правительству рекомендовано с учётом международной практики рассмотреть целесообразность закрепления функций по исчислению, контролю за полнотой и своевременностью перечисления уплаты производителями и импортёрами утилизационных сборов за органами государственных доходов с внедрением прозрачного бюджетного механизма финансирования экологических проектов за счёт утилизационных платежей», отметили в ведомстве.
К слову, ранее Минэкологии отказалось обнародовать данные, сколько средств от утильсбора и на какие цели было перечислено казахстанским автосборщикам, сославшись на то, что это якобы коммерческая тайна.
знаем в чей карман эта кормушка работает
а кто там такой умный? кого осенило, что все это фарс?
утилизационный сбор был введен для снижения оттока долларов за рубеж, в чем признавались чиновники. ну и для воровства, конечно же. утилизационный сбор нормального государства нужен для коммерчески невыгодных и опасных для экологии предметов, например, батареек, пластиков, электроники, бытового мусора и т. д. утилизация автомобиля коммерчески выгодна, пусть этим занимается соответствующий бизнес.
а регулировать экологическую нагрузку можно посредством налогов, отмены субсидирования топлива, ограничением по экологическому классу, техосмотром (ну да, техосмотром, я же про нормальное государство говорю).
Многие страны работают по принципу больших налогов во время эксплуатации, но при этом цена автомобиля не включает налоги. Та же Корея возвращает налоги и пошлины людям продавшим машину зарубеж — идеальная схема, не нужно создавать инфраструктуру, автопарк регулярно обновляется и баланс машин остаётся.
А как пели про развитие утилизации, улучшение экологии и обновление автопарка страны. Очевидно, что утилизировать машины народ и сам успешно продолжит, поскольку выгодно разбирать машины на продажу (авторазбор), а нереализуемые остатки машин также будут сдавать во Вторчермет. Выходит утильсбор стал просто побором для простых смертных, а кто-то приближенный к власть имущим умудряется его не оплачивать, создавая недостачи! Великолепно придумано! А главное, как свойственно нашим управленцам!
Коррупция наше всё!
Ввели высочайший утиль сбор, ввели абсолютно нелогичную безумно дорогую первичную регистрацию и потом с удивлением говорят что нет притока новых автомобилей и автопарк Республики стал старше)))) все очень логично и закономерно произошло))) Уберите первичную регистрацию, сделайте утиль сбор в пределах 100-200 евро, включите налог на транспорт в стоимость топлива, и вы удивитесь как обновиться авто парк страны
Вы исходите из того что гос органы работают на благо страны и народа, а не себя лично и своих коммерчески интересов как частных лиц в правительстве, что в корне не правильно. Опыт доказывает что интересы страны чиновников не интересуют.
От того что поменяли выгодополучателя от утильсбора афера не перестала быть не справедливым побором — народ и страна от этого только проиграла. «Самая большая глупость — делать то же самое и надеяться на другой результат» не помню кто сказал)))
Безумие — это точное повторение одного и того же действия раз за разом в надежде на изменение. ( игра FarCry )
Неверно выбранный путь (способ реализации) не может достичь цели.
„Если человек не знает куда он плывет — то для него нет попутного ветра.“ — Сенека (младший) Римский философ-стоик