Водительские права самокатчикам понадобятся только на проезжей части

Водительские права самокатчикам понадобятся только на проезжей части

Но ездить без шлема запретят как водителям велосипедов и мопедов, так и электросамокатов.

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

Поправки в закон «О дорожном движении», регулирующие езду на электросамокатах, казахстанские мажилисмены приняли 10 мая 2023 года. Презентуя изменения в документ, депутаты не обозначили ряд достаточно важных моментов, и потому их законотворчество вызвало волну возмущения у владельцев альтернативного транспорта. Больше всего пользователей электросамокатов огорчила перспектива получения водительских прав, были вопросы и к возрасту, а также ношению шлемов: мопедистам вроде как не нужно, а для езды на самокате — обязательно. Редакция Kolesa.kz нашла тот самый документ, за который проголосовали в мажилисе, и рассказывает о нём подробно.

Понятие «электросамокат»

Статью 1 закона депутаты решили дополнить пунктом 53-1, устанавливающим, что «малое электрическое транспортное средство — транспортное средство, оснащённое электрическим двигателем, предназначенное для индивидуального передвижения, имеющее одно или несколько колёс, за исключением электрических самокатов и мопедов с электрическим двигателем».

А также пунктом 57, гласящим, что «электрический самокат — транспортное средство индивидуальной мобильности, имеющее два или три колеса, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электрического двигателя (электрических двигателей), не имеющее сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более 25 километров в час».

То есть понятия эти наконец-то узаконили.

Водительские права самокатчикам понадобятся только на проезжей части

Обязанности и запреты

Но самое главное — статью 57 закона «О дорожном движении» депутаты расширили, прописав в ней права и обязанности водителей мопедов, электрических самокатов, велосипедов, малых электрических транспортных средств, в которых будет установлено (приведём обновлённые и новые пункты):

  1. Водители указанных транспортных средств имеют право двигаться по дорогам в соответствии с правилами дорожного движения.
  2. Водители мопедов, электрических самокатов, велосипедов, малых электрических транспортных средств обязаны знать и соблюдать правила дорожного движения, утверждённые уполномоченным органом.
  3. Водителям мопедов, электрических самокатов и велосипедов запрещается:
    1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
    2) перевозить пассажиров, кроме перевозки пассажиров на велосипедах и мопедах со специальными приспособлениями для их перевозки;
    3) перевозить груз, кроме перевозки груза на велосипедах и мопедах со специальными приспособлениями для их перевозки, а также груза, который не выступает более чем на 50 сантиметров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
    4) поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы, для движения в данном направлении;
    5) буксировка мопедов, электрических самокатов и велосипедов, а также мопедами, электрическими самокатами и велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с мопедом и велосипедом;
    6) пересекать проезжую часть дороги по пешеходным переходам, находясь на транспортном средстве;
    7) передвигаться в тёмное время суток по проезжей части дороги без светоотражающего предмета, соответствующего требованиям, определённым правилами дорожного движения, обеспечивающего видимость водителям других транспортных средств;
    8) при управлении по проезжей части дороги быть без застёгнутого шлема.
  4. Водителям мопедов запрещается двигаться по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения, обочине, тротуару или пешеходной дорожке.
  5. Водители электросамокатов двигаются по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения. При отсутствии велосипедной дорожки, велосипедной полосы движения водители электрических самокатов двигаются:
    — по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в соответствии с требованиями, установленными частью второй настоящего пункта, в один ряд;
    — обочине;
    — тротуару или пешеходной дорожке со скоростью не более 6 км/ч, не создавая опасности для движения пешеходов.
  6. Не допускается движение по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, водителей электрических самокатов, не достигших 18-летнего возраста, без водительского удостоверения любой категории (либо временного удостоверения, выданного взамен водительского удостоверения на право управления транспортным средством).

    Водители велосипедов двигаются по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения, а при их отсутствии — по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд либо по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая опасности для движения пешеходов.

  7. Водителям малых электрических транспортных средств запрещается:
    1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, за исключением малых электрических транспортных средств без руля (моноколесо, к примеру);
    2) перевозить пассажиров;
    3) перевозить груз;
    4) двигаться по проезжей части дороги;
    5) двигаться по тротуару или пешеходной дорожке при наличии рядом велосипедной дорожки, велосипедной полосы движения;
    6) буксировка малых электрических транспортных средств малыми электрическими транспортными средствами;
    7) пересекать проезжую часть дороги по пешеходным переходам, находясь на малом электрическом транспортном средстве.
Водительские права самокатчикам понадобятся только на проезжей части

Таким образом, права электросамокатчикам понадобятся только для выезда на проезжую часть. На мопедистов, что примечательно, данное ограничение не действует. Им, наоборот, надлежит передвигаться только по дороге, хоть и без водительских прав.

Также водителям электросамокатов, если поправки примет сенат и подпишет президент, придётся ездить в шлемах, по тротуарам и не быстрее 6 км/ч. Кстати, с соблюдением данного ограничения тоже возникнут вопросы. Ведь, как уже говорилось не раз, большинство электросамокатов в Казахстане арендные. И шеринговые компании взимают плату с пользователей не покилометровую, а поминутную. То есть чем быстрее арендатор доберётся до конечной точки, тем меньше заплатит. Отсюда и появляются «шашечники» на тротуарах. И с этим вопросом тоже нужно что-то очень срочно решать.

Водительские права самокатчикам понадобятся только на проезжей части

Ну и опять-таки поправками в закон депутаты планируют официально разрешить электросамокатам двигаться по велодорожкам и велополосам. До этого хоть и все ездили по ним, нигде точной формулировки не было. А велополосы в Алматы местами являются частью проезжей части (по улице Сатпаева, к примеру). На них не имеющие прав электросамокатчики смогут заезжать? В общем, документ, как нам кажется, перед тем как принимать, стоило бы доработать.

Ну и про штрафы

Согласно статье 593 КоАП РК, за езду без шлемов и перевозку пассажиров мопедистов и электросамокатчиков будут наказывать на 5 МРП, или 17 250 тенге в 2023 году. Полицейские обещали выявлять нарушителей с помощью видеокамер и при патрулировании.

Комментариев: 5

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.