Владельцы новых авто оплачивают утилизацию старых

Владельцы новых авто оплачивают утилизацию старых

Почему ставки утилизационного сбора высокие в Казахстане, объяснили Kolesa.kz в Министерстве экологии и природных ресурсов РК.

При первичной постановке на учёт казахстанцы платят сбор за утилизацию легковых авто от 437 550 до 3 354 550 тенге. При этом привязан он не к весу машины, что было бы логично, ведь затрат на её переработку больше, а к объёму двигателя.

По данным ТОО «Оператор РОП», в 2020 году на организацию сбора и транспортировку одного вышедшего из эксплуатации легкового авто компания направляла порядка 18 900 тенге, на работы по утилизации ВЭТС ещё около 123 000 тенге. В 2021 году за утилизацию старой машины 1-й категории (полная комплектация) выплачивают 210 024 тенге (72 МРП), за 2-ю категорию (неполная комплектация) — 157 518 тенге (54 МРП).

Таким образом, приём и переработка одного транспортного средства с учётом компенсационных выплат обходится в сумму от 299 418 до 351 924 тенге. При этом затраты на утилизацию легкового авто с объёмом двигателя один литр практически не отличаются от затрат на машину с трёхлитровым мотором. Однако утильсбор за большеобъёмные двигатели в 7.7 раза выше.

Владельцы новых авто оплачивают утилизацию старых

Утильсбором заведует министерство экологии, и Kolesa.kz попросили чиновников разъяснить:

  • Кто и исходя из чего утверждал действующие ставки утилизационного сбора? Откуда взялись суммы по каждой позиции? Какие делались расчёты?
  • Почему утильсбор за автомобили с большим объёмом двигателя выше, чем за те, что с меньшим, при одинаковых затратах на утилизацию?
  • Почему нет дифференциации ставок? В России, например, утильсбор за машины для физических лиц в разы ниже, чем для юридических.

Кроме того, мы попросили экологов отчитаться, на что были использованы деньги, собранные в виде утильсбора на автомобили в Казахстане за предыдущие годы и в 2020 году?

В Минэкологии нам ответили, что в размере утильсбора сидят расходы на инвестиции в инфраструктуру, операции по утилизации, логистике, административные расходы, а также стимулирование обновления парка страны путём выдачи денежных премий и скидочных сертификатов за сдачу старых машин на утилизацию.

Также при расчётах принималось во внимание, что «Оператору РОП» придётся утилизировать не только новые авто (выплачивая их владельцам компенсацию и т. д.), но и 4 миллиона старых, зарегистрированных в стране до введения утильсбора, а также более 200 единиц сельхозтехники. То есть, ввозя сегодня машину в Казахстан, её владелец платит и за себя, и за «того парня».

Владельцы новых авто оплачивают утилизацию старых

На что уходят деньги с утильсбора?

Дать подробный отчёт, на что конкретно были потрачены собранные деньги, в Минэнерго не удосужились. Рассказали лишь, что в республике на сегодня построено 18 пунктов сбора утилизационного транспорта и один завод по его переработке, с 2017 года утилизировано 187 тысяч старых авто, а с ноября 2020 года ещё и 2380 единиц сельхозтехники.

Кроме того, по словам чиновников, средства, собранные в виде утильсбора, расходуются на компенсационные выплаты гражданам, сдающим автохлам на утилизацию, а также стимулирование производства в Республике Казахстан экологически чистых авто путём финансирования предприятий по следующим направлениям:

  • содержание рабочих мест;
  • использование энергоресурсов;
  • осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
  • проведение испытаний, связанных с выпуском продукции;
  • поддержка гарантийных обязательств.

М-да, под осуществление исследований, разработок и испытаний и разное стимулирование можно много денег освоить. Только вот что у нас сегодня исследуют и разрабатывают? Вся наша автопромышленность — это сборка готовых машинокомплектов.

Год назад, кстати, «Оператор РОП» обо всех этих тратах рассказал без утайки. В этот раз министерство от ответа ушло. А тем временем вопрос на тему утильсбора дошёл до президента страны, и Токаев поручил пересмотреть ставки утильсбора на грузовики.

Может, и до легковушек когда-нибудь дело дойдёт?

Комментариев: 14

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    007

    Все давно знают что деньги уплаченные в РК на утиль сбор идут в карман дочери высокопоставленного чиновника РК! Поэтому даже и думать не стоит возить в РК автомобили из за границы! Они как пиявки присосались к бюджету РК и доят народ! Лиши их этого заставь зарабатывать своей головой и руками и от их величия и миллиардов и следа не останется!

    Ответить
  • Аватар
    Александр

    Сколько металла получили?в том числе цветного? а это все тоже деньги и не малые!а то привыкли дурачков включать!Цена иеталла на сегодняшний лень перекрывает его утилизацию!

    Ответить
  • Аватар
    Kalgan

    6 год уже пошёл как субсидируют наш автопром за счет всего народа Казахстана а воз и ныне там!!! Как везли все готовое вплоть до аккумуляторов. Где в нашем производстве содержание местное??? Гайки и те привозят вместе с комплектом!!! Подписывайтесь на канал #нетутильсбору там вся правда о нашем производстве https://m.facebook.com/groups/netutilsboru/

    Ответить
  • Аватар
    id18513531

    Ждём перехода в зеленую зону и на митинг против утиль сбора, сумма должна быть не более 100-200 тысяч. Как верно подметили про металл роп почему то ни слова не говорит. И как их сумма 291-355 вырастает до миллионов тоже

    Ответить
  • Аватар
    id17341309

    Это не кормушка,это кормушище,а это как говорят в Одессе две большие разницы.

    Ответить
  • Аватар
    maik

    сколько можно доить

    Ответить
  • Аватар
    ПРАДО

    Мин ответили: расходы на научно-исследовательских работ)))) и еще там есть адм расходы))) вот слова где нет конца и края

    Ответить
  • Аватар
    GBukin

    этот утилизационный сбор направлен на что угодно, но не на утилизацию отходов. это просто спектакль, в котором перерабатывающие заводы и прочие атрибуты показывают шоу под названием «индустрия переработки отходов». но как и в реальной жизни, театр имеет мало общего с действительностью.

    Ответить
  • Аватар
    Максим

    когда нибудь терпение народа закончится и их в утиль отправят

    Ответить
  • Аватар
    红旗

    Этому маразму должен прийти конец когда-нибудь. Такое вечно не может продолжаться. Я, например, пока перебьюсь где-то своим мотоциклом, великом, электросамокатов, зимой на ОТ, а машинку берегу и езжу только по необходимости.

    Ответить
  • Аватар
    vs

    Зачем людей за дураков считать? Каждому известно, что если сдать на металлолом автомобиль, то можно получить хорошие деньги.
    Утиль сбор нужен с одной стороны чтобы все желающие не создавали конкуренцию зажравшимся официальным дилерам, с другой стороны эти деньги идут в карман дочери всем известного человека.
    Только для государства, было бы выгодным отменить эти бредовые сборы и снизить пошлины до размеров 2009 года, тогда народ получит нормальные автомобили по хорошей цене, государство приличный доход от таможенных платежей, ну и малый бизнес получит возможность зарабатывать. К сожалению интересы нескольких людей перевесили интересы государства и людей.

    Ответить
  • Аватар
    Tm

    подсмотрели аферу в фильме «Олигарх» ! С рублем и перчаткой ! Народ без рубля, а они с перчаткой !

    Ответить
  • Аватар
    V!PeR!

    Просто надо немного потерпеть.

    Ответить