В Казахстане предложили продлить льготный ввоз электромобилей

В Казахстане предложили продлить льготный ввоз электромобилей

Народные депутаты предсказывают рост цен на электрокары и снижение их популярности у населения.

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

Продлить действие льготного режима на ввоз электромобилей сроком не менее чем на три года предложили премьер-министру РК Олжасу Бектенову депутаты фракции «Ак жол».

В своём запросе они отметили, что в стране зарегистрировано свыше 6.4 млн автомобилей (из них более 70 % старше 10 лет), которые выбрасывают в атмосферу в 5–7 раз больше вредных веществ, чем современные машины. Особенно остро эта проблема проявляется в крупных городах. Так, в Алматы, по данным экологического мониторинга, до 80 % загрязнения воздуха приходится именно на автотранспорт.

При этом введение льготных условий для электромобилей дало ощутимый эффект: в 2022 году в Казахстан ввезли лишь 1245 электромобилей, а в 2024 году — уже 15 700, то есть в 12 раз больше. Однако доля электромобилей в общем парке авто всё ещё крайне незначительна. В нашей стране она составляет только 0.5 %, тогда как в Китае — 35 %, в Норвегии — 80 %, а в странах Евросоюза — более 22 %.

Депутаты прогнозируют: после завершения льготного режима на ввоз электромобилей в конце 2025 года произойдёт повышение цен на электромобили на 30–40 %, что приведёт к снижению спроса и замедлению роста количества экологичного транспорта. Почему именно на 30 или 40, а не на 20 или 50 %, мажилисмены не уточнили.

Напомним, льготный режим в настоящее время действует только для физлиц, ввозящих в Казахстан электрокары для личного пользования. И с 1 января 2026 года, после завершения льготки, гражданам придётся платить только НДС — 16 % от стоимости. А растаможка и утильсбор для них так и останутся нулевыми.

«Считаем, что прекращение льгот подорвёт перспективы оздоровления воздуха в наших городах (ещё раз отметим, что в загрязнении атмосферы Алматы 80 % приходится именно на автомобильные выхлопы), а также приведёт к дальнейшему ухудшению экологии», — подчеркнули акжоловцы и предложили:

  • Продлить действие льготного режима на ввоз электромобилей сроком не менее чем на три года, при необходимости — инициировать данный вопрос перед Евразийской экономической комиссией.
  • Оказать содействие в развитии инфраструктуры для электромобилей, включая расширение сети зарядных станций.
  • Ввести меры стимулирования отечественных производителей и инвесторов к сборке и производству электромобилей и их компонентов.

К слову, ввезти в течение двух лет 25 тысяч электромобилей без растаможки и уплаты НДС для личного пользования и без последующей продажи в России Казахстану разрешила весной 2022 года как раз таки комиссия ЕЭК. Отдельные квоты при этом были установлены для Беларуси, Армении и Кыргызстана. И без международного согласования действие этого решения не продлить. Причём процесс этот, как показывает практика, достаточно длительный. Но инициатива депутатов, безусловно, хорошая.

Комментариев: 4

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Booker

    популизм депутатский…

    Ответить
  • Аватар
    Серик

    Смагулов и Лаврентьев решают вместо Бектенова.

    Ответить
  • Аватар
    Тал

    Депутаты прогнозируют: после завершения льготного режима на ввоз электромобилей в конце 2025 года произойдёт повышение цен на электромобили на 30–40 %, что приведёт к снижению спроса и замедлению роста количества экологичного транспорта. Почему именно на 30 или 40, а не на 20 или 50 %, мажилисмены не уточнили.

    добавится 16% ндс, откуда 30-40, они в школе не учились чтоли?

    Ответить
    • Аватар
      ASPAN   Тал

      добавь туда комиссии наших доблестных дилеров. они заряжают по млн-полтора млн тенге. вот и считай. мало кто сами везут

      Ответить