Утильсбор за шины казахстанцы платят дважды?

Утильсбор за шины казахстанцы платят дважды?

Или что делать с изношенной резиной после переобувки?

Ежегодно в Казахстане собирается и отправляется на переработку более 20 тысяч тонн использованных шин. Сколько это в штуках? Много. Грубо, если взять хотя бы один распространённый в нашей стране размер 215/55 R16, то выйдет 2 млн покрышек.

За каждую ввезённую в страну покрышку с 2016 года импортёр платит утильсбор. Сколько именно, прописано в методике расчёта, утверждённой приказом Минэкологии. Для вычислений используется формула:

С = m х CМРП х К.

 

С — плата за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов автокомпонентов;
m — масса (в тоннах) производимых (импортируемых) автокомпонентов;
CМРП — сумма одного месячного расчётного показателя МРП, 3063 тенге в 2022 году;
К — коэффициент для расчёта размера платы, равен 14.15.

К примеру, утилизационный платёж за комплект из четырёх шин размера 175/65 R14, весящих 26.4 кг, который ставится на вазовские «гранты», составляет сегодня 1144 тенге.

Утильсбор за шины казахстанцы платят дважды?

За импорт шести баллонов на «Газель» размером 185/75 R16С и общим весом 84 кг плата — 3641 тенге.

Утильсбор за шины казахстанцы платят дважды?

За четыре шины на компакт-кроссовер размера 215/55 R16, суммарно весящих 40 кг, — 1734 тенге.

А за комплект из шести покрышек для двухосного тягача основным размером 11.00 R22.5 и весящих суммарно 310.8 кг — 13 470 тенге.

Утильсбор за шины казахстанцы платят дважды?

Эти деньги импортёры уплачивают утилизаторам. Ранее — «Оператору РОП», а теперь — на счета АО «Жасыл Даму». Сумма сбора, разумеется, отражается на стоимости шин в рознице. И утильсбор, по сути, оплачивают автовладельцы.

Но самое интересное начинается, когда владелец авто захочет избавиться от изношенной резины. Выбрасывать на обычную мусорную свалку у дома или бросить на обочине нельзя — штраф для физлиц целых 40 МРП (или 122 520 тенге в 2022 году), для юрлиц — от 200 до 500 МРП (от 612 600 до 1 531 500 тенге) в зависимости от размера предприятия.

Надо куда-то сдать… И проблем с этим нет, шиномонтажки принимают. Но вот нонсенс: потребуют от автовладельца снова заплатить. Немного, конечно, но сам факт — заплатить. За утилизацию.

В среднем за приём одного баллона для легкового авто «вулканки» или компании, занимающиеся сбором старой резины, берут по 500 тенге, а за грузовые шины — по 1000. Если не приехали на переобувку, а просто решили освободить балкон или гараж от старья, ещё и самим доставить в пункт приёма. Для вывоза пары или даже комплекта изношенной «обувки» машину утилизаторы на дом не отправляют.

Конечно, тысяча-две тенге за несколько лет эксплуатации шин просто размазываются в расходах. Но сам факт, что потребитель где-то снова платит дважды, уже даже… а, да, не удивляет.

Хотя та самая C в формуле расчёта утильсбора включает оплату и сбора старой резины, и её транспортировку. По факту же сборщикам резины автомобилисты в некоторых случаях платят за утилизацию даже больше, чем при покупке покрышек. А компании ведь ещё и субсидии получают за свою работу — на эти цели деньги с утильсбора тоже направляются.

Может, в «Жасыл Даму», которое встало у руля в деле утилизации отходов, обратят внимание на этот вопрос? По логике владельцам за сдачу старых шин должны платить, а не наоборот. А то ведь все наши степи и реки старой резиной заполонят, да печки резиной топить продолжат.

Ну и напоследок немного информации по пунктам сбора резины: со списком компаний, занимающихся переработкой шин, можно ознакомиться на сайте утилизаторов. В Алматы один приёмный пункт находится в Аксае-1а, д. 1. Правда, это многоэтажный жилой дом. Но внизу есть большая стоянка, на территории которой по фото 2gis можно увидеть кучу покрышек. Часть из них на крыше навесов.

Утильсбор за шины казахстанцы платят дважды?

Шины сдавать надо. Как минимум чтобы не захламить нашу красивую природу. А ещё старая резина может дать жизнь другой полезной продукции. На заводах её превращают в крошку, из которой в дальнейшем изготавливают мягкую плитку, а также бесшовное и рулонное резиновое покрытие. А вскоре, возможно, полученное сырьё станут использовать и при производстве асфальта.

Комментариев: 15

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Продавец

    Опять обокрали народ, так надо было статью назвать. Сколько помню, всегда на шинке оставлял, а они далее уже партией вывозят, не думаю что они со своего кармана платили за утилизацию)))

    Ответить
  • Аватар
    Тимур

    Платил косарь за 4 колеса в октябре когда переобувался в зиму, R14. Тоже подумал что вообще то заплатить должны были мне! Но у нас все иначе ) Решил, что мне с этими старыми баллонами возиться не охота, ездить еще куда-то искать кому сдать и заплатил на месте ( Еще подумал, что как бы мое старье не перепродали кому нить )

    Ответить
  • Аватар
    Hugh Morjoui

    Это не так все работает. Резина с 80% износом продается областникам. Там они ее добивают и то, что остаётся сжигают в печах для обогрева дома. Хорошо горожанину что приедут-заберут и денюжка, хорошо областникам -за бесценок ещё живая резина и небольшая экономия на угле. А на одной покрышке если нормально сделано отопление, можно дом потопить. Сам не проверял, так говорят.

    Ответить
  • Аватар
    ПРАДО

    А где эти зеленые советники при акимате…которые выносили решение от населения …еще при Байбеке (брт, Аль Фараби 60 км/ч) и говорили про Париж, Амсьердам, Лондон? Которых даже в лицо народ не видел…но говорили от народа! Говорят про машины но сами поддерживают мусор из России…давайте электромобили стимулируйте чем велики ставить.

    Ответить
    • Аватар
      Hugh Morjoui   ПРАДО

      Электромобили не решают проблему экологии, а усугубляют ее.

      Ответить
    • Аватар
      Ден   ПРАДО

      дружище, вот ты думаешь электромобили это кайф, типа экологии хорошо, заправлять не надо — это выгодно! экологии хорошо только с одной стороны, т.к. утилизация изношенных элементов питания намного сложней, и приносит экологии огромный вред. не надо заправлять — типа экономия колоссальная! а ты знаешь сколько стоят «расходники» на Теслу? я когда увидел цены (работаю с запчастями) — понял что не каждый «крутик» себе может позволить содержать такое авто

      Ответить
      • Аватар
        Adil   Ден

        дружище, как не крути а с экологией что-то нужно делать. Иначе внкуи наши будут жить как в фильме Безумный макс или Водный мир.По прогнозам всяких институтов к 2100-2150 году такие города как Нью-Йорк, Амстердам, Хошимин, Калькутта (https://crimea.ria.ru/20211108/shest-krupnykh-gorodov-uydut-pod-vodu—rokovoy-prognoz-klimatologov-1121346255.html) и ещё куча городов окажутся под водой со всеми исходящими (войны за землю,голод и т.д.). В таких условиях уже никто не будет говорить что дорогая Тесла и т.д., было бы на чём ездить и что жрать. Второй большой момент, что к 2025-2035 все крупные автопроизводители перейдут на производство только электротачек, т.е. через 10-15 лет горячо нами любмые машины на ДВС уже не будут производиться (возможно будут производить какие-то китайцы,лады и т.д., но все крупные производители уже озвучили свой цели, тойота, ФВ, америкосы и т.д.). И если сейчас не двигаться, это делать инфраструктуру (зарядки по всему КЗ, ставить дорогое оборудование для утилизации батарей и других частей электромобиля), то в КЗ самыми свежими машинами будут камри,БМВ и другие 2025 года. Далее глобальные компании будут работать над удешевлением запчастей и я надеюсь это нейзбежно. Да, сейчас это дорого, но к сожалению это нейзбежно, иначе будем на нашей планетке воевать за кусок земли…

        Ответить
      • Аватар
        ПРАДО   Ден

        В курсе что электрики не лучше….но хотя что то лоббировали в пользу природы. Помимо теслы же есть корейцы, китайцы. Да, в основном твоя мысль понятна

        Ответить
  • Аватар
    MAN

    Может алматинцы и платят за утилизацию шин, но только не шымкентцы. Такого в Шымкенте нет 100%. Я не знаю что с ними делают, но я давно не вижу горы шин на вулканизациях и чтобы они вообще где то валялись.

    Ответить
  • Аватар
    id11893834

    Как дурили народ 30 лет лапшу на уши вешали ну и тд….

    Ответить
  • Аватар
    сoles

    У нас прошлой осенью в Сортировке(Караганда) тоже был склад б/у резины ,как бы вроде утилизационный , кто то решил чтоб не возится с ней, просто взяли и подожгли!!!Неделю пожарные дежурили! Людям дышать нечем было ,жаловались ,бесполезно никому ничего не надо! Власти молчат!
    Куда не посмотри везде бардак!

    Ответить
  • Аватар
    Master

    Что ни будь в этой стране работает для блага людей??!!!

    Ответить
  • Аватар
    mikolamm75

    Содрать две шкуры это ноухау наших чиновников. Теперь перед ними стоит задача содрать три и более шкур(((

    Ответить