Ежегодно в Казахстане собирается и отправляется на переработку более 20 тысяч тонн использованных шин. Сколько это в штуках? Много. Грубо, если взять хотя бы один распространённый в нашей стране размер 215/55 R16, то выйдет 2 млн покрышек.
За каждую ввезённую в страну покрышку с 2016 года импортёр платит утильсбор. Сколько именно, прописано в методике расчёта, утверждённой приказом Минэкологии. Для вычислений используется формула:
С = m х CМРП х К.
С — плата за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов автокомпонентов;
m — масса (в тоннах) производимых (импортируемых) автокомпонентов;
CМРП — сумма одного месячного расчётного показателя МРП, 3063 тенге в 2022 году;
К — коэффициент для расчёта размера платы, равен 14.15.
К примеру, утилизационный платёж за комплект из четырёх шин размера 175/65 R14, весящих 26.4 кг, который ставится на вазовские «гранты», составляет сегодня 1144 тенге.
За импорт шести баллонов на «Газель» размером 185/75 R16С и общим весом 84 кг плата — 3641 тенге.
За четыре шины на
А за комплект из шести покрышек для двухосного тягача основным размером 11.00 R22.5 и весящих суммарно 310.8 кг — 13 470 тенге.
Эти деньги импортёры уплачивают утилизаторам. Ранее — «Оператору РОП», а теперь — на счета АО «Жасыл Даму». Сумма сбора, разумеется, отражается на стоимости шин в рознице. И утильсбор, по сути, оплачивают автовладельцы.
Но самое интересное начинается, когда владелец авто захочет избавиться от изношенной резины. Выбрасывать на обычную мусорную свалку у дома или бросить на обочине нельзя — штраф для физлиц целых 40 МРП (или 122 520 тенге в 2022 году), для юрлиц — от 200 до 500 МРП (от 612 600 до 1 531 500 тенге) в зависимости от размера предприятия.
Надо
В среднем за приём одного баллона для легкового авто «вулканки» или компании, занимающиеся сбором старой резины, берут по 500 тенге, а за грузовые шины — по 1000. Если не приехали на переобувку, а просто решили освободить балкон или гараж от старья, ещё и самим доставить в пункт приёма. Для вывоза пары или даже комплекта изношенной «обувки» машину утилизаторы на дом не отправляют.
Конечно, тысяча-две тенге за несколько лет эксплуатации шин просто размазываются в расходах. Но сам факт, что потребитель
Хотя та самая C в формуле расчёта утильсбора включает оплату и сбора старой резины, и её транспортировку. По факту же сборщикам резины автомобилисты в некоторых случаях платят за утилизацию даже больше, чем при покупке покрышек. А компании ведь ещё и субсидии получают за свою работу — на эти цели деньги с утильсбора тоже направляются.
Может, в «Жасыл Даму», которое встало у руля в деле утилизации отходов, обратят внимание на этот вопрос? По логике владельцам за сдачу старых шин должны платить, а не наоборот. А то ведь все наши степи и реки старой резиной заполонят, да печки резиной топить продолжат.
Ну и напоследок немного информации по пунктам сбора резины: со списком компаний, занимающихся переработкой шин, можно ознакомиться на сайте утилизаторов. В Алматы один приёмный пункт находится в
Шины сдавать надо. Как минимум чтобы не захламить нашу красивую природу. А ещё старая резина может дать жизнь другой полезной продукции. На заводах её превращают в крошку, из которой в дальнейшем изготавливают мягкую плитку, а также бесшовное и рулонное резиновое покрытие. А вскоре, возможно, полученное сырьё станут использовать и при производстве асфальта.
Опять обокрали народ, так надо было статью назвать. Сколько помню, всегда на шинке оставлял, а они далее уже партией вывозят, не думаю что они со своего кармана платили за утилизацию)))
Платил косарь за 4 колеса в октябре когда переобувался в зиму, R14. Тоже подумал что вообще то заплатить должны были мне! Но у нас все иначе ) Решил, что мне с этими старыми баллонами возиться не охота, ездить еще куда-то искать кому сдать и заплатил на месте ( Еще подумал, что как бы мое старье не перепродали кому нить )
Это не так все работает. Резина с 80% износом продается областникам. Там они ее добивают и то, что остаётся сжигают в печах для обогрева дома. Хорошо горожанину что приедут-заберут и денюжка, хорошо областникам -за бесценок ещё живая резина и небольшая экономия на угле. А на одной покрышке если нормально сделано отопление, можно дом потопить. Сам не проверял, так говорят.
После сжигания одной покрышки дымоход убивается напрочь. Сам проверял.
Чиститься же. Его так и так зимой раз в неделю желательно чистить.
А где эти зеленые советники при акимате…которые выносили решение от населения …еще при Байбеке (брт, Аль Фараби 60 км/ч) и говорили про Париж, Амсьердам, Лондон? Которых даже в лицо народ не видел…но говорили от народа! Говорят про машины но сами поддерживают мусор из России…давайте электромобили стимулируйте чем велики ставить.
Электромобили не решают проблему экологии, а усугубляют ее.
дружище, вот ты думаешь электромобили это кайф, типа экологии хорошо, заправлять не надо — это выгодно! экологии хорошо только с одной стороны, т.к. утилизация изношенных элементов питания намного сложней, и приносит экологии огромный вред. не надо заправлять — типа экономия колоссальная! а ты знаешь сколько стоят «расходники» на Теслу? я когда увидел цены (работаю с запчастями) — понял что не каждый «крутик» себе может позволить содержать такое авто
дружище, как не крути а с экологией что-то нужно делать. Иначе внкуи наши будут жить как в фильме Безумный макс или Водный мир.По прогнозам всяких институтов к 2100-2150 году такие города как Нью-Йорк, Амстердам, Хошимин, Калькутта (https://crimea.ria.ru/20211108/shest-krupnykh-gorodov-uydut-pod-vodu—rokovoy-prognoz-klimatologov-1121346255.html) и ещё куча городов окажутся под водой со всеми исходящими (войны за землю,голод и т.д.). В таких условиях уже никто не будет говорить что дорогая Тесла и т.д., было бы на чём ездить и что жрать. Второй большой момент, что к 2025-2035 все крупные автопроизводители перейдут на производство только электротачек, т.е. через 10-15 лет горячо нами любмые машины на ДВС уже не будут производиться (возможно будут производить какие-то китайцы,лады и т.д., но все крупные производители уже озвучили свой цели, тойота, ФВ, америкосы и т.д.). И если сейчас не двигаться, это делать инфраструктуру (зарядки по всему КЗ, ставить дорогое оборудование для утилизации батарей и других частей электромобиля), то в КЗ самыми свежими машинами будут камри,БМВ и другие 2025 года. Далее глобальные компании будут работать над удешевлением запчастей и я надеюсь это нейзбежно. Да, сейчас это дорого, но к сожалению это нейзбежно, иначе будем на нашей планетке воевать за кусок земли…
В курсе что электрики не лучше….но хотя что то лоббировали в пользу природы. Помимо теслы же есть корейцы, китайцы. Да, в основном твоя мысль понятна
Может алматинцы и платят за утилизацию шин, но только не шымкентцы. Такого в Шымкенте нет 100%. Я не знаю что с ними делают, но я давно не вижу горы шин на вулканизациях и чтобы они вообще где то валялись.
Как дурили народ 30 лет лапшу на уши вешали ну и тд….
У нас прошлой осенью в Сортировке(Караганда) тоже был склад б/у резины ,как бы вроде утилизационный , кто то решил чтоб не возится с ней, просто взяли и подожгли!!!Неделю пожарные дежурили! Людям дышать нечем было ,жаловались ,бесполезно никому ничего не надо! Власти молчат!
Куда не посмотри везде бардак!
Что ни будь в этой стране работает для блага людей??!!!
Содрать две шкуры это ноухау наших чиновников. Теперь перед ними стоит задача содрать три и более шкур(((