Угонится ли программа утилизации за стареющим автопарком Казахстана?

Угонится ли программа утилизации за стареющим автопарком Казахстана?

По самым скромным подсчётам, на то, чтобы отправить на переработку весь автохлам, потребуется несколько десятков лет.

В 2021 году у населения на переработку приняли 50 005 транспортных средств: 37 495 легковых, 4040 автобусов и 8470 грузовиков. В сравнении с предыдущими годами показатель рекордный. А много ли это, если оценить весь автопарк страны?

По данным Бюро национальной статистики, сегодня в Казахстане зарегистрировано 2 435 270 легковых авто в возрасте старше 10 лет. Из них чуть меньше 2 миллионов перешагнули 20-летний рубеж, т. е. потенциально уже могут уйти на покой. Простая математика показывает, что, выкупая по 50 тысяч машин в год, отправить на переплавку все пришедшие в негодность авто удастся никак не ранее, чем лет через 40. Может, пора уже строить новые заводы по переработке? Да не один, а несколько, в разных регионах. Ведь данные эти без учёта грузовиков и автобусов.

К слову, с 1 декабря приём старых машин приостановили до 1 января 2022 года — была выбрана вся квота. И в текущем месяце сдать на переработку можно только сельхозтехнику.

Рейтинги утилизаторов

Отправляют на мусорку, само собой, убитые временем или авариями машины. Но попадаются и редкие экземпляры.

Одним из самых старых автомобилей, сданных в утиль в 2021-м, стала «Победа» ГАЗ М-20 из Костаная. Ржавая машина на первый взгляд уже не представляла ценности, хотя реставраторы как минимум отсюда кое-что бы свинтили.

Не менее интересным можно назвать и бронеавтомобиль «КАМИЯ 1943» на базе классической «Нивы» 2005 г. в., принятый опять-таки в Костанае.

Машины эти были созданы ОАО «ГАС». Кузов бронирован спереди по задние стойки передних дверей и полностью по всей задней части. Интересно, как справится с броневиком шредер на перерабатывающем заводе под Карагандой, куда, кстати, три года назад мы отправили старенький Hyundai Avante?

Ещё одна заслуживающая, на наш взгляд, внимания машина — ЛуАЗ 969 М 1988 г. в., отправленная на переработку в столице.

Когда-то это был первый советский внедорожник, построенный на базе армейской амфибии ЛуАЗ-967, «транспортёра переднего края», и свободно продававшийся гражданскому населению. На дорогах у нас такие сегодня едва ли увидишь, хотя всё ещё встречаются в продаже на Kolesa.kz живые образцы. Недавно луазик нашёлся на аукционе и в США.

Промежуточные итоги утилизации

В целом за пять лет работы программы утилизации у казахстанцев приняли 214 932 автомобиля, из них 194 163 легковых и более 20 тысяч автобусов и грузовиков. За автохлам гражданам выплатили свыше 32 млрд тенге, также часть автовладельцев получила скидочные сертификаты для покупки новых авто казахстанской сборки. Сертификатов, к слову, в этом году раздали совсем мало — не более 200, в то время как в 2019-м — 25 тысяч! Систему скидок штормило эти годы, и её даже приостанавливали, ведь утилизаторам платить производителю приходилось больше, чем за сдачу автовладельцу.

В данное время за отправленные в утиль старые авто легковой категории М1 казахстанцам выплачивают до 210 тысяч (72 МРП) в зависимости от комплектации, за категорию М2 и N1 — 420 тысяч (144 МРП), за М3 — до 630 тысяч тенге (216 МРП). В следующем году, после того как МРП ещё подрастёт, размер компенсации увеличится.

Комментариев: 7

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Я

    Конечно нужно обновлять. Приспособелись какая-то ТОО получает деньги за утильсбор было бы РГП или ГУ. А так через шредер на переплаву и 210 тыс на компенсацию выплачивают, остальную разницу непонятно куда. Нужно утильсбор сделать размер компенсации + небольшой % за переработку ЗП, ком услуги, амортизацию оборудования примерно 400-800 плюс минус сделать.

    Ответить
  • Аватар
    Я

    Первичную регистрация нужно отменить

    Ответить
  • Аватар
    ПРАДО

    Если с таким населением не справляются ….то надо закрывать эту контору. Можно предположить что финансы не хватило на большой завод, тогда опять же н…я тогда взялись за это? Не думаю что не нашли ресурсы для этого. Ведь сам сбор конски

    Ответить
    • Аватар
      mikolamm75   ПРАДО

      При чем здесь население, если власть не учитывает его интересы и действует в частных интересах?

      Ответить
  • Аватар
    mikolamm75

    Утильсбор это частная кормушка и хватит изображать её государственным институтом. Автопарк страны продолжит стареть. Ситуация тупиковая. Власть выходов не ищет — её всё устраивает. Мало того власть борется с лазейками которые изыскивают граждане для покупок машин.

    Ответить