• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Все автомобилисты знают, что в тенговом исчислении транспортный налог растёт из года в год. Однако прибавка эта связана с ростом МРП, сами же ставки не менялись с 2013 года. Да и тогда законотворцы прошлись только по некоторым категориям.
С 1 января 2014 года, согласно закону Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», действуют новые ставки для легковых автомобилей с объёмом двигателя свыше 3000 куб. см, прошедших первичную регистрацию после 31 декабря 2013 года.
Дискуссии об изменении системы исчисления идут уже не первый год, однако дальше предложений дело не заходит. Вариантов за всё время озвучили массу. Но прежде чем говорить о них, давайте разберёмся, как налоги начисляют сейчас и почему в системе назрела проблема.
Как считают налог на легковой транспорт
Ставки транспортного налога указаны в статье 492 Налогового кодекса РК и зависят от объёма двигателя. В таблице прописаны несколько категорий, включая отдельные для автомобилей, прошедших первичную регистрацию после 1 января 2014 года. Каждой ячейке соответствует значение в МРП.
Объём двигателя (куб. см) | Налоговая ставка (МРП) |
до 1100 включительно | 1 |
свыше 1 100 до 1 500 включительно | 2 |
свыше 1 500 до 2 000 включительно | 3 |
свыше 2 000 до 2 500 включительно | 6 |
свыше 2 500 до 3 000 включительно | 9 |
свыше 3 000 до 4 000 включительно | 15 |
свыше 4 000 | 117 |
Для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 3000 кубических сантиметров, произведенных (изготовленных или собранных) в Республике Казахстан после 31 декабря 2013 года или ввезенных на территорию Республики Казахстан после 31 декабря 2013 года | |
свыше 3 000 до 3 200 включительно | 35 |
свыше 3 200 до 3 500 включительно | 46 |
свыше 3 200 до 3 500 включительно | 66 |
свыше 4 000 до 5 000 включительно | 130 |
свыше 5 000 | 200 |
Одним только переводом нескольких МРП в тенге расчёт не заканчивается. К получившемуся числу нужно добавить ещё по 7 тенге за каждый кубический сантиметр сверх нижнего значения категории. То есть для автомобиля с мотором 2300 кубиков транспортный налог будет равен 6 МРП плюс 2100 тенге за 300 см3 сверху.
В чём проблема с нынешним транспортным налогом
Несложно заметить, что для машин с объёмом двигателя свыше 4 литров ставки вырастают многократно: с 15 МРП за категорию от 3000 до 4000 кубиков до 117 МРП за всё, что выше 4000. Раньше такой подход можно было логично объяснить: получался эдакий налог на роскошь, ведь многолитровые двигатели зачастую ставили под капот дорогих автомобилей.
Сегодня же
За 2020 год владелец Lexus LX с мотором 4.7 или даже TLC 100 должен был заплатить 314 808 тенге, а за
У текущей системы налогообложения есть ещё один серьёзный изъян: деньги в казну
просто-напросто не платят. Буквально в апреле 2021 года налоговики жаловались, что только в Алматы набралось порядка 116 тысяч должников по транспортному налогу за 2020 год. Сумма задолженности превысила 7.6 млрд тенге.
Что можно изменить
Обсуждения различных вариантов изменения суммы транспортного налога идут годами, но наиболее часто звучит предложение включить его в стоимость топлива. В Узбекистане, к примеру, нет транспортного налога, но топливо дороже, чем в Казахстане. Таким образом, каждый автомобилист будет платить в казну ровно столько, сколько наездил. Наматываешь несколько десятков тысяч километров в год — платишь больше, а если пользуешься автомобилем раз в пару месяцев для вылазок на природу — меньше.
В
Но похоже, что от этой идеи в Миннацэкономики отказались и налога в топливе мы не увидим вовсе. Не так давно один из наших читателей обратился с запросом на имя президента РК по поводу введения моратория на начисление транспортного налога, где в числе прочего озвучил в очередной раз задумку о смене подхода в исчислении ставок.
Налог в топливе несправедлив
Ответ пришёл как раз от министерства национальной экономики за подписью
По мнению чиновников, таким образом налоговая нагрузка владельцев машин с большим объёмом двигателя ляжет на малолитражки. К тому же больше платить придётся и тем, кто совсем освобождён от подобных обязательств. В их числе медицинский транспорт, техника госучреждений и льготные категории граждан вроде многодетных матерей, инвалидов, участников ВОВ и т. д.
Что в итоге
Из ответа Миннацэкономики можно сделать вывод, что чиновники
Если налог введут в стоимость бензина, то кулибаеву — зятю назарбаева, придется платить налог за каждый проданный литр своему тестю, что против их правил обогащения, то есть это несправедливо, если зятек будет ещё и налоги платить. Вот и вся причина, министры никогда не скажут так как оно есть, такие же тупые ответы были и про повышение цен на топливо.
Не пишите глупости. Реально роскошь можно определить только стоимостью машины, а не кубиками или лошадиными силами. А от налогов на нефть есть офшоры и их пока никто не отменял.
У дизеля цена высокая такое ощущение что налог уже вписан в дт
Я не согласен, с нынешным налогом на ТС, надо что то менять! У меня машина старая, а объем 4.7, роскошью её ни как не назовёшь, почему я должен платить такой бешеный налог??? Все время такое ощущение что меня обокрали…
вот поэтому в своих комментариях народ и ратует, что-бы перевели этот налог в бензин
На этом сайте сидят автолюбители и дилеры с ремонтниками. Если бы ваше «гениальное предложение» прочли бы простые граждане у которых нет машин, но которым бы пришлось платить больше за продукты и товары каждодневного использования думаю вас бы немного забросали пахучими жидкостями.
как я уже указал выше, сегодня в каждой семье есть авто, а то и два ! авто нет только у ленивого! и бросаться как ВЫ изволили выразится пахучими жидкостями ума много не нужно, а вот обосновать правильно свои выпады еще нужно с уметь это первое, и второе бросать нужно в того кто жизнь людей довел до такого состояния ,спасибо!
Согласно официальной статистике в Казахстане легковых машин 4миллиона штук (это зарегестрированных включая и 10% которые уже не на ходу и не сняты с регистрации), а населения 18 миллионов. При средней рождаемости по 1-2 ребенка расчет про одной двух машинах в каждой семье представляется крайне оптимистичным. А учитывая старение автопарка страны средний возраст около 15-20 лет (данные МВД за 2018год) это скорее говорит об массовом сокращении числа машин в ближайшие годы. Цифры (воспроизвожу на память) можете проверить. Они в официальных стат данных есть.
(с таким аналитическим умом ВАМ надо работать в бюро прогнозов) — фраза из Советского кино!
С вашим подходом к вопросу — «у меня своё мнение» нужно большого количества аргументов подкрепляющего мнение, а не только слепая вера в непогрешимость своего выбора.
купи петуха и делай ему мозги
Логика уровня: «потому что, потому что» не украшает никого.
Для космического и инновационного бизнеса (которого у нас нет) дороги не самое важное, но и для них они необходимы. А для бизнеса который у нас есть в стране дороги жизненно необходимы. У нас есть сырьевой бизнес и АПК. Любой населенный пункт без дорог вымрет, даже если в нем находится инновационный бизнес. По образованию я архитектор (эксперт в области архитектуры и градостроительства) и точно знаю что строительство развязок позволяет увеличивать пропускную способность дорожной сети, но рост числа автомобилей и уплотнение застройки могут нивелировать (свести к нулю из за роста трафика) данное строительство. Так что не путайте горячее и синее. Одно другому не помеха. Инновационный бизнес ни как не отменяет необходимость строительства развязок и дорог. А экономическое образование никак не прибавляет вам знаний в градостроительстве.
как человек с финансовым и градостроительным образованием, полностью вас поддерживаю. +100500
Если смотреть в будущем то конечно не выгодно. Сейчас каждый автопроизводитель делает моторы с низким расходом топливо + делают гибриды, и уже идут электрокары. Это не только легковым относится но и грузовые, автобусы и спец техника переходят на малый расход, гибрид и электро. Чем меньше расход топливо тем цена на топливо будет быстро рости, а как мы знаем зарплата не растет. Сейчас надо пересмотреть Налоговую ставку. Расчет по объему очень не справедлив. Смотреть нужно по году выпуска авто, объему и мощности. Лучший вариант заплатил один раз год и езжай…
Не понял за прадик 4 литра теперь налог 390к ?
Нет всего лишь 200к
какой роскошь рассмотрите налоги остановитесь машина свыше 4-5 млн тенге обьем 4.5-5 литровые 350000 тысяч тенге какой роскошь за 100 млн вот это роскошь расмотрите это правильно
Вы мне обьясните почему мой знакомый который купил в салоне новый за наличку крузак 200 платит налог около 30 тыс… который может себе легко позволить и ежегодно платить по 300 тыс налог, а я у кого фальцваген таурег 2004 года с двигателем 5 литров плачу 350 тыс еще и приходится кредит на этот налог брать…. обьясните у кого роскошь? Они законы кажется под свои машины принимают… осточертели вы уже
да стадо дебилов сидят и считают, что справедливо, а что нет. Транспортный налог это налог на роскошь? Я думал что нет, это налог на возмещение по экологии и состоянию дорог. Тогда вопрос, кто больше вреда принесет дорогам и экологии Lexus 470 (оснащенный всеми системами защиты экологии, как минимум euro4), который выезжает раз в день — из офиса в офис или nexia в такси, которая наматывает по 300 км в день? Если транспортный налог это налог на роскошь, а чинуши себе отказать не смогут, ездить на больших внедорожниках, ввиду их небольшой зрЯплаты, которую они получают с наших налогов, тогда все ОК. Справедливость глазами чинуш, чьи дворы домов уставлены дорогими внедорожниками, у них только собаки дворовые не имеют лендкрузера. И кстати, к вопросу о всеобщем подорожании товаров и услуг. У нас об этом любят трубить. А вы посчитайте, какую долю подорожания на товар несет удорожание топлива на единицу продукции. Это все настолько условно, поверьте, я считал. Это повод торгашам еще задрать цену. Вот я как то считал — посмотрите сами. https://www.youtube.com/watch?v=BcHC3ekc15U
Вообще охренели эти министры! Допустим ты заболел, машина стоит несколько лет, не пользуешься. За что платить баснословные налоги? Во всем цивилизованном мире налоги включены в стоимость топлива. И это логично, пользуешься транспортом плати, не пользуешься — не плати! А у нас Казахстане опять свои единственный неповторимый свой путь! Свой спящий Мажилис, свое родное Правительство, и наконец свой куйеу — бала, который владеет всей топливной промышленностью Казахстана и не хочет платить налоги! Пора создать общественное движение — » ПРОТИВ НЕСПРАВЕДЛИВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ НАЛОГОВ»!!! Кто — «ЗА», отпишитесь!
налог в цене на топливо оно как бы справедливо, но что делать коммерческому авто, автобусам, грузовикам, сельхозтехнике и прочему полезному автотранспорту