• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Все автомобилисты знают, что в тенговом исчислении транспортный налог растёт из года в год. Однако прибавка эта связана с ростом МРП, сами же ставки не менялись с 2013 года. Да и тогда законотворцы прошлись только по некоторым категориям.
С 1 января 2014 года, согласно закону Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», действуют новые ставки для легковых автомобилей с объёмом двигателя свыше 3000 куб. см, прошедших первичную регистрацию после 31 декабря 2013 года.
Дискуссии об изменении системы исчисления идут уже не первый год, однако дальше предложений дело не заходит. Вариантов за всё время озвучили массу. Но прежде чем говорить о них, давайте разберёмся, как налоги начисляют сейчас и почему в системе назрела проблема.
Как считают налог на легковой транспорт
Ставки транспортного налога указаны в статье 492 Налогового кодекса РК и зависят от объёма двигателя. В таблице прописаны несколько категорий, включая отдельные для автомобилей, прошедших первичную регистрацию после 1 января 2014 года. Каждой ячейке соответствует значение в МРП.
Объём двигателя (куб. см) | Налоговая ставка (МРП) |
до 1100 включительно | 1 |
свыше 1 100 до 1 500 включительно | 2 |
свыше 1 500 до 2 000 включительно | 3 |
свыше 2 000 до 2 500 включительно | 6 |
свыше 2 500 до 3 000 включительно | 9 |
свыше 3 000 до 4 000 включительно | 15 |
свыше 4 000 | 117 |
Для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 3000 кубических сантиметров, произведенных (изготовленных или собранных) в Республике Казахстан после 31 декабря 2013 года или ввезенных на территорию Республики Казахстан после 31 декабря 2013 года | |
свыше 3 000 до 3 200 включительно | 35 |
свыше 3 200 до 3 500 включительно | 46 |
свыше 3 200 до 3 500 включительно | 66 |
свыше 4 000 до 5 000 включительно | 130 |
свыше 5 000 | 200 |
Одним только переводом нескольких МРП в тенге расчёт не заканчивается. К получившемуся числу нужно добавить ещё по 7 тенге за каждый кубический сантиметр сверх нижнего значения категории. То есть для автомобиля с мотором 2300 кубиков транспортный налог будет равен 6 МРП плюс 2100 тенге за 300 см3 сверху.
В чём проблема с нынешним транспортным налогом
Несложно заметить, что для машин с объёмом двигателя свыше 4 литров ставки вырастают многократно: с 15 МРП за категорию от 3000 до 4000 кубиков до 117 МРП за всё, что выше 4000. Раньше такой подход можно было логично объяснить: получался эдакий налог на роскошь, ведь многолитровые двигатели зачастую ставили под капот дорогих автомобилей.
Сегодня же
За 2020 год владелец Lexus LX с мотором 4.7 или даже TLC 100 должен был заплатить 314 808 тенге, а за
У текущей системы налогообложения есть ещё один серьёзный изъян: деньги в казну
просто-напросто не платят. Буквально в апреле 2021 года налоговики жаловались, что только в Алматы набралось порядка 116 тысяч должников по транспортному налогу за 2020 год. Сумма задолженности превысила 7.6 млрд тенге.
Что можно изменить
Обсуждения различных вариантов изменения суммы транспортного налога идут годами, но наиболее часто звучит предложение включить его в стоимость топлива. В Узбекистане, к примеру, нет транспортного налога, но топливо дороже, чем в Казахстане. Таким образом, каждый автомобилист будет платить в казну ровно столько, сколько наездил. Наматываешь несколько десятков тысяч километров в год — платишь больше, а если пользуешься автомобилем раз в пару месяцев для вылазок на природу — меньше.
В
Но похоже, что от этой идеи в Миннацэкономики отказались и налога в топливе мы не увидим вовсе. Не так давно один из наших читателей обратился с запросом на имя президента РК по поводу введения моратория на начисление транспортного налога, где в числе прочего озвучил в очередной раз задумку о смене подхода в исчислении ставок.
Налог в топливе несправедлив
Ответ пришёл как раз от министерства национальной экономики за подписью
По мнению чиновников, таким образом налоговая нагрузка владельцев машин с большим объёмом двигателя ляжет на малолитражки. К тому же больше платить придётся и тем, кто совсем освобождён от подобных обязательств. В их числе медицинский транспорт, техника госучреждений и льготные категории граждан вроде многодетных матерей, инвалидов, участников ВОВ и т. д.
Что в итоге
Из ответа Миннацэкономики можно сделать вывод, что чиновники
Включить Тр. Налог в топливо . Это БУДЕТ СПРАВЕДЛИВО ! А по льготникам можно решить отдельно ! Транзитный тр.прт. НАЛОГ НЕ ПЛАТИТ!
это очень даже справедливо… не ездиешь на машине или она в ремонте может быть, то и не платишь!!!
Стран у нас огромная, а вы предлагаете людей закрепить в их городах-аулах сделав не выездными.
уважаемый оппонент, сначала проведите рейтинг тех. кто из комментаторов за ,а кто против, и только потом навязывайте свою точку зрения, или наоборот, лучше перемолчать как умные люди это делают
Вы выступая за включения налога на транспорт в акциз на бензин противопоставляете интересы большинства граждан (к большому сожалению но малоимущих у нас в стране больше условно «среднего класса») интересам автолюбителей на малолитражных автомобилях которые в любом случае платят менше всех (как категория меньше всего расходующая бензин и при расчете в кубиках и лошадиных силах). Но урон наносится акцизом большинству граждан страны (удар по автомобильным перевозкам и рост цены на продукты). Не находите что надо как то соизмерять положительный и отрицательные эффекты от действий в рамках акциза на бензин? Приводите аргументы в свою пользу, а не осыпайте общими фразами что вам вариант с акцизом на топливо больше всего нравится.
У меня налог 12 000, почему я должен еще и за бензин переплачивать?
В России же платят и налог и акциз в бензине — там народ молчит значит. Только этот аргумент могут привести радетели за акциз на бензин)))
Взяли бы за основу налоговую систему по машинам как в Армении. У них налог исчисляется от стоимости машины (что как раз выявляет роскошь как ничто другое) и с каждым годом уменьшается налог (вместе с падением стоимости машины) до какого то минимума. А то формальными мерками (объемом двигателя) пытаются определить что такое роскошь — «изобретатели велосипедов».)
+100000000
о чем ВЫ, в Армении авто с каждым годом дешевеет, в КЗ дорожает эта схема не для нашей страны! ага подайте эту идею нашему правительству завтра без штанов останемся
Казахстанская схема тупиковая так как количество легальных машин сокращается и автопарк страны старее, а население страны нищает. Продажи машин не компенсируют выбывшие машины. Отсюда дорожание машин в Казахстане это про ещё тот прогресс, когда и своего производства не создали и отстаиваем интересы иностранных производителей, а не граждан страны. Или недавние скандалы с закрытием нескольких заводов по отверточной крупноузловой сборке прошли мимо вас?
Кто бы сомневался. Думают они там усердно, о народе! (сарказм)
У меня 4-х литровая машина 2006 года — автохлам на колесах стоимостью 3 миллиона тг — роскошь с налогом 195тыс тг?)) Не литрами измеряется роскошь, а стоимостью атомобиля и налог нужно на стоимость машины, а не на кубики лошадиные силы или габариты.
Да пусть подавятся никак не нажрутся.Почему не делают опрос среди водителей.Какие там люди сидят миннацэкономики это враги своего народа.Получается в Европе экономисты сидят придурки а наши считают себя умными А НАРОД ДЛЯ НИХ НОЛЬ.
Почему у гелена пишут 3982? Раньше и на прадиках и на других писали 3956….и начали в тех паспорт писать тупо 4000! Хотя это не так. Получается у заинтересованных людей деньги есть на гелен но налог не һотят платить. И в статье про гелен тоже написано 4 литра. Тогда давайте платить налог по лошадинным силам
Налог надо платить от стоимости машины, так как ценой определяется роскошь, а не какими то другими параметрами. И налог должен уменьшатся до какого то минимума с каждым годом вместе с падением стоимости машины.
естественно,сколько денег мимо карманов утекет
Каких карманов? Просто в лужу газом дал лишь бы воздух сотрясать? Твои налоги с 20 летнего праворульного корыта — этого даже на квадратный метр нормального асфальта не хватит. Посмотри сколько налогов платит бизнес за счет которого тебе строят дороги и развязки и немного поумнеешь.
тогда как обладатель новенького гелена, Mercedes-AMG G63, стоимость которого заметно превышает 100 млн тенге, отдаст казне лишь 50 629 тенге (за 2021 год)
Ошибка в статье, исправьте, какие 50.000 за 4-х литровую машину 2021 года выпуска? Автор посчитал налог за машину, поставленную на учёт до 2014 года, которая была выпущена в 2021 году
Опять министр фуфло прогнал …хавайте пипл.
Здорово эти товарищи наловчились набивание собственных карманов прикрывать заботой о народе. Просто талантливы в этой части.
Бред на уровне бабок возле подъезда и героев передачи «Пусть говорят». Кто конкретно и как набивает карманы с налогов и выплат с автотранспорта? Ты понимаешь что такое налоговые поступления в бюджет и как они распределяются? Там каждая тиынка прозрачно приходит и уходит. Это не тендеры и не конкурсы, там человеческого фактора уже 0% десять лет если не больше.
Послушав наших чиновников, приходишь к выводу, что там сидят неадекваты. Сейчас БМВ семерка выходит с 2-х литровым движком, Ренж Ровер и Мерседес эс класса с 3-х л. и тд и тп. Поэтому надо включить налоги в стоимость бензина.
Рост стоимости бензина уронит уровень жизни самых не защищённых граждан. Так как стоимость бензина сидит во всех товарах и продуктах каждодневного использования. Не проще ли привязывать налог на роскошь на стоимость машины — это же очевидно.
обычная отписка, ничего нового, никаких аргументов, доводов, расчетов… просто вежливо послали. но идея правильная, включить налог в стоимость топлива это вобще не проблема, ничего не мешает сделать дополнительный сбор для авто, скажем, с двигателем более 3-х литров или мощностью более 200 л. с.
а еще было бы неплохо проводить опрос на тему строительства новых дорог, развязок и прочего, ведь в конце концов, это из наших денег весь этот банкет. тут люди радуются новым развязкам, но мало кто понимает, сколько они нам обходятся. например, развязка на аэропортовском кольце стоила каждому автовладельцу 43.100 тг. пробивка абая в калкаман 24.700, пробивка саина вниз 37.300, развязка на сейфуллина 18.400, рыскулова-емцова 11.500 и так далее. это не полный перечень всех объектов, не считая ремонта дорог, обслуживания, освещения и всех прочих расходов. если б эти цифры приводились широкой общественности, я сомневаюсь, что большая часть развязок вобще была бы построена. вряд ли большинство решило, что отдать лишние 40 тыс из своего кармана за развязку в другом конце города — это хорошая идея.
да пусть строят, во времена Нуркадилова и Храпунова вообще ничего не строили и не ремонтировали, а деньги автовладельцы так-же заносили в казну!
включить налог в топливо как раз таки и является проблемой в нашей стране, по налогам сразу станет видно кто сколько продал топлива.
Откуда такая статистика, вы берете в учет автомобили «прописанные» в г. Алматы или всей области?
https://publicbudget.kz/ru вот открытый бюджет, количество автомобилей взято из алматы за 20 год.
я там ошибся, не заметил второй очереди по развязке на аэропорте, правильная цифра 85.150 тг с каждого автолюбителя за строительство этой развязки.
Так надо с областью считать.
Глупее чем включить налог на транспорт в акциз на топливо ничего нет. Тогда налог на топливо будут платить и люди у которых нет машины, так как покупают продукты и одежду в магазинах, а в их стоимости будет сидеть топливные расходы (доставка с налогом на транспорт). Т.е. налог заплатят самые нищие граждане страны.
решите простую задачу:
общество на 25% состоит из автолюбителей, а оставшиеся 75% не имеют авто. в этом обществе каждый год на дороги, развязки, парковки и прочие автомобильные вещи тратится по миллиарду долларов. при этом со всех автовладельцев собирается 500 млн налогов, включая налог на транспорт, акцизы, штрафы и все-все-все. откуда каждый год берутся оставшиеся 500 млн?
Вы экономику судя по всему не учили. Развитая инфраструктура дороги, сети позволяет расти благосостоянию народа и богатству страны. Так как дороги позволяют рости торговле и увеличивают привлекательность для бизнеса страны. Вы предлагаете строить и обслуживать дороги силами автомобилистов, а товары возить по воздуху и сбрасывать парашутами?)))
если что, то у меня есть степень мастера финансов, это аналог нашей магистратуры, я неплохо умею в экономику.
а дороги для казахстана не повышают благосостояние. для африканской страны, где от дорог зависит выживание в прямом смысле — это важно, для нас куда важнее человеческий капитал. вместо бесполезных развязок, которые только увеличивают пробки, эти деньги лучше тратить на качественное образование от школы до ученых. можно продать песок по 1000 тг за тонну, а можно с помощью знаний и технологий переработать его в кремниевые кристаллы из которых делают процессоры и продать по миллиарду за килограмм. понимаете логику?
для бизнеса дороги далеко не на первом месте, для него важнее рабочая сила, цена труда, законодательство, судебная система, отсутствие коррупции, адекватные налоги, экология, доступ к технологиям, социальные условия, востребованность и много чего еще в этом списке
1. я вам лично уже неоднократно писал, что люди не имеющие личного транспорта, Должны (и это логично) содержать дороги и развязки, строить и так далее, так как даже не имея своей машины, они так же пользуются дорожной сетью, как прямо (в автобусе, поезде и тд) так и косвенно (доставка продуктов питания, одежды, техники и так далее).
2. И как вы предлагаете добираться до перерабатывающего песок в кремниевые кристаллы завода работникам? или как возить туда оборудование и сырье? Как его строить? как обслуживать? Или вы уже телепортатор изобрели?
Наличие степени мастера финансов совсем не означает наличие логики, здравого смысла и широкого кругозора. Уж извините…
Уровень интеллекта наших чинуш просто зашкаливает
Не перегибайте. С интеллектом у них всё в порядке. С совестью есть проблемы, а с интеллектом проблем нет.
потому-что налог на транспорт в КЗ оплачивают максимум 50% населения, а если включат в топливо, тогда придется платить и тем, кто эти законы принимает!
А рост цены на топливо не ударит ли сильнее по самым бедным слоям населения вместе с ростом цены на продукты питания? Думайте когда пишите.
ВЫ думайте!, налог поднимут на копейки, а продукты и все остальное само- собой дорожает в 2 или 3 раза! аналитик блин! а читать нужно глазами, я указал про 50% кто платит, а будут платить ВСЕ!
Эти акцизы ударят сильнее всего по самым бедным и их жизнь может ухудшится в процентах больше чем сбор налога на 50%, что толку что будут собираться 200% налогов на транспорт через акцизы? Тем более есть выбор платить налог на транспорт от стоимости машины, но для верующих в акцизы религия не позволяет рассмотреть вещи по существу без эмоций и религиозного рвения. Не превращайте экономический выбор в веру, в единственно правильный путь.
Проблема же собираемости налогов лежит в плоскости платежеспособности населения и умения собирать налоги. Надо изучить вопрос. Может у населения уровень жизни упал и банально машины большую часть времени стоят в гараже (и нет денег), а налоги приходят на них. Или же налоговики не умеют мотивировать граждан для платежей (в чем я сильно сомневаюсь).
я с ВАМИ не согласен, у меня свое мнение, и я его отметил!
с чего это налог ляжет на владельцев малолитражек — сколько ездишь, столько платишь — малолитражки меньше и будут платить, бензин-то меньше расходуют
Так вот именно, в такси и т.п в основном ведь малолитражки
В стоимости бензина, транспортный налог ляжет на всех граждан (даже на тех у кого нет машины) через рост цен на продукты питания и одежду. Так как транспортные расходы сидит в этих графах значительными процентами.
Сколько раз говорил, когда деньги считаешь, о народе не думать….)!
Лапшарезка ушная офигенно работает!Конечно зачем им вводить налог в бензин если можно и налог взымать и бензин в цене постоянно поднимать!В этой стране для людей ничего не делается…кроме бестолкового вакцинирования:)))
Если нужно ввести налог на роскошь, то нужно вводить налог по параметру стоимости машины, а не кубики, лошадиные силы и габаритные размеры. А акциз ударит и по простым гражданам так как увеличит цену продуктов и одежды.
налог на транспорт в стоимость топлива надо вводит, это будет справедливо и в казну больше денег принесет.
Налог на транспорт в стоимости бензина сделает бедных граждан страны ещё беднее. Так как от роста цен на бензин вырастет цена на продукты питания.
не смогут ввести. т.к. во первых налог на бензине уже есть. тот же ндс например, акциз. Получается что 3х кратный налог. В России уже был ответ, что будет 3х кратное налого обложение, на один и тот же товар. (нонсенс).
Плюс все гос будут требовать повышение бюджета, т.к. топливо подорожает.
Да и народ который выживает, будут больше платить. Плюс я бы пешком ходил, но расстояния более 20 км выходит, в садик и то 8 км в одну сторону :(. (нету рядом садиков нормальных, да и школы нет вообще).
Тут решать инфраструктурой грамотной, а ее нет.
Налог в топливо!!! при среднем пробеге 20 000 км в год, расходе топлива 15 литров на 100 км, при 10 тенге налога за 1 литр топлива выходит 30 000 тенге, как раз я за 3-х литровый автомобиль со средним расходом топлива в этих пределах и плачу по 30 тыс в год. А малолитражки «повоняют» годик и привыкнут потом, что топливо на 10 тенге дороже стоит…. да и бензин уже сколько раз дорожал необоснованно, что то я не вижу многотысячных митингов…ничего стерпите граждане….зато появится спрос на объемные машины, и цена на них сразу вырастит, да и в среднем по экологии новый автомобиль с большим объемом (3-5 литров) на 20% всего больше выбросов СО2 чем авто 2000-2010 года которых куча с объемом 1.5 (лады, нексии и тд.)
если судить по мировой практике, то транспортный налог в цене бензина составляет от 25% до 85%. например, в сша налоги в бензине 25-35%, в россии 45-50%, в великобритании до 65%. получается, что при себестоимости, допустим, в 130 тг за литр 92-го бензина и российской ставке в 45%, налог будет также 106 тг, прибавляем сверху еще ндс 12% и получаем минимальную цену 265 тг за литр 92-го бензина. в принципе, это соотносится с расходами на дороги, развязки и прочее.
при ваших условиях налог получится 318 тыс тг в год. для малолитражной гранты, при расходе 9л и пробеге 20 тыс в год получится 190800
А то что транспортные расходы составляют значительную часть в стоимости продуктов питания, рост стоимости которых ударит по самым бедных вас не смущает? Или вы по наивности думаете что люди с машинами с большими движками много ездят на большие расстояния, а не в городе с работы до дома?))) Открою вам большой секрет, богатые чаще летают на самолетах , а не ездят по Казахстану на своих автомобилях.
Кто бы что не говорил и не придумывал, а самый справедливый вариант это налог в стоимости топлива! С льготниками вопрос можно решить это не проблема. Транзитный транспорт сейчас налоги не платит. Сотни тысяч авто на иностранном учете ездят — ничего не платят! Увеличение стоимости топлива если в него включить налог будет совсем не значительное 10-15тг, народ этого даже не заметит по большому счету
Самый справедливый вариант это налог на стоимость машины. А экономику можно угробить и гораздо менее глупыми акцизами чем рост цены на бензин.
Всё правильно говорит министр, я добавил бы еще, что при добавлении транспортного налога в цену бензина, впоследствии подорожает всё, от цен на продукты, до услуг такси. В итоге пострадают люди, вообще не имеющие машины.