Санкции в адрес России отражаются на Казахстане. Что происходит на авторынке

Санкции в адрес России отражаются на Казахстане. Что происходит на авторынке

Список автопроизводителей, ограничивших свою деятельность в России, и последствия для Казахстана.

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

Из-за российско-украинского конфликта, который находится в активной фазе с конца февраля 2022 года, целый ряд автопроизводителей и связанных с автомобильным миром компаний заявили о прекращении поставок и/или остановке своих заводов на территории России. Одни из них не имеют никакого отношения к Казахстану, а от других мы зависим сильно. В этом материале редакция Kolesa.kz собрала все события последних дней, которые так или иначе связаны с авторынком.

Список марок, ограничивших бизнес с Россией, мы оставим на потом, а начнём с цен на новые автомобили в стране. Как известно, ценники в салонах напрямую зависят от курса доллара. По состоянию на 11 марта американская валюта оценивается более чем в 510 тенге против 428 с небольшим за несколько дней до начала событий в Украине. Естественно, цифры в прайс-листах уже изменили. Toyota Camry, к примеру, подорожала почти на 11 %, но наибольшей прибавкой удивил Volkswagen. Так, стоимость некоторых версий Tiguan взлетела сразу на 4.1 млн тенге.

Санкции в адрес России отражаются на Казахстане. Что происходит на авторынке

Цены растут и в России тоже

Причём и на продукцию АВТОВАЗа. Тольяттинский автогигант отметился рекордным повышением стоимости. Модели вроде Lada Largus стали дороже сразу на 30 %.

В Россию прекратили поставки автомобилей

По состоянию на 11 марта известно, что Audi, BMW, Mini, Cadillac, Chevrolet, Chery, Ford, Geely, Haval, Honda, Jaguar, Land Rover, Toyota, Lexus, Mazda, Nissan, Porsche, Škoda, Volkswagen и Volvo остановили отгрузку автомобилей дилерам РФ.

Однако некоторые компании вроде Geely, Haval, Toyota и Lexus, к примеру, официально заявили, что прекращать продажи в России не намерены, а решения о приостановке связаны либо с нарушением логистических цепочек, либо нестабильным курсом валюты.

Затронула эта волна и мотоциклетный рынок. Известно о прекращении поставок техники Honda и Harley-Davidson.

Санкции в адрес России отражаются на Казахстане. Что происходит на авторынке

Иностранные заводы остановили конвейеры

Собственно, вместе с поставками уже готовых автомобилей ограничивается и работа автомобильных заводов. Об остановке сборки сообщили в BMW (Калининград), Ford (Москва), Toyota и Nissan (Санкт-Петербург), Volkswagen (Калуга), Škoda (Нижний Новгород), а также предприятия Hyundai/Kia в Санкт-Петербурге и московский завод Renault. В случае с последними двумя, а также площадкой Toyota прекращение работы связано в первую очередь с нехваткой комплектующих. По имеющимся данным, Renault может запуститься уже 14 марта.

Санкции в адрес России отражаются на Казахстане. Что происходит на авторынке

Особенно болезненными для Казахстана могут оказаться долгие простои Toyota. Именно оттуда мы получаем Camry и RAV4, делающие большую долю продаж марки в стране. Ударить по нам могут и проблемы у Hyundai с Kia. С российских заводов поставляются машинокомплекты для сборки Accent, Rio и кроссовера Creta, к примеру.

Санкции в адрес России отражаются на Казахстане. Что происходит на авторынке

Работа на АВТОВАЗе практически остановилась. Тольятти также зависит от импортных комплектующих. Да и КАМАЗ находится не в лучшем положении. С компанией прекратил отношения Daimler, плюс для марки закрыты поставки дизельных моторов Cummins и коробок передач ZF. В ближайшем будущем завод сосредоточится на производстве грузовиков серии К3 — это те, что с классическими кабинами из 70-х и российскими агрегатами.

Обеспокоенность ситуацией в России высказал альянс Stellantis, в который входят Opel, Peugeot, Citroen, Jeep. На данный момент завод в Калуге продолжает работать, но в интервью зарубежным СМИ глава компании упомянул, что возможность переноса производства за границу или сокращения объёмов выпуска из-за санкций изучается. Позже в заявлении порталу Carscoops представители Stellantis заявили о прекращении экспорта в Европу с калужского предприятия.

О вероятности прекращения поставок и остановке завода говорили и в Mitsubishi Motors, но пока дело до этого не дошло.

Материал будет обновляться с поступлением новой информации.

Добавлено, март 2022

В понедельник, 14 марта, официальные представители шинников Bridgestone сообщили об остановке работы российского завода компании в Ульяновске и временном прекращении поставок покрышек в страну с 18 марта. Причинами называют перебои в цепочке поставок, логистике и волатильность курса рубля.

Ранее о приостановке деятельности в России заявила и компания Continental. У европейского бренда есть шинное производство в стране — завод «Конти» находится в Калуге. Покрышки выпускались как для локального рынка, так и на экспорт, в том числе в Казахстан.

Также стало известно, что российский завод Renault не запустил конвейер 14 марта. Об этом сообщает «Российская газета». Предприятие всё ещё испытывает сложности с поставками комплектующих. Новым сроком возобновления производства называют 20-е числа марта.

В среду, 16 марта, ещё одна шинная компания объявила о временной остановке производства покрышек в России. На этот раз речь идёт о Michelin и их заводе в Московской области. Поставки резины в страну французы прекратили с 15 марта.

Отмечается, что уходить с рынка производитель не собирается. Ограничения связаны с неустойчивым курсом рубля и простоями автомобильных заводов в России. Основная часть продукции завода Michelin шла на первичную комплектацию машин, выпускаемых в РФ.

В конце марта российский завод Yokohama в Липецкой области приостановил свою работу. Прекращение выпуска покрышек связано с нарушением логистических цепочек и проблемами с закупками сырья. Губернатор Липецкой области Игорь Артамонов в своём телеграм-канале заявил, что чиновники готовы помочь компании с адаптацией к новым условиям логистики. Штат сотрудников будет сохранён.

23 марта прекратил деятельность и автозавод Renault в Москве. Согласно официальному сообщению, решение было принято советом директоров французской марки «исходя из необходимости придерживаться международных санкций, действующих в отношении России».

Последним значимым событием первого месяца весны стало появление подробностей о запрете экспорта дорогих автомобилей и других предметов роскоши из Японии в Россию. Документ вступает в силу 5 апреля и ограничивает ввоз в страну машин дороже 6 млн иен (48.6 тысячи долларов) и мотоциклов дороже 600 тысяч иен (4.9 тысячи долларов). Фактически запрет затронул модельные линейки Lexus и Infiniti.

Добавлено, апрель 2022

На официальном пресс-портале российского представительства Cadillaс в 20-х числах месяца появилось сообщение о расширении мер по остановке операционной деятельности в России. Относится это не только к «Кадиллаку», но и к бренду Chevrolet.

После разъяснения, полученного от регуляторов в США, в GM решили, что в текущих условиях продолжение бизнеса в России невозможно. Концерн уведомил своих дилеров о прекращении сотрудничества, подчеркнув отсутствие планов компенсировать тем вложения в дилерские центры.

В среду, 27 апреля, выяснилось, что Renault решила передать свою долю в АВТОВАЗе (68 % акций) НАМИ, оставив за собой право обратного выкупа в течение шести лет, а московский завод марки отдали Москве как субъекту. Тем самым компания прекратила деятельность на территории России и серьёзно усложнила жизнь АВТОВАЗу с цепочками поставок компонентов.

Добавлено, май 2022

В распоряжении ряда российских СМИ оказалось письмо дилерам марок от Михаэля Арндта, руководителя «Фольксваген легковые автомобили». По его словам, высокий уровень неопределённости не позволяет строить какие-либо планы по возобновлению работы заводов в России в 2022 году. Тем не менее топ-менеджер заверил представителей бизнеса, что полностью сворачивать деятельность в России, подобно французской Renault, компания не собирается, по крайней мере пока.

В мае несколько прояснилась дальнейшая судьба бывшего завода Renault в Москве. В интервью агентству ТАСС глава Минпромторга РФ Денис Мантуров официально подтвердил информацию о переговорах с китайскими автопроизводителями в рамках возрождения марки «Москвич».

Добавлено, июнь 2022

После длительного простоя АВТОВАЗ вновь начал работать. Первым автомобилем на конвейере завода в Тольятти стала упрощённая версия Lada Granta без подушек безопасности, ABS, системы стабилизации, кнопки SOS, иммобилайзера и ряда других функций. Модель сертифицировали под пониженный экологический класс: Евро-2 вместо Евро-5. Это, к слову, одна из причин, по которым такие «гранты» не имеют права въезжать в Казахстан. За пределами РФ подобные машины можно эксплуатировать только в Беларуси.

В конце месяца с разницей в один день сразу два популярных шинных бренда заявили о полном прекращении деятельности в России. Первой с сообщением выступила компания Michelin, объявившая также о продаже завода в Подмосковье, а затем появилась информация от финской Nokian.

В июне был опубликован отчёт Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) за май, согласно данным из которого из-за санкций и ухода из страны ряда автомобильных марок в России за месяц удалось реализовать чуть больше 24.2 тысячи легковых машин против 147.3 тысячи годом ранее.

При этом только на подмосковных стоянках логистических терминалов нескольких производителей (Kia, Hyundai, Haval, Geely, Mazda и Mercedes-Benz) месяцами пылятся десятки тысяч машин.

Добавлено, июль 2022

В начале июля стало известно, что антикризисные комплектации готовил не только АВТОВАЗ для своих Granta и Niva, но и UAZ тоже. Так, у модели Patriot в списке опций появилась возможность отказаться от некоторого оборудования вроде подушек безопасности, кнопки SOS и системы ABS.

В середине месяца была опубликована отчётность Renault за первый квартал 2022 года. Выяснилось, что уход из России и отказ от доли в АВТОВАЗе стоили концерну 30 % всех продаж. Всё-таки рынок РФ с неразрывной привязкой к странам ЕАЭС был одним из самых крупных для компании.

Комментариев: 1

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    BIG

    Теперь в России будет развит параллельный импорт: будут активно брать айфоны, БМВ, лохусы и прочие прелести в Казахстане, а у местных будет дефицит того и другого

    Ответить