Куда девается изношенная резина после переобувки

Куда девается изношенная резина после переобувки

Корреспондент Kolesa.kz отправился на одно из перерабатывающих предприятий, чтобы посмотреть, где заканчивают свой путь старые покрышки.

Ежегодно импортёры буквально заваливают Казахстан новой автомобильной резиной. Только в 2017 году в страну ввезли 60 000 тонн шин, которыми, по самым скромным подсчётам, обуть можно почти один миллион автомобилей! Сколько в 2018-м, пока не подсчитано, но, надо полагать, цифра эта будет немногим меньше (если не больше, учитывая постоянно растущее количество машин в стране). Колёса со временем, естественно, приходят в негодность, а выбрасывать их на свалки сегодня запрещено законом. Ведь шины не разлагаются и к тому же огнеопасны. Так куда же тогда девать такое количество резины? Только перерабатывать! За два года в Казахстане отправили на специализированные заводы более 50 тысяч тонн старых колёс. Как именно происходит переработка, Kolesa.kz и постараются сегодня рассказать.

Куда девается изношенная резина после переобувки

«Главное — нАчать», — говорил Горбачёв

На сегодня в стране работает более 20 предприятий по переработке резины. Одно из них — ТОО TALAN Technology — открылось три года назад в Актюбинской области. По словам руководства завода, идея открыть бизнес в сфере рециклинга возникла у предпринимателей в 2015 году. Они изучали опыт других стран, смотрели, как организуются детские и спортивные площадки, как решается проблема травмобезопасности. В Казахстане на тот момент качественных резиновых покрытий катастрофически не хватало, и в итоге было решено построить завод по механической переработке автомобильных шин у себя в регионе.

Выбирая оборудование, бизнесмены остановились на опыте и технологии одной из российских компаний. Хорошее оборудование стоило немалых денег. Чтобы его приобрести, предприниматели вложили все свои накопления и взяли кредит в фонде «Даму». Завод решили строить на территории новой индустриальной зоны Актобе. На тот момент там была голая степь.

Куда девается изношенная резина после переобувки

В 2016 году в степи поставили ангары, завезли станки. И в первые же 12 месяцев без каких-либо контрактов, за свой счёт предприниматели собрали вокруг Актобе, на свалках и в гаражных кооперативах, 1 000 тонн старых шин.

В данное время завод сотрудничает с рядом предприятий Уральска, Актау, Костанайской области, Атырау (где был очищен от колёс мусорный полигон) и т. д, по сути очищая от старых покрышек весь запад Казахстана. Часть денег за сбор, транспортировку и утилизацию резины компании выделяет ТОО «Оператор РОП». Перечисляемые суммы, конечно, не покрывают всех расходов, но становятся неплохим подспорьем на начальном этапе (завод пока отрабатывает инвестиции и лишь готовится «выйти в ноль»).

Куда девается изношенная резина после переобувки

Сегодня многие казахстанские предприятия берут колёса на утилизацию за деньги. Мы же, как жители Актобе, взяли на себя социальную нагрузку и стали принимать старые шины бесплатно. Компания просто подписывает договор с тем или иным предприятием и вывозит колёса на переработку, обслуживая таким образом весь Актобе и близлежащие районы. Единственное, что нужно сделать клиентам, — помочь с погрузкой. Но с этим проблем обычно не возникает, говорят на заводе.

«…а потом углУбить»

Процесс превращения старых шин во что-то полезное и прост и сложен одновременно. Прост на словах, сложен, как только начинаешь им заниматься.

Почему именно колёса? Во-первых, в них используется резино-каучуковая смесь высшего качества. Недобросовестные утилизаторы делают крошку, в том числе из гидравлических шлангов, гофр, транспортёрных лент. Крошка, полученная из подобных материалов, как минимум легко разрушается, как максимум содержит в себе остатки масел, химических реагентов и т. д. То есть абсолютно неэкологична. К тому же клей на масла ложится очень плохо, и сформовать из подобной крошки какие-либо изделия крайне проблематично. Гранулы же, полученные из остатков шин, удобный, надёжный и экологичный материал, — говорит руководство завода.

Куда девается изношенная резина после переобувки

На сегодня существует несколько технологий переработки резины. Есть линии, которые режут покрышки, и резиновая крошка получается правильной формы, позволяющая впоследствии использовать малое количество клеевого состава. Есть роторные высокоскоростные способы переработки. При таком методе крошка получается рваной с большой площадью поверхности, и клея при использовании подобной крошки приходится использовать значительно больше. В Казахстане хорошую, «правильную» резиновую крошку два года назад найти было сложно. Делал её только один астанинский завод. И спрос на ровные гранулы значительно превышал предложение, и потому именно «правильной» крошкой решили заняться в Актобе. Попробуем вкратце описать, как выглядит сам процесс получения резиновых гранул.

Куда девается изношенная резина после переобувки

Шины поступают на завод, складируются и сортируются по размерам: от легковушек, джипов и грузовиков. Делать это приходится потому, что у шин разный состав: чем больше колёса, тем больше в них металла, чем меньше, тем выше процент текстиля. Да и сам состав резины различен. Завод берёт в переработку в том числе и шины от карьерной техники. Правда, оборудование позволяет перерабатывать резину только диаметром до двух метров.

Необходимое по рецептуре количество резины осматривается рабочими на предмет присутствия болтов, саморезов и т. д. На предварительном этапе из больших колёс выдёргивается корд, а сама резина на шинорезных станках превращается в так называемые чипсы. Чипсы отправляются на линию, состоящую из нескольких секторов. Первым делом чипсы попадают в крашер, где их режут на более мелкие части, потом по конвейеру — в шредер, а после — в две роторные дробилки, где они превращаются в гранулы необходимого диаметра. По ходу дела из частиц с помощью магнитного сепаратора удаляются остатки металлического корда, а с помощью вентиляционных «циклонов» — тканевые волокна. В «циклонах» также стоят магнитные уловители, ещё раз очищающие резину от частиц металла. Далее крошка поступает на вибростолы, где её делят на фракции. И в итоге на предприятии получают резиновые гранулы диаметром 0.25 —2.5, 2.5–6.4 мм, которые засыпаются в мешки и отправляются в следующий цех, где старая резина получает вторую жизнь.

Там гранулы смешиваются со специальным клеем и колерами, через дозаторы отправляются в формы под термопресс на автоматизированную линию, и на выходе получается пористая резиновая плитка разного цвета и толщины. При необходимости, в зависимости от дальнейшей сферы применения, более крупную крошку используют для изготовления основания плитки, этакой «подложки». А верхняя часть всегда делается только из мелких гранул.

Весь процесс относительно быстрый, но достаточно трудоёмкий и затратный. Если учесть, что ножи в шредерах и другие детали агрегатов периодически приходится приводить в порядок либо менять. (Те же ножи изготавливаются из высококачественной стали в Европе и стоят немало.)

Так во что превращаются бывшие колёса?

В результате всех вышеперечисленных технологических процессов на заводе получают мягкую резиновую плитку, а также материал для бесшовных и рулонных резиновых покрытий. С учётом применяемой на предприятии термопрессованной технологии изделия влаго- и химически стойкие, а также способны выдерживать большие нагрузки. Но главное — практически не пахнут резиной и клеем (все запахи быстро выветриваются), что позволяет применять их как на открытом воздухе — на детских или спортивных площадках, так и в закрытых помещениях.

Куда девается изношенная резина после переобувки

Интересная особенность — несмотря на кажущуюся пористость, резиновая плитка произведённая по технологии термопрессования, не пропускает в себя влагу. И застеленную ею беговую дорожку зимой можно запросто превратить в каток (обязательно залив сверху лёд толщиною более двух сантиметров. Резина всё-таки режется коньками).

А как же отходы?

Отходов при переработке колёс также образуется немало. В процентном отношении половина веса шины занимает резина, 25 % — корд из высоколегированной стали и ещё 25 % — ткань, то есть капроновая сетка. И если судьба хорошей металлической крошки достаточно прозрачна: сталь отправляется на переплавку, у ткани, «добываемой» из покрышек, пока довольно туманные перспективы. Дело в том, что нить, используемая при производстве шин, дорогая, полиамидная. В изделиях, получаемых из резиновой крошки, она не нужна. А куда приспособить её, на заводе пока так и не определились. Волокна выходят из шредеров слишком короткие, и соединить их обратно в нити достаточно проблематично. В общем, идеи по дальнейшему использованию капрона на предприятии есть, но до полного их воплощения в жизнь нужны время и деньги.

Куда девается изношенная резина после переобувки

Вот так или примерно так перерабатывают сегодня практически все старые шины в Казахстане. Существует ещё метод пиролиза, когда резину превращают в печное топливо. Но у нас в стране подобных установок крайне мало. Завод, о котором мы рассказали выше, можно, конечно, назвать образцово-показательным — новое оборудование, современные технологии заметно отличают его от многих отечественных предприятий, работающих порой буквально «на коленке», да ещё и берущих деньги с тех, кто хочет избавиться от резины. Платят, конечно, не все. Некоторым предпринимателям проще вывезти втихую старые покрышки куда-нибудь в поле и там «похоронить». Благо территория нашей страны большая и не всегда контролируемая. Тем не менее перерабатывающие заводики в стране существуют, люди работают, и есть надежда, что многотонные залежи старой резины не останутся в наследство нашим потомкам.

Комментариев: 23

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.