• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
«Лет через 15 страна должна будет полностью отказаться от авто, работающих на бензине и дизеле. От Казахстана этого требуют мировое сообщество, мировые организации. Государство готовится к этому», — написал автор сайта inbusiness.kz. Кто конкретно, когда и зачем потребовал от нашей страны запретить ездить на машинах с традиционными движками, в опубликованном материале не сказано.
Говорилось лишь, что «депутаты инициировали ряд законопроектов, которые направлены на популяризацию экологически чистого транспорта, развитие инфраструктуры. Пакет поправок в закон одобрен мажилисом». Кроме того, приводились слова одного отечественного народного избранника, что Китай планирует отказаться от бензиновых двигателей к 2030 году, а к 2040-му прекратить выпуск автомобилей с ДВС намерены Великобритания, Индия, Австрия, Польша, Канада и Турция. Где в данном перечне Казахстан? Не указывалось.
Давайте попробуем разобраться.
Следует отметить, что сегодня в мажилисе действительно рассматривают меры популяризации машин на альтернативных источниках энергии, их везде называют экологически чистыми авто. Проект поправок в законодательство висит на обсуждении аж с 2022 года. Теоретически принять их должны в текущем году, но речь о полном отказе от машин, работающих на бензине и дизеле, ни в ближайшей, ни в дальней перспективе в документе не идёт.
В проекте говорится о развитии сети электрозарядных станций, о возможном открытии доступа электромобилям на автобусные полосы, о бесплатной парковке электротранспорта и маркировке электромобилей специальными опознавательными знаками. Причём даже делать бесплатным для электрокаров проезд по платным дорогам депутаты не собираются, хотя ранее такие предложения звучали.
О том, что Казахстан не будет запрещать продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, перейдя на выпуск только электромобилей, заявлял несколько лет назад вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз Ержан.
«Куда мы денем казахстанскую нефть? Нельзя сразу переходить на электромобили. Возможным решением станут гибридные. Сейчас, переходя на электромобили, Европа сталкивается с рядом проблем, ведь их надо
При этом для импортёров и владельцев электромобилей в Казахстане уже действует ряд преференций: электромобили освобождены от утильсбора, для ввозимых в РК для личного пользования электрокаров обнулены таможенные пошлины, а сбор за первичную регистрацию бывших в употреблении электроавто в два раза ниже, чем за легковушки с обычными ДВС. Освобождены сегодня, к слову, владельцы электромобилей и от уплаты ежегодного транспортного налога. То есть поддержка развития такого вида транспорта в Казахстане есть и в перспективе станет ещё ощутимее. Но лишь поддержка, а не исключительный приоритет.
Ну и, наконец, если уж говорить о международных требованиях к чистоте выхлопа машин, то Европарламент действительно год назад официально одобрил новые экологические стандарты, призванные вынудить автопроизводителей отказаться от выпуска автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Но не выбрасывать в атмосферу с 2035 года ни одного грамма СО2 должны будут только новые машины, подчеркнём, в Евросоюзе, да и то не все. К слову, даже эти планы уже оспаривают. При чём тут Казахстан?
Итого можно сделать понятный вывод: запрещать выпуск и эксплуатацию машин на жидком или газовом топливе в Казахстане никакими законами или постановлениями не планируется. Ни завтра, ни через 10–15 лет. Ограничения и более жёсткие требования для их эксплуатации, конечно, неизбежны. Но полный запрет машин с ДВС — это нечто из области фантастики. Сегодня это почти весь автопарк страны. По данным Бюро нацстатистики, в Казахстане зарегистрировано 4 107 974
легковых бензиновых авто, 86 772 дизельных, 7997 электромобилей и 6782, работающих на газе. Так что даже через годы традиционные машины останутся в доминирующем положении.
будет электромобиль по конским ценам еще на свет цену поднимать начнут каждый месяц
Наши чиновники за мзду проголосуют за что угодно, зная это люди такие слухи воспринимают всерьез.
ага, щас …