«Азия Авто» грозится закрыться если отменят государственные льготы

Последние дни в социальных сетях активно обсуждают ситуацию с расторжением соглашения о промсборке с производителем из Усть-Каменогорска. Разбираемся, чем это грозит и что даёт соглашение.

«Расторжение соглашения грозит остановкой работы крупнейшего автомобильного холдинга Казахстана», гласит официальное обращение коллектива предприятия, распространённое накануне. Руководство группы компаний «Бипэк Авто — Азия Авто» говорит о возможной остановке конвейера и строительства нового завода без преференций со стороны государства. Об этом более подробно в видео:

Если коротко: генеральный директор АО «Азия Авто Казахстан» Ержан Мандиев получил 11 апреля письмо из Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, в котором сообщается, что профильное ведомство расторгает действующее соглашение о промышленной сборке.

Таким образом, договорённости между государством и холдингом в части развития производственных проектов аннулируются и о льготах и преференциях от государства можно забыть.

Какие государственные преференции получает автопроизводитель?

Освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) и таможенных платежей в соответствии с законодательством РК, а также стимулирование в виде возврата уплаченного утилизационного сбора.

Почему? В соответствии с решением ЕАЭС от 29 мая 2014 года № 72 «Об условиях применения понятия «промышленная сборка моторных транспортных средств» на территориях государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства» предприятие в рамках соглашения взяло обязательство освоить в течение семи лет технологические операции по сварке, окраске и сборке транспортных средств в обмен на поддержку и выход при должном уровне локализации на рынки ЕАЭС.

Новый завод со сваркой и окраской кузовов мощностью 60 тысяч единиц в год строят с 2013 года

Однако «Азия Авто» и «Азия Авто Казахстан» свои обязательства по соглашению о промсборке до 1 декабря 2019 года не исполнили, акт ввода в эксплуатацию производственных мощностей 1 апреля 2020 предоставлен не был. Детали в ответе министра индустрии и инфраструктурного развития РК Б. Б. Атамкулова компании «Азия Авто».

Действующее предприятие по SKD-сборке в Усть-Каменогорске

Ну и самое главное — расторжение соглашения о промышленной сборке не влечёт за собой прекращения деятельности компании! «Азия Авто» имеет полное право и возможность продолжать производство автомобилей, а также строить свой новый завод. Кроме того, МИИР РК готово рассмотреть возможность заключения соглашения и предоставления преференций вновь после исполнения обязательств.

Что в итоге? Компания может и дальше производить и продавать автомобили, но при той же рентабельности предприятию видимо нужно будет поднять отпускные цены. А это где-то 17–25 % от стоимости автомобиля. Но вот готовы ли будут покупать казахстанцы изрядно подорожавшие «лады», «шкоды», УАЗы и «киа»?

Комментариев: 119

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Али

    Мне интересно одно, почему у нас машины дороже чем в РФ, притом что там ндс 20% а у нас 12%! Что это за производство такое и кого мы на самом деле поддерживаем! Вообще изначально это была утопия строить заводы на население в 17 млн! Кому продавать столь машин? Разницу в карман ложили эти прикручиватели колес.

    Ответить
    • Аватар
      Аллигатор   Али

      Киа от Азия Авто, у нас дешевле чем в РФ, а остальные не в курсе

      Ответить
      • Аватар
        Dau   Аллигатор

        Цены были почти одинаковые с российскими, что-то дороже. НО оказывается завод не платил НДС (12%)+возврат утиль сбора+отмена тамож пошлин. Это огромные суммы. И возникает вопрос: почему они не были на 10-20% дешевле, чем в России???какая польза от кормежки такого завода простому автолюбителю??? может раздать всем отвертки и люди сами соберут машину как конструктор с учетом возврата НДС+утиль сбора+отсутствие тамож пошлин? Экономия до 30 % составит)
        Kia Seltos до мартовских событий был от 7,5 млн тг, после подорожания доллара цену сразу же подняли почти на 20%. Смысл держать такое производство в стране, лучше другим заниматься: например, запускать спутники в небо)
        Интересно узнать, кто еще имеет такие «народные» льготы и какие они. Обидно, что в народе много про автоваз, но страна даже не может их собрать….

        Ответить
        • Аватар
          Аллигатор   Dau

          Уважаемый! давай без популизма! Приведи в пример конкретную модель, комплектацию, цену и точный аналог такого же авто на Азия Авто. Сейчас сам пробежался еще раз по модельному ряду Киа и конкретно по всем моделям самых топовых комплектаций — у нас Киа дешевле, в сравнении с той, что продается в РФ, то есть тащить оттуда невыгодно. О чем базар? Закрыть Азия Авто и покупать из РФ дороже? Или тупо импортировать из Кореи? Но тогда она будет еще дороже. Какой в этом смысл и что конкретно ты выиграешь при этом?

          Ответить
  • Аватар
    Sid

    Сейчас китайцы уже догнали Россию. А многие марки и намного перегнали. Вон havalH5 убийца уаза 1,2 млн стоит. А havalF7x конкурент рено Аркана от 1,4 млин рублей. И это уже у дилеров без скидок. Скидки у них еще 15 цены могут сбить.

    Ответить
  • Аватар
    123

    В общем с СарыаркаАвтопром пошла дележка.

    Ответить
  • Аватар
    maik

    Пусть сворачиваются

    Ответить
  • Аватар
    Аллигатор

    ноги растут от Астана Моторс. В любой ситуации нужно искать того, кому это выгодно., а выгодно это Хендэ Моторс и Смагулову, у которого Азия Авто как кость в горле

    Ответить
  • Аватар
    кз

    вот вам и карма!

    Ответить
  • Аватар
    id16542056

    Они по предзаказу машину не поставляют в течении 4-х месяцев а деньги взяли Похоже на пирамиду.Жду машину а в ответ тишина.

    Ответить
    • Аватар
      Аллигатор   id16542056

      им твои гроши даром не нужны. в стране карантин 2 месяца и никто толком не работал, да и не только в стране, во всем мире, если ты еще не в курсе. границы закрыты, предприятия стоят

      Ответить
      • Аватар
        Мурат   Аллигатор

        А ведь ради этой гроши Вы и создали «схемы», разве нет? Чего это так чванливо и со снобизмом теперь писать? наверное потому что льготы и преференции давали много больше к цене авто чем накрученная маржа, а?

        Ответить
  • Аватар
    Красный карандаш

    Эти машины покупают исключительно в силу острой необходимости. Если на фоне того как десятки тысяч лишились доходов, у сотен тысяч доходы упали, доллар опять пробил потолок, эти прибавят 17-25%, то кому вообще нужны будут? А по факту вышло так, что они нас лишили хороших и доступных б/у иномарок: японских, немецких, американских — любых, но и сами со своей аферой близки к провалу. Я тоже за развитие промышленности у себя в стране, но почему не начали с чего-то более простого? А потом набирая силы и постепенно осваивая все более технологичные виды производств дойти до такого сложного как автомобилестроение. Так же умные делают, но в Казахстане….

    Ответить
  • Аватар
    Красный карандаш

    Теперь уже надо продолжать это дело, а то выйдет так, что и нас лишили доступных б/у иномарок и сами провалились. Все в итоге остались ни с чем. Так не пойдет. Надо идти вперед.

    Ответить
  • Аватар
    Аллигатор

    не понимаю коментаторов, которые тут одно место себе рвут, чтобы Азия Авто закрылся — ну хорошо, закроют Азия Авто. И что? Вы потом сможете купить эти авто дешевле? Все остальные автозаводы цены снизят? Страна наполнится дешевыми новыми авто? Эти же авто потом будут еще дороже! При этом все остальные дилеры автоматом же поднимут цены. И чего вы добьетесь? Мне кажется, больше всех орут те, кто и так никогда не может себе позволить купить авто с салона и они будут счастливы, если такой возможности не будет у тех, у кого она сейчас есть. Другого объяснения я не нахожу.

    Ответить
    • Аватар
      Baglan   Аллигатор

      Когда-то, в поддержку отечественного производителя, ужесточили и ограничили импорт подержанных авто, которые были доступны для всех. Были множество вариантов , в разном ценовом сегменте и с другими критерями. В 2013 году, я купил Киа Рио , в полной комплектации за 3.2млн., в этом году продал за ту же сумму. С введением разных пошлин, как утильсбор, первичка -цены выросли. Но, говорят, что Азия Авто были освобождены от всего этого, но при этом , они продают очень дорого, будто оплачивали все пошлины. Та же гранта, которая стоила 1.5млн, сейчас стоит свыше 3млн. Я бы понял, если бы поднялась цена до 2млн, с учетом девальвации, но тут они загнули цену.

      Ответить
  • Аватар
    snh

    Здается мне, что все преференции, что получала официально Азия Авто, уходили на сторону в пользу заинтересованных лиц из верхних эшелонов власти. Только так можно объяснить более высокие цены на Российский автопром. Сейчас ситуация в стране меняется, смещаются «центры силы», вот и началась делёжка активов старой власти….

    Ответить
  • Аватар
    id15734652

    За 7 лет отверточной сборки так и не смогли наладить производство даже малой части комплектующих, сама идея «рынка отечественных авто

    Ответить
  • Аватар
    id17341309

    95% новых авто на данный момент в салонах продаётся в кредит,если на 17-25 % от стоимости ещё поднимут цену,то в какой мы .опе вообще окажемся???,вот в чём вопрос??.

    Ответить
  • Аватар
    id17893465

    правильно !!! пусть закрывают!!!! цены у них космос на тазы!!!!!

    Ответить
  • Аватар
    Покупатель

    в чём проблема??? Пусть закрываются!
    Государство должно помогать малому бизнесу в нынешних условиях, а не олигархам . Руководство завода пусть вкладывают свои запрятанные личные сбережения !

    Ответить
  • Аватар
    Григорий

    И вообще,когда в СМИ говорят отечественный автопром,у меня рот до ушей ))) Единственное,что делают по полному циклу это никому особо не интересный китайский JAC )))
    Весь остальной » автопром КЗ» прикручивание колес и дверей с шильдиком — Made in KZ

    Ответить
  • Аватар
    mikolamm75

    Успехи введения заградительных пошлин на импорт и б-ушку на лицо. Средний возраст автопарка страны вырос на 10 лет, а количество машин в стране сократилось на 10% ещё лет 20 таких успехов и ишаки опять станут транспортным средством.

    Ответить
  • Аватар
    Eric

    Завод ломать не надо пусть уберут заградительные пошлины, Назарбаев поторопился с ними, слишком мы нищие еще, только через 10 лет возможно и то надо смотреть по ситуации. Есть деньги покупай новую машину никто не запрещает но дайте возможность простому народу покупать авто по доступной цене, а этого нет, цены космические, работы с нормальной зп нету, как жить, че лошадь с телегой покупать штоли

    Ответить
  • Аватар
    Рауан

    С 25 мая БИПЭК Авто начало повышать цены на машины еженедельно на 25 тыс. тенге.

    Ответить
  • Аватар
    vitalik

    Давно пора закрыть, смысла в этих «предприятиях» нет, однозначно.

    Ответить