Каков утильсбор за автомобили, ввезённые до принятия новых ставок

За авто, ввезённые до принятия новых ставок, будут платить утильсбор по старым тарифам?

В водительских чатах гуляют разные пугалки на этот счёт. Между тем в законах всё чётко расписано.

На фоне очередей в автосалонах и в ожидании новых ставок утильсбора, которые правительство пообещало значительно снизить по сравнению с действующими, казахстанцы ввезли в страну автомобили, которые пока не торопятся регистрировать. Чтобы не платить больше. В преддверии вступления новых ставок в авточатах стали появляться сообщения, пугающие автомобилистов, пригнавших машины до вступления новых, что утильсбор им насчитают по старым ставкам.

Отсюда вопрос: в течение скольких дней после ввоза необходимо уплатить утильсбор?

Для уплаты сбора за автомобили срока нет. Привязки к дате ввоза или его производства тоже нет. Главное — оплатить до первичной постановки на учёт. Казахстанцам, загодя пригнавшим машины в страну, переживать не стоит — утильсбор будет взиматься по ставкам, действующим на момент оплаты.

Срок уплаты существует для сельхозтехники. Это 30 дней. Согласно пункту 23 Правил реализации расширенных обязательств производителей (импортёров):

«Утилизационный платёж вносится в отношении автотранспортных средств производителями (импортёрами) до первичной регистрации автотранспортного средства в соответствии с законодательством о дорожном движении Республики Казахстан. Утилизационный платёж вносится в отношении самоходной сельскохозяйственной техники производителями (импортёрами) до их первичной государственной регистрации, но не позднее 30 календарных дней с даты производства или ввоза в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Казахстан».

То есть ограничение по срокам между датой ввоза и датой уплаты действует только для сельхозтехники.

А какое-то наказание за нарушение сроков уплаты утильсбора существует?

На первый раз — предупреждение, а в следующий раз — штраф от 10 до 200 МРП. И выходит, что грозит оно только импортёрам сельхозтехники.

Но нигде в правилах не написано, что расчёт утильсбора должен быть совершён исходя из даты ввоза автомобиля или что-то подобное.

Дополнено 06.05.2022 в 21:30:

После выхода данной публикации к нам обратились читатели и рассказали, что и в call-центре «Жасыл Даму» им заявили, что за ранее ввезённые авто утильсбор будут взимать по ставкам, действовавшим на дату ввоза. И никак иначе.

За разъяснениями, что, собственно, происходит, редакция обратилась к специалисту нового оператора по сбору утилизационных платежей, который нам ответил, что в пункте 23 правил дата, с которой рассчитывается сумма утильсбора, действительно не оговаривается. Со слов представителя, упустили этот момент и в приказе, устанавливающем новые ставки, подписанном Минэкологии. И потому «Жасыл Даму», взимая платежи, будет ориентироваться на пункт 4 правил, в котором говорится:

«Расширенные обязательства производителей (импортёров) возникают …у импортёров с момента перемещения через Государственную границу Республики Казахстан продукции, подлежащей реализации на территории Республики Казахстан, согласно подтверждающим документам, указанным в пунктах 15, 16, 17, 19 и 28 настоящих правил». Под документами подразумеваются инвойсы, договоры купли-продажи.

Как это связано со ставками утильсбора, действовавшими на момент пересечения автомобилями границы РК, в «Жасыл Даму» не уточнили, но заверили, что ранее по тому же принципу работал и «Оператор РОП». Схема накатанная. И за машины, ввезённые в Казахстан, к примеру, год назад, платить утильсбор нужно было бы по ставкам годичной давности.

Предположим, что сумму, подлежащую к оплате, нужно рассчитывать исходя из пункта 4, процитированного нами ранее, т. е. с момента пересечения границы. Но тогда и «расширенные обязательства» (т. е. необходимость уплачивать утильсбор) возникают только за продукцию, «подлежащую реализации на территории Республики Казахстан».

Экономический словарь трактует понятие «реализация», как «продажа произведённых или перепродаваемых товаров и услуг, сопровождающаяся получением денежной выручки». А энциклопедический словарь определяет этот термин, как «продажа товаров или имущества, превращение их в деньги».

То есть если действовать согласно указанному четвёртому пункту правил, получается, что утильсбор нужно платить только за машины, которые ввозились в страну для продажи — «реализации». И государству необходимо не только вернуть утилизационные платежи, которые вносились за автомобили, ввозимые казахстанцами в страну для личного пользования, но и впредь, пока правила не поменяют, не взимать платежи с подобных транспортных средств. А сколько машин и на каких условиях, в течение какого срока их нельзя продавать, в общем, как можно пригнать в нашу страну «для себя», законодательно опять-таки не оговаривается.

Выходит, государству придётся возвращать утильсбор любому частному лицу, которое заявит, что ввозило машину не для «реализации»?

Вступить в силу новая методика расчёта утиля должна 14 мая. В «Жасыл Даму», кстати, утверждают, что с 16-го. Согласно статье 14 закона РК «О правовых актах», документ легализуется в первый рабочий день после узаконения приказа. У Минэкологии РК есть время, чтобы разобраться с указанными нами дырками в законах.

Мы обратились в министерство с просьбой ответить и решить данный вопрос. И надеемся на скорую реакцию.

Комментариев: 7

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    id24819265

    Не вводите народ в заблуждение !

    Ответить
  • Аватар
    id24819265

    Уважаемые редакторы вопрос к вам что за источник » авточатах «? «В преддверии вступления новых ставок в авточатах стали появляться сообщения, пугающие автомобилистов, пригнавших машины до вступления новых, что утильсбор им насчитают по старым ставкам.» Не ужели нету ссылки на источник ? Если нету зачем писать с таким заголовком статью? Дезинформируете людей! И просьба не удалять комментарий как ранее вы это сделали. Не серьезно!

    Ответить
  • Аватар
    id17204781

    Для автора — Алексея Старкова.
    Нужно ваше мнение. Звонил в жасыл даму по вопросу оплаты утильсбора после 14-го мая. Ввез машину в апреле. Они говорят нет смысла ждать, т.к. придется платить по старой ставке, из за ввоза авто до принятия поправок. Ссылаются на п4. Главы1 Правил реализации расширенных обязательств производителей от 27 января 2016 года № 28, который гласит » 4. Расширенные обязательства производителей (импортеров) возникают:
    у импортеров – с момента перемещения продукции (товаров) через Государственную границу Республики Казахстан согласно подтверждающим документам, указанным в пунктах 16 и 17 настоящих Правил.»
    По моему мнению у меня возникли обязательства после ввоза, но оплатить я их должен по действующим на момент оплаты тарифам, не так ли?
    Спасибо.

    Ответить
  • Аватар
    Георгий

    Алексей Старков, спасибо за статью и дополнение! Недавно ввез автомобиль для личного пользования и не планирую продавать. Машина стояла больше месяца, ждал уменьшения утиль сбора. Разбираясь в Вашей статье, проштудировал законодательство и осознал что Вы правы на 100 процентов. Пожалуйста, держите нас в курсе, ждем законно обоснованных ответов и довыдов, принявших и утвердивших эти правила. Ну и надеюсь, что консультирующие работники жасыл даму, были в предпраздничном настроении и сами запутались в правилах начисления сбора.

    Ответить
  • Аватар
    Георгий

    Народ начал подавать заявки. По словам многих, выдает старую ставку если указывают дату ввоза до 14.05.2022 и соответственно новую ставку утиля если дата ввоза с 14.05.2022.

    Ответить
  • Аватар
    Георгий

    Попробуйте подать заявку

    Ответить
  • Аватар
    Георгий

    Доброго вечера! Вам так и не пришел ответ от министерства?

    Ответить