little-cars-main

Самые маленькие автомобили прошлого

Позволить себе выпускать микроавтомобили могли лишь развитые государства. И больше всего их любили англичане и немцы.

По сути, автомобиль длиной менее трёх метров в наши дни является ничем иным, как блажью, игрушкой для чудаков и любителей разновсяческой экзотики. Человеку со средним достатком требуется хотя и недорогой, но полноценный экипаж с нормальной пассажиро- и грузовместимостью. Люди небогатые выбирают то же самое на вторичном рынке. Неслучайно, что знаковый микрокар современности Smart Fortwo был весьма не дёшев и разрабатывался в одной из самых богатых стран — Швейцарии. Лишь с развитием каршеринга и электрического транспорта к «табуреткам на колёсах» приобщились даже студенты.

Но так ли было раньше? Давайте совершим небольшую экскурсию в прошлое.

Один из самых малоизвестных и загадочных «кадиллаков» появился в Англии перед Первой мировой войной по заказу одного из тамошних дилеров марки. Уменьшенный в масштабе 1:3 двухместный автомобильчик имел электрический (!) привод и весил 180 кг. Заряда батареи хватало на поездку протяжённостью 9 км со скоростью 20 км/ч. Предназначенный для рекламы электрического зажигания от Delco, мини-«кадиллак» был издан ограниченной партией, разошедшейся преимущественно среди королевских домов Европы и Сиама.

little-cars-1

Пожалуй, наиболее массовым микроавтомобилем своего времени можно считать Rytecraft Scootacar, созданный и выпускавшийся производителем катеров в Лондоне в 1934–1940 гг. В движение машину, сравнимую размерами с детским педальным автомобилем, приводил одноцилиндровый мотор объёмом 98 кубиков. Односкоростная трансмиссия приводилась в действие единственной педалью, которая открывала дроссельную заслонку при нажатии и задействовала тормоз при отпускании. Причём привод был лишь на одно из задних колёс, тогда как тормоз работал на другом.

little-cars-2

Поздние версии, 1939 года, имели двигатель объёмом уже 250 куб. см, 3-ступенчатую коробку передач и обычное педальное управление. Максимальная скорость составляла 64 км/ч. Появились фары, сиденье стало удобным. Также существовала коммерческая версия Scootatruck для перевозки грузов

little-cars-4

Общий тираж Scootacar достиг тысячи экземпляров, из которого до наших дней уцелело не более двух десятков. Интересно, что машина экспортировалась в колонии и доминионы Британской империи, а также в Японию.

little-cars-3

Невзирая на то что автомобили лилипутского вида и размера ассоциировались с увеселительными поездками и ярмарками, где они были востребованы чаще всего, не стоит сомневаться в их технической состоятельности и возможностях. Ещё в 1925 году американец Гас Петцель совершил трансконтинентальный пробег из Сан-Франциско в Вашингтон на «очаровательном», как гласила статья в одном из журналов, автомобиле. Машина жителем калифорнийской Аламеды строилась с нуля собственноручно, получив 4-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением, 3-скоростную коробку передач, весила 255 кг.

little-cars-5

С учётом дизайна и скоростных характеристик (128 паспортных км/ч) детище Петцеля уверенно можно назвать спорткаром. Уже после успешного завершения пробега на гоночной трассе в Аскоте Гас разогнался на ней аж до 148 км/ч при полном отсутствии каких-либо предохраняющих систем, что было откровенным вызовом судьбе.

little-cars-6

Маленькие автомобильчики появлялись на свет и ради съёмок в фильмах. Они могли иметь бензиновый, электрический и мускульный (вспомните неподражаемый и единственный в своём роде «Багзи Мэлоун») привод или же вовсе не иметь такового. Являясь реквизитом, они не предназначались для эксплуатации на дорогах общего назначения и долгой жизни вообще, отправляясь на свалку сразу по завершении кинопроекта, а их авторы не сохранили своих имён для истории.

little-cars-7

После войны обедневшая континентальная Европа обратилась к ультрасубкомпактным автомобилям не от хорошей жизни: на полноразмерные не хватало денег, а бензин был непомерно дорог. В кризисных условиях кратковременно зацвели немецкие мотоколяски: Messerschmitt Kabinenroller, BMW Isetta и Brütsch Mopetta. Машины безусловно известные, поэтому ограничимся галереей их улично-дорожной жизни. Кстати, на одном из фото группа пилотов бундесвера шествует за камуфлированным «мессером» неспроста, поскольку это транспортное средство одновременно выполняло почётную функцию талисмана эскадрильи.

С нормализацией уровня благосостояния, техническим прогрессом и ужесточением требований безопасности к транспортным средствам судьба крохотулек казалась предрешённой. Если в СССР социальное обоснование для выпуска подобных машин ещё нашлось («инвалидка»), то на Западе к 1980-м они воспринимались как анахронизм — тот же Peel P50, который Кларксон затащил в штаб-квартиру BBC одной рукой, как дорожный чемодан.

little-cars-13

Второе дыхание малыши обрели с появлением Smart, но за это следует благодарить уже политиков, экоактивистов и прочих манипуляторов естественного хода событий.

Комментариев: 5

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Alexander

    Smart не производится в Швейцарии). Производит немецко-швейцарская компания во Франции)))

    Ответить
  • Аватар
    Нурбот 300242

    На этих машинах зимой ездить было нельзя, их возможности по перевозке пассажиров и грузов ничтожны. Так почему же эти люди просто не покупали мотоцикл как это делали многие в аналогичной ситуации? А потому, что мотоцикл не давал статуса автолюбителя и владельца АВТОМОБИИИИЛЯ (голосом Якубовича). Это было дико престижно в то время быть просто обладателем любого автомобиля.

    Ответить
  • Аватар
    Абыр

    у нас была машинка ОКА, на Капчагай с телками на ней ездил

    Ответить