Это солидная дата для компании в Казахстане, которая была основана в первые годы независимости нашей страны. Вдобавок и той, которая со временем стала главной информационной площадкой авторынка страны и которая работает и развивается по сей день.
Редакция Kolesa.kz начинает серию материалов, посвящённых юбилею нашей компании, и в этой статье расскажем, с чего и как начинался путь к первому выпуску газеты. Помог нам в этом основатель компании — Вали Хуснутдинович Хуснутдинов, занимавший пост директора ТОО «Колёса» с 1996 по 2013 год. В интервью он рассказал много интересных и памятных фактов, о которых прежде мало знали даже сотрудники.
Хуснутдинов Вали Хуснутдинович
Родился в 1953 году вАлма-Ате, учился в школе № 54, окончил КазПТИ им. В. И. Ленина (с 1995 года КазНТУ) по специальности «автоматика и телемеханика». Инженер.
— Вали Хуснутдинович, расскажите, как Вы шли к созданию главной автомобильной газеты Казахстана? С чего всё начиналось?
— В 1990 году, уже в последний год существования СССР, разрешили открывать частные предприятия. До этого заниматься предпринимательской деятельностью являлось серьёзным преступлением. Я по образованию инженер, так и решил открыть малое предприятие и заняться инженерной деятельностью. Назвать его решил
— Чем занималось это предприятие?
— Мы делали системы связи, учебное телевидение, а заказы искал в основном по знакомым. Зарабатывать стал неплохо! Раз в десять больше, чем на госпредприятиях, где я до этого всю жизнь проработал. Я, например, до
До введения тенге, то есть до 15 ноября 1993 года, в Казахстане официально при расчётах применялись советские и российские рубли. После введения нацвалюты 1000 российских стоили 3.89 тенге, а 1 доллар США — 4.69 тенге. Советские рубли меняли на тенге в соотношении 500 к 1.
— Ох, очень даже неплохо!
— Да, но
— Вали, ты сейчас сколько зарабатываешь?
— 30 тысяч в месяц, представь себе!
— А я — 700 тысяч в месяц!
— Да ты что?! Как так?! Ты же тоже инженер!
— Я уже не инженер. Я сейчас занимаюсь торговлей.
— Торговлей?!
Для нас, советских технических интеллигентов, занятие торговлей было делом не совсем достойным. Но разница в доходах больше, чем в двадцать раз! И я тоже решил попробовать. С двумя партнёрами — это ещё один инженер и его
— Круто! То есть успешно и довольно быстро всё пошло в гору?
— Я с большим удовольствием и энтузиазмом занимался разным бизнесом, взахлёб! Это было удивительное время в моей жизни. Мы открывали даже банк, представь. Тогда это было быстро и легко, минимальные требования, не как сейчас. Правда, управлял я им недолго, так как совмещать с торговым домом было сложно. Была у меня и страховая фирма, рекламное агентство. Время было фантастическое! Всё пробовал на зуб, зарабатывал, а
— Как
— В 1995 году в Казахстане разрешили открывать ломбарды. И, как ты думаешь, что? Я открываю ломбард, вторым в Казахстане. И кинулся кредитовать людей под заклад автомобилей. Но ломбард оказался не совсем моим делом, хотя именно работа в нём натолкнула меня на идею «Колёс».
— Так, так, интересно…
— Для того чтобы оценивать залог, мне нужно было знать цену. Я со своим другом решил открыть небольшой автосалон — машины продавать. Асфальтированная площадка с забором, под замком, маленький офис. Мы давали объявления во всесильную тогда газету «Караван» с текстом: «Помогу купить, продать автомобиль» — и нам звонили в основном продавцы, за неделю порядка 600 человек. Мы записывали их данные в тетрадку, имели информацию о моделях и ценах, машину можно было поставить к нам.

Когда звонили покупатели, это было человек тридцать в ту же неделю, мы предлагали приехать и машины эти посмотреть. Так мы сводили продавцов и покупателей под окнами своего офиса. Наш интерес — 100 $ в случае продажи. Сделки случались, правда, никто нам не платил! Они уходили за угол и тихо там договаривались. Однако многие просили показать нашу базу данных — нашу тетрадь, где записаны цены, продавцы и покупатели. Некоторые даже предлагали заплатить, но я отказывал: «Нет, вы что?! Мы же на этом кормимся!» Так прошло недели
—Заплатил, посмотрел, запомнил…
Ага! Или, может, повесить листочки на стену в коридоре? Он у нас такой длинный был, где мы офис снимали. Тогда люди будут ходить здесь и изучать эти листочки! Но опять же — как? За вход в коридор брать эти 5 $? Тоже неудобно, но уже лучше, чем тетрадка! А, может быть, тогда выпускать стенгазету, точнее просто газету. Вот! Это и был тот момент! Я его помню хорошо, ведь он и определил всю мою последующую жизнь в бизнесе.
— И это был… 1996 год?
— Это было лето 1996 года, июль! Всё! Я помчался в министерство печати и массовой информации регистрировать газету!
— Вали Хуснутдинович, а на первый выпуск где брали объявления? Из тетрадки?
— Да, сначала из той тетрадки. Плюс я собрал товарищей, кто коммерцией занимался, сообщил, что газету открываю, а им предложил быть рекламными агентами. Они согласились. Но главное — поручил им принести по 100 объявлений о продаже авто, но чтобы прям живые, с улиц.
— Сложно было ли финансово тогда запускать газету?
— Я пригласил поучаствовать четырёх своих друзей. Мы решили скинуться по 2000 $ и начать дело. «Только ты не трать все деньги до конца. Оставь на ресторан. Если дело не пойдёт — обмоем неудачу», — напутствовали меня компаньоны. Главное, что надо было сделать, — пригласить на работу человека, который знал, как делается газета. Такого я нашёл, он оказался отменным работником и хорошим человеком. Художник, мой хороший знакомый, нарисовал нам логотип «Колёс». Я решил, что сделаю сначала первый номер и уже по ходу дела наберу команду. Через две недели, 1 августа 1996 года, «Колёса» вышли в свет!
— А как быстро раскрутилась газета?
— «Колёса» самоокупились уже на четвёртом номере, через месяц! Далее объём вырос до восьми страниц, и снова спустя месяц мы вышли на прибыль. Потом — 24 полосы, 48, 72… Росли и тиражи: с 5000 до 10 000 уже на шестом номере. В 2006 году «Колёса» имели рекордный тираж — 45 100 (выпуск № 30 от 26 июля), а газета состояла аж из шести тетрадей.
В качестве рекламного хода и для привлечения внимания автолюбителей в 1997 году «Колёса» разыграли новенький
ВАЗ-2106. Даже в те годы в Казахстане это был всё ещё желанный автомобиль. Шла реклама и на радио, и на авторынках. На автогонках в Алматы мы ставили свои растяжки, а в пробеги возили флаги.
— А как вы видели авторынок того времени? Каким он был?
— Может, парадоксально, но я видел авторынок как рядовой потребитель, которому нужно продать или купить автомобиль.
— Информационном?
— Да, на информационном, где встречаются желающие продать и купить информацию. Про потребности этих людей я всегда думал. Как сделать так, чтобы им легче давать объявление, чтобы газета была везде и так далее. У нас даже миссия такая была: «Всеми возможными способами собирать, обрабатывать и передавать нужную людям информацию, тем самым помогая им стать увереннее, свободнее и счастливее». Мы для этого открыли абонотдел, чтобы ходить никуда не надо было — достаточно поднять телефонную трубку и подать объявление. Мы единственные в городе
Редакция газеты «Колёса» открылась в Алматы, в здании АО «Алматыинжстрой» на ул. Коммунальная, 12. Это улица, расположенная рядом с пересечением пр. Райымбека и пр. Сейфуллина. В то время это был геометрический центр города, а улица тупиковая, очень широкая, плюс большая парковка. В понедельник и вторник туда съезжались автомобилисты из города и всей области! В 1996 году были два маленьких кабинета на первом этаже здания. Спустя годы ТОО «Колёса» занимало уже несколько зданий вокруг, было открыто отделение в верхней части города, на улице Жарокова.
— Хорошо, а вот те самые люди, покупатели газеты, кто давал объявление: какими они были тогда?
— Особенностью рынка того времени было то, что кто пригонял автомобиль, тот и продавал. Поехал за машиной, испытал все эти страхи — в Польше, где его «бомбили», в России бандиты… Уффф! Пригонит — и к нам объявление давать!
Рынок тогда был девственный, не было главного признака развитого рынка — разделения труда. Да и в
— А в чём была уникальность подачи информации в «Колёсах» в сравнении с конкурентами? Как покупатель должен был понять, что в новой газете — то, что ему нужно?
— А тут небольшая предыстория! Наш сотрудник, кто готовил к выпуску первый номер, а он профессионал своего дела, поместил на первую страницу, на обложку, фото, где мужчина сидит в машине, в багажнике, в носках такой, жара была тогда… Но я вижу: это не то, не наша газета! И на второй выпуск ему говорю: «Ты не помещай никаких картинок на первую полосу, помести просто частные объявления». Он возмутился: «Разве так можно?!» Я был непреклонен: «Помещай! Вот такой у нас будет вид газеты». Я хотел, чтобы все сразу видели и читали объявления.

— Машина — цена, машина — цена…
— Это была моя вторая примочка. Я велел, что принимать объявления будем только с ценами. В «Караване» было структурировано по маркам, может, и по странам, а у нас было и по ценам в том числе! Не все, кстати, в те годы хотели указывать цену. И мне тоже говорили, что так не делается, что вы не знаете, как продаётся автомобиль. Надо просто написать, что авто в продаже, и телефон, а там мы сами сообщим цену. Продавцы тогда хотели менять цены просто по ходу поступающих звонков. Многие нас проклинали, но мы ввели такое правило, у нас было принято только так.
Цены на продаваемые автомобили в те годы в Казахстане, как и во многих других странах СНГ, было принято указывать в долларах США. Этот тренд сменился только 2 февраля 2016 года, когда власти вышли на курс дедолларизации на электронных площадках. С тех пор на Kolesa.kz все цены указываются в тенге.
— Вали Хуснутдинович, у Вас уже была машина, когда Вы «Колёса» организовали?
— Была,
— Кстати, я ещё помню, как газеты продавались не только в киосках, а прям на дороге! По Абылай хана, у светофора, ниже Абая, всегда стояла женщина с кипой «Колёс».
— Дааа, а
— Вот новая автомобильная газета…
А он мне тут же:
— Идите к чёрту вместе с вашей газетой!
— Так вы её даже не посмотрели!
— И смотреть не буду эту дрянь! В новых газетах ничего хорошего не пишут!
Я оторопел, но успокоил себя: «Этот парень ошалел, наверное, от стояния в очередях». Но уже через две недели случился и приятный момент. В окно редакции постучался человек и сказал: «Я по вашей газете уже продал две машины. Примите, пожалуйста, новое объявление».

— А первая машина зарубежной марки какая была?
— Первая иномарка — это Daewoo Espero. Я её купил после того, как в Южной Корее кризис случился — обесценилась корейская вона, и цены на машины получились привлекательными. Все поехали туда за машинами, и мой друг привёз. Я у него её и купил.
— Новая была?
— Ну, не новая, слегка подержанная! А вот новая была первая — Volvo S40! Из салона на Суюнбая.
— Точно, салон «Вольво» же когда-то располагался на Суюнбая, и Ford рядом тут же.
— Да, Суюнбая в
— Вали Хуснутдинович, с учётом пройденного опыта, что бы Вы сделали иначе за годы своей работы в «Колёсах»?
— Я бы раньше занялся Интернетом! Я хотя и технарь по образованию, но
— Это был уже 2006 год?
— Раньше. В 2005 году мне мой зам сообщает: «Ну всё, есть один автомобильный сайт, в этом месяце он получил первую прибыль». «Начинаем!» — отвечаю я и попросил его возглавить это дело. В апреле 2006 года сайт «Колёс» был запущен и стал новым большим этапом развития компании.

— Как быстро сайт показал свою эффективность?
— Мгновенно! Потому что наши сайты, то есть не только «Колёса», но и «Крыша», не были
— Вали Хуснутдинович, а какое главное достижение за эти же годы?
— Самым большим своим достижением я считаю то, что придумал наши газеты «Колёса» и «Крышу». И главное, на мой взгляд, это то, что мы смогли увидеть потребность людей в этих газетах. Так называемую свободную, незанятую рыночную нишу. И у меня получилось собрать отличных людей для этой работы. Вообще, я работал всегда с офигенной командой. В 2006 году нас стало уже 450 человек. И когда я рассказываю про себя и свою работу, не называя имён и фамилий, я бы хотел, чтобы все они понимали и не обижались: я просто боюсь
Эпилог
В этом интервью собрана, разумеется, лишь часть воспоминаний Вали Хуснутдинова. Конечно же, их гораздо больше! Про каждый год на книгу соберётся! В следующих статьях мы расскажем, как в «Колёсах» появились журналистские материалы, как образовалась
Да уж, времена были, в Шымкенте мы покупали машины, недвижимость через газету Шара Бара.
помнится в 2009 как-то умудрился купить газету Крыша, которая должна была выйти только на следующий день, вот тогда был шок конечно. А самые дешевые газеты помню продаваласиь рядом с Зеленым базаром, на Макатаева.
А вообще обожал газету Колеса с детства, там было много картинок авто, но все черно-белые, мечтал о цветных картинках. Потом просматривал журналы За Рулем и европейские журналы в библиотеке имени Жамбыла недалеко от Зеленог базара. Эх, ностальгия)
Тоже был постоянным читателем Колес тех лет. Нравилось читать про обзоры машин, про события у нас. От того что делали колеса тогда веяло порывом, искренностью, любовью к делу. И писали тогда задорно, весело и без мерзких англицизмов, а нормальной грамотной речью. Тогда в голову не приходило сохранять выпуски, ведь было напечатано на дешевой и тонкой бумаге как правило черно-белые картинки. А вот сегодня с удовольствием в руках бы подержал и полистал номер тех лет.
Сохранял все выпуски. Здорово помогло, когда в 2001 купил своего первого древнего и очень редкого японца 1983 года — Nissan Liberta Villa. По старым обьявлениям нашел кое-какие запчасти, о существовании которых некоторые владельцы уже давно забыли! Было весело.
Вспоминаю, как каждый четверг утром бежал и покупал газету. До обеда просто штудировали всё подряд всей семьей. Хотя денег не было. Только помечтать. Очень приятные воспоминания…
Может прочтет дядя Вали мой коммент? Мы жили в одном доме Маркова-Тимирязева, номер дома специально не пишу. Семья д. Вали жила под нами. Я дружил с его сыном Хакимом, он старше меня на пару лет, потом в Москву уехал. Помню картины, которые писал д. Вали, помню как учил меня большому теннису (прям во дворе, а иногда мы ходили на площадку возле общежития), и иногда мы гуляли по Весновке, я был тогда школьником, и д. Вали учил меня жизни и уму-разуму, тоже кстати оказал заметное влияние на меня. Тогда соседи были почти родственники, отмечали праздники вместе, ходили в гости др к др. Помню однажды д. Вали мыл машину (ту саму белую шестерку) и забыл коврики, я их прибрал и потом вернул, а мне в замен подарил телефонный справочник )
В общем все что тут написано-правда, все это становилось у меня на глазах.
Пожелаю здоровья д. Вали, и долгих лет жизни!
Спасибо за интервью!
Александр, Вали Хуснутдинович прочитал Ваш комментарий и попросил меня Вам ответить: «Саша, спасибо большое за такой душевный комментарий! Хуснутдинов В. Х.»
Каждую неделю покупал)))
помимо цены в $, года выпуска, коробки, объема движка и т.д. еще в объявлении писали аббревиатуры — "инж" "карб", "пол.эл.пакет", "переход"