С осени 2017 года запущен первый отрезок скоростной линии для автобусов (BRT) на улицах Мустафина, Рыскулбекова и Сулейменова. Несмотря на нелюбовь водителей к любой выделенной полосе, что для автобусов, что для велосипедов, городские власти намерены в 2018 году продлить BRT ещё на десяток с хвостиком километров: по Жандосова, Тимирязева и Желтоксан, а в перспективе и по Толе би, далее — до строящегося автовокзала на ВОАД.
Да, общественный транспорт в Алматы неотвратимо убивает комфорт передвижения остальных автомобилей. Но можно ведь устроить так, чтобы удобно стало всем. Первая линия BRT — наглядный пример того, как делать не стоит. И вот почему.
Проблема 1. Слишком узко
Самый главный недочёт проекта — ширина проезжей части, — особенно остро ощутим на Мустафина в микрорайоне «Орбита». Эта улица исторически разделена широким зелёным газоном, имела по три полосы в каждом направлении.
После введения здесь BRT автобусы пустили по крайнему левому ряду, а остановочные комплексы вынесли на центр проезжей части, подняв острова.
Возле островов-остановок дорога превращается в две узкие, жёстко зафиксированные «трубы». Случись на данных отрезках малейшая заминка (поломка или ДТП), поток транспорта тут же зависает. Об этом сообщали жители «Орбиты», а мы наблюдали подобную картину, когда в день съёмки шла замена бордюров.
Вдобавок Мустафина была нарочно сужена разметкой, специальной стоянкой для автобусов и… новой обочиной с высоким бордюром. Она местами съела целую полосу, и улица превратилась фактически в двухполосную. Сделано всё, чтобы создать препятствия для движения и снизить скорость трафика, хотя по Мустафина высоких скоростей давно не наблюдалось, поток шёл плотно. В итоге превратилось это в заторы, которые возникают здесь даже днём, а не только в часы пик.
Понаделали таких островков и на Сулейменова. Без того не очень широкая улица стала совсем тесной, неудобства с маневрированием испытывают теперь и автобусы. Узко, тесно, небезопасно.
Нетрудно спрогнозировать, что похожая ситуация сложится на Тимирязева, где ширина проезжей части по две полосы с каждой стороны. Если по одной из них отдадут автобусам и троллейбусам, да ещё вытащат остановки на дорогу, улица, не особо отличающаяся пропускной способностью, вовсе превратится в нечто круглосуточно ползущее.
Выход? Чтобы было удобно всем, нужно иметь как минимум по две полосы для автомобилей. Если подойти к делу с умом, возможности найдутся. К слову, BRT в странах, где они появились и на которые наш акимат ориентируется в отчётах, выглядит вот так:
или вот так:
Как видно на фото, автобусы едут по своему коридору быстро и остальному транспорту ничто не мешает. В нашем случае то, что имеем, вообще сложно назвать BRT. Так, выделенная автобусная полоса с некими атрибутами BRT.
Проблема 2. Петляние BRT
Автобусный коридор по Мустафина идёт по левой полосе, переходит на Рыскулбекова (всё так же слева), поворачивает на Сулейменова, спускается до очень неудобного пересечения с улицей Пятницкого, а сразу после него полоса BRT меняет расположение, перемещаясь на правую крайнюю полосу. Это, естественно, сбивает с толку водителей автомобилей и приводит к аварийным ситуациям. Местные за полгода наката по улицам с BRT уже привыкли к подобным нежданчикам, а вот залётных такая смена расположения скоростной полосы реально сбивает с толку.
Вот непонятно, для чего на небольшом участке по Сулейменова полоса меняет своё направление на правую сторону?! Большинству маршрутов перед пересечением с Жандосова нужно либо прямо, либо налево. Из-за этого автобусы вынуждены снова перестраиваться — с выделенки налево. К слову, стоит быть внимательным — у них приоритет! Водители могут не заметить скудной разметки, что есть сейчас.
Выход? Раз уж отдали автобусам левый ряд, так пусть они только левый ряд и занимают, исключив петляние. Ещё необходимо установить соответствующие дорожные знаки. Ориентироваться только по разметке в столь узких и перегруженных местах неудобно.
Проблема 3. Слабая информативность
Кстати, именно отсутствие знаков на перекрёстках превращает зону действия линии BRT в ребус для водителей, в первый раз оказавшихся в этих местах, что чревато авариями или как минимум остановкой полицией за выезд на полосу для общественного транспорта. Всё потому, что знаки «Автобусная полоса» поставить либо поленились, либо забыли. Буква «А» на полосе BRT местами уже плохо видна и, будучи закрыта впереди идущим транспортом или вечером в дождь, становится практически нечитаемой.
Допустим, при повороте налево на Мустафина с улицы Торайгырова водитель заезжает на крайнюю левую полосу. Из-за скудной информации он не сразу понимает, что попал на линию BRT. А на Мустафина всю жизнь дежурят полицейские, тут для них теперь новое «рыбное» место.
Выход? Установить соответствующие знаки, предупреждающие таблички. Сделать проезд по дорогам с BRT и въезды на них с соседних улиц, дворов максимально понятными для водителей, прорисовать разметку более износоустойчивой краской.
Кстати, в ПДД не говорится о том, что заезжать на полосу, обозначенную разметкой «1.23», запрещено. В Правилах, в пункте 2 раздела 18, сказано только о запрете выезда в случае, если полоса обозначена знаками «5.9» или «5.10.1-5.10.3». Выходит, если вам накатали штраф за езду по BRT на этих улицах, его можно оспорить.
Проблема 4. Парковки
После перекройки обочины на этих улицах осталось минимальное количество мест для стоянок. Мест для нормальной остановки, чтобы взять/высадить пассажиров, фактически нет. Автомобилисты, заезжая в районы, где есть BRT, паркуют машины в окрестных дворах и переулках, где и без того тесно.
Население такой расклад, естественно, не радует. Добавьте и то, что на Мустафина и других бээртэшных улицах пробок теперь стало больше. Транспорт ползёт, чадит, а дышать выхлопом приходится местным жителям и их детям. Зато автобусы едут якобы быстрее.
Выход? Не усложнять и без того проблемные участки переделкой обочин. Сделать больше парковок.
Проблема 5. Левые повороты
Когда в Алматы появились первые автобусные полосы на Абая и Райымбека, то как минимум никто не думал ограничивать автомобили в манёврах на перекрёстках. Надо направо — заехал на полосу ближе к пересечению, повернул. Но с левыми поворотами поступили совсем жестоко. Там, где идёт левая BRT, левых поворотов теперь нет.
К примеру, чтобы повернуть с Мустафина на Торайгырова налево, нужно сначала уйти направо и на следующем перекрёстке развернуться. Ради такого манёвра мы сжигаем больше топлива, больше загрязняем воздух, убиваем время и нервы.
Выход? Обозреваемые нами улицы позволяют пустить остальные авто на полосу BRT для совершения левого поворота. Да, левый манёвр притормозит автобусы, но можно «поиграть» и с режимами работы светофора, и с дополнительной секцией. Было бы желание!
Уважаемые читатели! Напишите в комментариях: какие ещё проблемы и сложности есть на этом участке BRT. А также пишите, какие бы места в городе вы бы изменили и почему?
По Сулейменова, нельзя выехать со двора и повернуть вниз (налево) чтобы поехать в сторону Джандосова, только вверх (направо) и никак не развернуться вниз…
Полагаю по данной статье, а особенно, на мнение горожан, высказанные в комментах, ИНТЕРЕСЕН (скорее даже, НЕОБХОДИМ) БЫЛ БЫ ОТВЕТ-ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ СО СТОРОНЫ Алматы қаласының әкімдігі.
И было б очень даже НЕ ПЛОХО и ЗАНИМАТЕЛЬНО «новаторам» из КГУ «Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы» свои выдумки реализовывать, не где-то на задворках, где «нахимичили», да позабыли, а У СЕБЯ ПЕРЕД окнами, чтоб результат был перед «глазами» …
Вот, к слову, через остановка наземного транспорта «Пятницкого (ул. Сулейменова)» пролегает маршрут только всего-то ПЯТИ автобусов (15, 32, 34, 67, 103) да и это почти уже конец их маршрутов. Да и народу там уже в них маловато, но «выделенка» имеется…
Однако, почти-что Ваша «родненькая», близстоящая, ЛЮДНАЯ остановка «Управление телефонных сетей» через которую проходят уже ВОСЕМЬ маршрутов (2, 45, 48, 63, 86, 95 ,127, 128) как-то получается «обделена» вашими НОВАТОРСКИМИ заСЛУГАми…
Как говориться — «НАЧНИ С СЕБЯ»… вот же, перед окулярами, в 5-ти МИНУТАХ ХОДЬБЫ от рабочего кресла, очень даже не плохая территория для ЭКСПЕРИМЕНТОВ… Ну то что это Правительственная трасса, проспект Назарбаева, как раз тот участок (быв. Фурманова, выше Рамстора) уже подушатан, для такого «белима» перед глазами, да ради удобства пассажиров-горожан, нам и денег не жалко чтоб, заодно и асфальтное полотно перестелили…
Ну чтоб не получилось как в Орбите… остановки наземного транспорта забабахали, на месте сносного асфальта, плюс искусственных неровностей наделали в виде утоплено-вровень-выпирающих «решетчетых крышек» системы водоотведения. Ну это наверное уж точно в целях безопасности бесконечного пассажиро-пешеходо-патока, дабы машины, тык-в-тык отрабатывающие «змейку», не посбивали людей, рвущихся через проезжую часть попасть на/с «ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ».
Ну и делали б «для себя» такие «имитации» BRT!
Вы же такие же люди, так же на муниципальном общественном транспорте передвигаетесь! Ну какая-то часть Ваших коллег из гор.Акимата на работу может и на личных авто добирается. Будем надеяться и полагать, НЕБОЛЬШАЯ ЧАСТЬ, Вы же исключительно для удобства ПОСЕТИТЕЛЕЙ акимата предусмотрели ОБШИРНЫЕ ПАКОВОЧНЫЙ ЗОНЫ обустроили вокруг-да-около здания Аппарата акима города Алматы. Ну а знаки «въезд запрещен» на подъездах к месту несения служения Народу, ПРОСТО пока-что, по-невнимательности (Вы ж не обращаете внимание на дорожные знаки, где есть таблички «КРОМЕ а/м серий АА, КР, ZZ»), забыли ДЕМОНТИРОВАТЬ….
https://www.facebook.com/valera.mishanov/posts/1779150388797272
Это хорошая идея там, где дороги никогда не было и её строят (можно заложить эти полосы проектно), либо где дорога от четырёх полос и шире, это, во-первых. Во-вторых, если это строиться по середине дороги, то переход до остановки и обратно должен быть (!) подземным, а не по «зебре». Сколько будет ДТП, наездов на пешеходов и представить страшно, в разы увеличатся штрафы кто попадёт по камеры (так как остановки находятся за перекрёстками) стоя на перекрёстке в «ожидании и пропуске» пешехода с автобуса и обратно, и на сколько ещё растянутся пробки… Ладно, хорошо, акимат «радеет» за город и его чистоту, удобства, для пешеходов и тех, кто без авто, вопрос – зачем делая одним хорошо в ущерб другим?! Почему властям не спросить народ – что нужно сделать чтоб всем было удобнее и быстрее? Трамваи – это история! Три ДТП и всё, закрыть, убрать, снести… Зачем, для чего? Изо них много ДТП? А сколько их (ДТП) с участием автобусов, да их в разы больше и чёт я не замечаю закрытие автобусных парков и распродажу техники, это как так? Если слова наши и дойдут до власти в том смысле, в котором мы хотим их донести, хотелось бы сказать следующее — не делать линию BRT по середине дороги там, где полос менее двух в одну сторону – только крайняя правая полоса! И напоследок, хотите что-то сделать для народа, то пожалуйста сначала спросите его об этом нужно это ему или нет.
Это хорошая идея там, где дороги никогда не было и её строят (можно заложить эти полосы проектно), либо где дорога от четырёх полос и шире, это, во-первых. Во-вторых, если это строиться по середине дороги, то переход до остановки и обратно должен быть (!) подземным, а не по “зебре”. Сколько будет ДТП, наездов на пешеходов и представить страшно, в разы увеличатся штрафы кто попадёт по камеры (так как остановки находятся за перекрёстками) стоя на перекрёстке в “ожидании и пропуске” пешехода с автобуса и обратно, и на сколько ещё растянутся пробки… Ладно, хорошо, акимат “радеет” за город и его чистоту, удобства, для пешеходов и тех, кто без авто, вопрос – зачем делая одним хорошо в ущерб другим?! Почему властям не спросить народ – что нужно сделать чтоб всем было удобнее и быстрее? Трамваи – это история! Три ДТП и всё, закрыть, убрать, снести… Зачем, для чего? Изо них много ДТП? А сколько их (ДТП) с участием автобусов, да их в разы больше и чёт я не замечаю закрытие автобусных парков и распродажу техники, это как так? Если слова наши и дойдут до власти в том смысле, в котором мы хотим их донести, хотелось бы сказать следующее — не делать линию БРТ по середине дороги там, где полос менее двух в одну сторону – только крайняя правая полоса! И напоследок, хотите что-то сделать для народа, то пожалуйста сначала спросите его об этом нужно это ему или нет.
Когда автобусная полоса меняется с правой полосы на левую это нечто.
Ехал там ночью в первый раз, так и не понял тогда как оказался на автобусной полосе.
Полный непрофессионализм местных чиновников акимата и нанимаемых ими специалистов еще раз показывает нам, жителям, что местные власти не озабочены идеями для удобства всех граждан, а только лишь о своей мнимой репутации и образа нео-реформаторов. Все что сделано местными властями с приходом Байбека, лишь усугубило транспортный коллапс в городе и создало поле для коррупции для представителей правоохранительных органов. БРТ внедрять на узких улицах Алматы это не только не эффективно, но и глупо и опасно для экологии города. Тем более внедряемые улицы для БРТ явно не предназначены для эффективной эксплуатации автобусов длинномеров. Выражаю свою позицию как негативную по отношению к БРТ!
Раньше власти ориентировались на развитие городов спутников. Но то ли денег не хватило, то ли ветер поменялся, но сейчас опять взялись расстраивать Алматы. Конечно тут земля стоит на порядок выше чем в том же Каскелене или Талгаре. Но если взять в принципе неплохую идею БРТ, но запустить их в города спутники. Связать пригород быстрым и недорогим транспортом, сейчас люди вынуждены ехать на своем авто в Алмату на работу, а вечером тем же маршрутом в обратном направлении, заполняя город машинами со всеми вытекающими последствиями. Власти города не перестают жаловаться на все возрастающий трафик машин, ухудшение экологии Алматы и в то же время продолжают строить дома в городе. Приятно вспомнить те времена, когда спускаешся во двор с маленьким тихим двориком, сейчас выйдя на улицу упираешься в стену соседнего здания. Для городских властей машины представляются как оккупанты пытающиеся захватить город. А ведь там люди, наши живые люди, которым нужно успеть на работу, отвести ребенка в садик, вырваться из душного города на природу… «машина это не роскошь, а средство передвижения» и этого средство передвижения нас пытаются лишить, закрыв улицу для движения, поставив скамейки и навесив запрещающих знаков для машин.
Предложения:
1) Ограничить до минимума застройку Алматы, только вместо ветхих зданий и сооружений. С обязательным обеспечением бесплатными парковками под расчетную нагрузку.
2) Сделать приоритетным развитием строительства и создание инфраструктуры в городах спутниках.
3)В Аловаты доработать развязки, создать новые, обеспечить максимально удобным передвижение и парковку машин.
Сделайте Жандосова и Тимирязева Одностронними! БРТ сейчас будет большой проблемой на Тимирязева!
А почему нельзя как нибудь так!? https://uploads.disquscdn.com/images/ad45cb413a6e32f911a24a4b103608b1f4bc705be3971de0256a1c64785c57e5.jpg
Надо же где находят таких спецов,как этот Байбек вместо того чтобы людям хоть как то облегчить жизнь он наоборот душит,имея не малый водительский стаж я проехал по этим улицам это был шок,это уроки экстрим вождения,подарок от безмозглых властей
смысл этой бестолковой идеи, если в дождь люди дороги перейти не могут, воды на дороге по колено бежит? Вы элементарное сделать не можете, зато популизма целый вагон. BRT они строят, каменный век. Метро уже субсидируете из года в год и BRT гос деньги сжирать будет, что не проект то убыточен. как прекрасно сузить и без того не широкие дороги и пустить BRT, какие же молодцы новаторы. Для кого этот пешеходный — зеленый город? Зеленый город без памятного Апорта, символа Алматы, без текстильной ковровой фабрики, без символов и ассоциации. Чем запомнится приезжим Алматы, пробками, заправками и Кафе?, а может быть Шымбулаком с ценами как в Альпах))) Вообще не понятно, что и для кого и что делается, для хвастовства как обычно?
Зрите в корень, ничего личного только бизнес.
Онай чей бизнес? Онай имеет 10% с всех платежей как оператор.
Вспомните синие автобусы на газу которые были куплены на бюджетные деньги города Алматы, сейчас они в частных руках.
Это только бизнес и больше ничего.
Наш народ будет молчат и дальше.
Уберите это брт! Из-за него только одни проблемы у всех. Ни для кого неудобно. На Тимирязева вообще будет пожизненная пробка! Кто там в Акимате сидит страдает, нечего делать как придумывать всякую х**нь!
как говорится «а Васька слушает да ест».. Им ВЫГОДНО сделать ерунду. ведь надо же себя чем-то занять. а так раз своруют и все.. а потом что, голодать??
1) Нужно провести корректировку проекта. Необходимо привести брифинг с проектировщиками БРТ . Радусы скругления углов намерено сделаны минимальными и не удобными. Я не могу заехать на дорогу не выехав на полосу БРТ, Или строители криворукие.(хотя это 100%)
2) по улице Рыскулбекова на участке всего 150 м сделать полосы равнозначными как для автобусов так и для автомобилей и обеспечить возможность маневрирования после поворота на Сулейменова и Мустафина в необходимые полосы.
3) Сделать карманы для такси. почему вообще сложилась такая ситуация что нет возможности посадки и высадки пассажиров автомобилистам. особенно по тимерязева и сулейменова. По сулейменова есть возможность сделать карман в трех местах. непосредственно ниже рыскулбекова.
4) от Тимерязева Маркова и Жарокова единственные улицы идущие в южном направление. Как же теперь живущим в районе южнее Тимерязева между Жарокова и Розыбакиева попасть домой если не будет левого поворота?