«Ниве» — 45. Сможете повторить?

«Ниве» — 45. Ягодка опять

Своё 45-летие «Нива» встречает в боевом строю, будучи актуальной, как никогда прежде, хотя это и не повод для радости.

И при Горбачёве в советском обществе продолжало ходить устойчивое мнение, что где-то на сибирских ветках хранятся в законсервированном виде сотни паровозов, ждущих часа Х. Поскольку в отличие от электровозов, зависимых от контактной сети и насыщенных управляющей электроникой тепловозов, чтобы остановить паровоз, представляющий собой паровой котёл на стальных колёсах, необходимо прямое попадание снаряда.

К счастью, войны не случилось, и с потеплением международных отношений, уже в 90-е, большинство паровозов порезали в утиль. С «Нивой» подобный номер не прокатил и, видимо, не прокатит. Почётная пенсия машине в обозримом будущем не просматривается.

«Ниве» — 45. Сможете повторить?

На заводе, спроектированном итальянцами, на их же оборудовании и с применением фиатовских комплектующих получился чисто советский автомобиль: простой, высокопроходимый, понятный для ремонта на коленке и… не особо дружественный к водителю и пассажирам. Но в 70-х это был прорыв на фоне машин послевоенного времени. «Нива» покорила сердца автолюбителей далеко за пределами страны. Самая успешная экспортная модель Волжского автозавода как-никак.

«Ниве» — 45. Сможете повторить?
На фото далеко не первый прототип, но уже в узнаваемом кузове. Латинская буква F внутри эмблемы на решётке радиатора — это элемент камуфляжа. Заводчане не афишировали разработку новой модели и выдавали её за вымышленную иномарку: то Formika, то Freeway. Не запрещалось выдавать и за новый «фиат»

На машине при Союзе ездили преимущественно небедные горожане с личными фазендами за городом — дачами, а также любители путешествий да учёные. Дороже «Нивы», стоившей в 1980-м 8670 рублей, была только «Волга» за 9.5 тысячи. Даже престижная шоха предлагалась от 8 тысяч. По замыслу, конечно, её владельцами должны были стать и сельские жители, но последние чаще крутили рули внедорожников Ульяновского завода. Уазики и доступнее были, да и рама есть рама!

«Ниве» — 45. Сможете повторить?

Гудение раздатки и ржавчину прежде срока нивоводы принимали как данность, тем более что часть конструктивных огрехов со временем удалось поправить или заретушировать в крайнем случае. Хотя доводка и модернизация модели не останавливались все 45 лет. Из глобальных изменений стоило бы отметить смену двигателя и питания — с карбюратора на впрыск, салон становился современнее и даже комфортабельнее, появилась длиннобазная пятидверная версия, гидроусилитель руля, а с приходом новых стандартов безопасности — ABS и даже боковая подушка безопасности у водителя. С точки зрения эстетики все модернизации «Нивы» портили чистоту оригинального дизайна, хотя классический образ и формы никуда не делись даже с пластиковыми бамперами.

«Ниве» — 45. Сможете повторить?

За долгие годы конвейерной жизни автомобиль, урождённый как ВАЗ-2121, оставаясь технически неизменным, утратил былой престиж на родине, но при этом сохранил завидную репутацию настоящего внедорожника. Немного в мире предлагается машин в низовом сегменте, способных порадовать опытного водителя полным приводом с межосевым дифференциалом с возможностью блокировки, понижайкой и межколёсными дифференциалами. А для западных поклонников Lada Niva осталась редким сгустком джиперского удовольствия, да ещё за бесценок по их уровню доходов.

Издержки на проектирование и заводскую оснастку ВАЗ-2121 отбил за несколько первых лет производства, после чего стал приносить неплохую прибыль, продолжая делать это по сей день. А в сложившихся условиях эмбарго на импортные комплектующие, выбивших из строя более современные и технически продвинутые модели, примитивизм «Нивы» обернулся её достоинством. Машина-легенда, что и было отражено с недавних пор в её имени — Niva Legend.

«Ниве» — 45. Сможете повторить?

Новые Niva Legend в салонах Казахстана можно посмотреть в разделе «Новые автомобили» на Kolesa.kz.

Старше ВАЗ-2121 из тольяттинской продукции является семейство «жигулей», первая модель — 2101— встала на конвейер 19 апреля 1970-го. Хотя по длительности производственного цикла классическая «Нива» обошла все семь моделей, вместе взятых. Последняя «семёрка» «жигулей» ушла на пенсию в 2014-м. Причём не в РФ, а в Египте, где собиралась для местного рынка из российских комплектующих.

И всё же обладай «Нива» человеческой душой, ей сейчас было бы грустно, поскольку к сегодняшнему дню успели безнадёжно состариться не только родоначальница жанра, но и её дочка-«шнива», а замены им всё нет и нет. Не получилось запустить в серию второе поколение Chevy Niva американцам, о чём мечтали многие, а в марте 2022 года стало ясно, что и «ренолюции» на АВТОВАЗе скорее не произойдёт. С другой стороны, кризис как бы открывает возможности.

Поживём — увидим.

Комментариев: 4

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    11361219611

    НИВА не какое-то исключение. Жизнь всех универсальных и везде-применимых автомобилей очень продолжительная. Крузак 40 производился 41 год, крузаку 70 до сих пор адекватной замены нет, каждый раз грозятся его снять, но потом продляют выпуск…и таких примеров тьма.

    Ответить
  • Аватар
    Владимир

    Нравится Нива, дизайн винтажный, проходимость. Ее бы освежить немного, двиг помощнее, АКПП, немного удобств, и за ту же цену или немного выше, купил бы в тот же день. Круто было бы увидеть Ниву в виде нового Сузуки Джимни.

    Ответить
  • Аватар
    CooleR

    Нива красотка! У Деда моего была 1988 гв вишневого цвета, катал меня на ней, так и полюбил её.

    Ответить
  • Аватар
    Астана

    На 2-ой фото желтая нива с прицепом автодом. На бампере 2 доп. фары которые поворачиваются?

    Ответить