Своё 45-летие «Нива» встречает в боевом строю, будучи актуальной, как никогда прежде, хотя это и не повод для радости.
||6.9K4
Автор: Манас Иксанов
И при Горбачёве в советском обществе продолжало ходить устойчивое мнение, что где-то на сибирских ветках хранятся в законсервированном виде сотни паровозов, ждущих часа Х. Поскольку в отличие от электровозов, зависимых от контактной сети и насыщенных управляющей электроникой тепловозов, чтобы остановить паровоз, представляющий собой паровой котёл на стальных колёсах, необходимо прямое попадание снаряда.
К счастью, войны не случилось, и с потеплением международных отношений, уже в 90-е, большинство паровозов порезали в утиль. С «Нивой» подобный номер не прокатил и, видимо, не прокатит. Почётная пенсия машине в обозримом будущем не просматривается.
На заводе, спроектированном итальянцами, на их же оборудовании и с применением фиатовских комплектующих получился чисто советский автомобиль: простой, высокопроходимый, понятный для ремонта на коленке и… не особо дружественный к водителю и пассажирам. Но в 70-х это был прорыв на фоне машин послевоенного времени. «Нива» покорила сердца автолюбителей далеко за пределами страны. Самая успешная экспортная модель Волжского автозавода как-никак.
На машине при Союзе ездили преимущественно небедные горожане с личными фазендами за городом — дачами, а также любители путешествий да учёные. Дороже «Нивы», стоившей в 1980-м 8670 рублей, была только «Волга» за 9.5 тысячи. Даже престижная шоха предлагалась от 8 тысяч. По замыслу, конечно, её владельцами должны были стать и сельские жители, но последние чаще крутили рули внедорожников Ульяновского завода. Уазики и доступнее были, да и рама есть рама!
Гудение раздатки и ржавчину прежде срока нивоводы принимали как данность, тем более что часть конструктивных огрехов со временем удалось поправить или заретушировать в крайнем случае. Хотя доводка и модернизация модели не останавливались все 45 лет. Из глобальных изменений стоило бы отметить смену двигателя и питания — с карбюратора на впрыск, салон становился современнее и даже комфортабельнее, появилась длиннобазная пятидверная версия, гидроусилитель руля, а с приходом новых стандартов безопасности — ABS и даже боковая подушка безопасности у водителя. С точки зрения эстетики все модернизации «Нивы» портили чистоту оригинального дизайна, хотя классический образ и формы никуда не делись даже с пластиковыми бамперами.
За долгие годы конвейерной жизни автомобиль, урождённый как ВАЗ-2121, оставаясь технически неизменным, утратил былой престиж на родине, но при этом сохранил завидную репутацию настоящего внедорожника. Немного в мире предлагается машин в низовом сегменте, способных порадовать опытного водителя полным приводом с межосевым дифференциалом с возможностью блокировки, понижайкой и межколёсными дифференциалами. А для западных поклонников Lada Niva осталась редким сгустком джиперского удовольствия, да ещё за бесценок по их уровню доходов.
1 / 9
1 / 9
Издержки на проектирование и заводскую оснастку ВАЗ-2121 отбил за несколько первых лет производства, после чего стал приносить неплохую прибыль, продолжая делать это по сей день. А в сложившихся условиях эмбарго на импортные комплектующие, выбивших из строя более современные и технически продвинутые модели, примитивизм «Нивы» обернулся её достоинством. Машина-легенда, что и было отражено с недавних пор в её имени — Niva Legend.
Новые Niva Legend в салонах Казахстана можно посмотреть в разделе «Новые автомобили» на Kolesa.kz.
Старше ВАЗ-2121 из тольяттинской продукции является семейство «жигулей», первая модель — 2101— встала на конвейер 19 апреля 1970-го. Хотя по длительности производственного цикла классическая «Нива» обошла все семь моделей, вместе взятых. Последняя «семёрка» «жигулей» ушла на пенсию в 2014-м. Причём не в РФ, а в Египте, где собиралась для местного рынка из российских комплектующих.
И всё же обладай «Нива» человеческой душой, ей сейчас было бы грустно, поскольку к сегодняшнему дню успели безнадёжно состариться не только родоначальница жанра, но и её дочка-«шнива», а замены им всё нет и нет. Не получилось запустить в серию второе поколение Chevy Niva американцам, о чём мечтали многие, а в марте 2022 года стало ясно, что и «ренолюции» на АВТОВАЗе скорее не произойдёт. С другой стороны, кризис как бы открывает возможности.
НИВА не какое-то исключение. Жизнь всех универсальных и везде-применимых автомобилей очень продолжительная. Крузак 40 производился 41 год, крузаку 70 до сих пор адекватной замены нет, каждый раз грозятся его снять, но потом продляют выпуск…и таких примеров тьма.
Нравится Нива, дизайн винтажный, проходимость. Ее бы освежить немного, двиг помощнее, АКПП, немного удобств, и за ту же цену или немного выше, купил бы в тот же день. Круто было бы увидеть Ниву в виде нового Сузуки Джимни.
НИВА не какое-то исключение. Жизнь всех универсальных и везде-применимых автомобилей очень продолжительная. Крузак 40 производился 41 год, крузаку 70 до сих пор адекватной замены нет, каждый раз грозятся его снять, но потом продляют выпуск…и таких примеров тьма.
Нравится Нива, дизайн винтажный, проходимость. Ее бы освежить немного, двиг помощнее, АКПП, немного удобств, и за ту же цену или немного выше, купил бы в тот же день. Круто было бы увидеть Ниву в виде нового Сузуки Джимни.
Нива красотка! У Деда моего была 1988 гв вишневого цвета, катал меня на ней, так и полюбил её.
На 2-ой фото желтая нива с прицепом автодом. На бампере 2 доп. фары которые поворачиваются?