Трассу, связывающую Алматы с Астаной, в том числе отрезок от южной столицы до Балхаша, капитально ремонтируют уже пять лет. А построена эта дорога была в 1968 году. В советское время её худо-бедно поддерживали в рабочем состоянии, но с развалом Союза про трассу забыли. Привести в порядок асфальтовое покрытие попытались в
А в 2013-м в высоких кабинетах и вовсе родилась идея проложить вдоль реки Или новую дорогу до Астаны и, чтобы спрямить путь между двумя столицами, перекинуть мост через Балхаш. «Надо, чтобы было как на самолёте», — говорилось тогда Назарбаевым на обсуждении проекта.
По проекту новое направление должно было включать и новую высокоскоростную
В итоге действующую советскую М-36 решили капитально отремонтировать и расширить до четырёх полос, переведя в первую Б категорию. Работы стартовали в 2019 году. Строительство оценивалось почти в 250 миллиардов тенге. А мы отправились посмотреть, в каком состоянии сегодня дорога до Балхаша и самый сложный, а также самый убитый когда-то участок.
Выезжаем из Алматы
В идеале наш путь из южной столицы к озеру и городу с одноимённым названием должен был начинаться с Капчагайской трассы. Добравшись до Конаева, нам бы предстояло свернуть налево на транспортной развязке и направиться в сторону Куртинского водохранилища. Но отрезок от Капчагайки до села Курты приводить в порядок начали только в 2023 году. И, по последним данным, с асфальтом на этом участке напряжёнка. Так что двинули мы по Ташкентскому тракту, свернули на север на каскеленском мосту и через некоторое время оказались на новой развязке, открытой буквально в день нашего приезда возле станции Жибек Жолы (бывш. Шамалган).
Развязку эту, а также объездную дорогу вокруг станции построили, чтобы сделать безопасным пересечение
Осмотрев новую развязку, мы направились в сторону Курты. Предполагалось, что там мы
И как оно до Бурылбайтала?
Участок от Курты до Бурылбайтала с промежуточной остановкой в Каншенгеле, как мы уже говорили, был самым засадным на астанинской трассе. Дальнобойщики эту пару сотен километров колеи и колдобин раньше преодолевали за сутки. Нас же на участке в этот раз встретил вполне приличный асфальт. Проезд местами открыт по всей ширине дороги, местами — только по половине. Но двигаться было в сравнении с нашими прежними поездками по данному маршруту очень даже комфортно. Огорчило лишь отсутствие площадок для отдыха и заправочных станций. Первая АЗС с бензином, дизелем и автогазом встретилась нам только на Каншенгеле. Так что, отправляясь в дальний путь, залейте баки заранее на выезде из Алматы. В Каншенгеле можно традиционно немного передохнуть, перекусить в одной из местных кафешек и двинуться дальше. Шашлык, кстати, традиционно здесь вкусный, палочка баранины — примерно 1200 тенге.
До Бурылбайтала в данное время также практически везде уложен новый асфальт. Для проезда авто открывают то левую, то правую сторону. Во многих местах временные знаки ограничения скорости «70» и «50». Едется участок нормально, только медленно.
Перед самим Бурылбайталом можно увидеть новую развязку на Мерке. Путепровод в целом построен, но пока не открыт, как, собственно, и дорога через Шу. Машины съезжают на Астанинку по грунтовке.
Подъезжаем к озеру Балхаш
За Бурылбайталом необходимо переключиться из расслабленного состояния в боевое. Хороший асфальт здесь заканчивается и начинаются грунтовки, объезды, а местами вообще старый, изувеченный перегрузом асфальт. Нормальная дорога есть, но её совсем чуть-чуть. Остаётся только посочувствовать мелким кафешкам и точкам, торговавшим рыбой в этих местах. Некоторые из них попросту закрылись, другие сменили дислокацию. Но рыба на трассе
Обратите внимание: на трассе в этих местах очень много отрезков с одиночной сплошной. А патрульные не дремлют! Встают на площадках возле кафешек или на прикрытых от постороннего взгляда пятачках и «пасут» нарушителей. За пересечение такой линии разметки сегодня грозит лишение прав на полгода.
Дорогу в объезд Сарышагана всё никак не построят. Большегрузы и весь остальной транспорт
К слову, о туристах. Между Каншенгелем и Бурылбайталом мы встретили семью мотопутешественников из Германии. Герхард и Анна рассказали нам, что ехали в Казахстан из Европы через Турцию и Кавказ, планировали посмотреть на озеро Балхаш и на обратном пути прокатиться по Кыргызстану и Узбекистану. Туристы всё восхищались новым асфальтом, мол, европейский автобан
Последний рывок
Примерно в 40 километрах от Сарышагана, перед поворотом на Тасарал, трясучка по объездам заканчивается и начинается совсем уже хороший асфальт. На дороге установлены знаки, отбойники, светозащитные экраны, нанесена разметка. Казалось бы, поезжай да радуйся, но… практически новый асфальт, уложенный год назад, местами уже начинает сыпаться. Аварийные участки фрезеруют и закатывают заново. Причём дорожники винят в произошедшем летнюю жару и грузовики, якобы убивающие покрытие. Тут возникает резонный вопрос: а разве летом в районе Балхаша прохладно? Или минувшие июнь, июль и август были
Кстати, и бетон, уложенный здесь на площадках для отдыха, тоже уже потрескался. По всей видимости, площадки делались впопыхах и стяжку размазывали едва ли не голыми руками. Долго ли продержится такое покрытие? А ведь участок от Балхаша до Тасарала в ближайшее время планируют сделать платным! За что водители будут платить деньги? За бракованные дороги и рассыпающуюся инфраструктуру?!
И, наконец, уже перед самим Балхашом хороший асфальт вновь резко заканчивается. Объездную дорогу здесь также пока не достроили, да ещё и въезд в город находится в очень плачевном состоянии. Об улицах в самом Балхаше можно писать отдельный рассказ, перемежая его множеством непечатных слов. Но наше путешествие на этом
Резюме
Завершая обзор трассы, как говорится, буду краток: на этой дороге ещё пахать и пахать. Безусловно, есть уже вполне готовые участки, образцовые! И проезд стал гораздо комфортнее, чем был все предыдущие годы. Но ведь умные люди учили: не равняйся на худшее, равняйся на лучшее. А после посыпавшегося участка перед Балхашом вот
дайте угадаю, если эта новая трасса начнет крошиться то виновных не найдут, как обычно в стране никто ни за что не отвечает.
Спишут на жаркий климат, морозные зимы, влажный воздух, шыпы на колесах или на перевес грузовиков!
полностью поддерживаю!
«У победы множество отцов, поражение – всегда сирота». Джон Кеннеди
Инфраструктура дорогое удовольствие в которое стоит вкладываться. Весь вопрос как всегда не слишком ли большие откаты — хватит ли средств достроить достойного качества и не много ли аффилированных фирм у которых крыша покроет любой брак.
разбить тендер по 50 км и будет у вас 20 подрядчиков со сроком 1 год на строительство
а так отдали тендер одной крупной рыбе которая не будет торопиться строить
Интересно, с какими словами они проезжали ушатанные участки, появляющиеся у них на пути?
Поэтому многие, в том числе они едут на турэндуро BMW GS, стихия которых — грунтовки
а проект через озеро амбициозен по масштабу в принципе, так думали когда то китайцы..