Проезд по БАКАД откроют 16 июня 2023 года. Накануне торжественного запуска нам удалось прокатиться по новой трассе, оценив её возможности, и пообщаться с теми, кто будет этой дорогой временно, в течение 15 лет, владеть. То есть чистить, следить за безопасностью и, главное, собирать деньги за проезд.
Искать концессионеров — партнёров, готовых вложиться в строительство БАКАД, разбираться, по каким землям она пройдёт, казахстанские чиновники начали ещё десяток и более лет назад. Изначально трассу планировалось сделать реально кольцевой, отчего и в названии она содержит букву К — кольцевая, пустив один её отрезок через предгорья и назвав его «Южная объездная дорога».
Но от пути выше проспекта
Строительство БАКАД обещали начать ещё в
Какими получились 66 километров
Укладку дорожного покрытия на БАКАД завершили ещё минувшей зимой, после чего нанесли временную разметку и полгода приводили в порядок безопасность. В числе прочего, говорят строители, была улучшена дренажная система.
При езде по трассе ничего необычного в плане безопасности нами замечено не было. Везде стандартные металлические отбойники, шумозащитные экраны в местах, где дорога проходит возле посёлков (общая протяжённость более 14 км), и сетка, защищающая от животных. В принципе, и опасных мест на БАКАД практически нет. Дорога плавно изгибается. Крутых поворотов или зон с ограниченной видимостью не наблюдается. Пересечения с радиальными улицами выполнены на разных уровнях. Заезды с трасс, там, где они предусмотрены, — через клеверные и полуклеверные развязки.
БАКАД не бетонка. Верхний слой асфальта на дороге уложили крупнозернистый. Он повышает сцепление колёс, что особенно важно зимой. Да ещё и укрепили специальной полимерной присадкой Kraton, снижающей температурную чувствительность битума и повышающей прочность и упругость покрытия. Под ним, по словам строителей, отсыпали трёхслойное основание. Так что колейности на дороге, призванной перехватывать большегрузы из Китая, по обещаниям строителей появиться не должно. В любом случае все дефекты по условиям контракта дорожники должны будут оперативно устранять и в течение 15 лет два раза перестилать покрытие на трассе.
Как быстро можно будет ездить?
Аудит безопасности рекомендовал дорожникам разрешить проезд по БАКАД со скоростью до 120 км/ч. Соответствующие знаки были на ней установлены и, надо полагать, будут дублироваться на световых табло. При этом на трассе стоят знаки «Автомагистраль», появившиеся там ещё минувшей зимой и разрешающие на участках, где нет знаков, ограничивающих скорость, ехать 140 км/ч. Вопрос, как быстро можно будет передвигаться по БАКАД, пока решается.
Гораздо интереснее, на наш взгляд, то, что на трассе установлены камеры, считывающие госномера авто и «стреляющие» как в лоб, так и в спину. По словам инженера по ИТПС ТОО «БАКАД инвестиции и операции» Андрея Осипова, моментальную скорость машин камеры уже фиксируют на 12 арках, но с Единым реестром административных правонарушений они пока не соединены.
«Мы рассчитываем, что в ближайшее время будет утверждена методология, согласно которой мы сразу станем измерять среднюю скорость авто. Будут внесены поправки в ПДД РК и Адмкодекс, и только после этого наши камеры начнут выписывать штрафы», — поясняет инженер.
Что на БАКАД будут измерять?
С момента старта, то есть с 16 июня, на БАКАД сразу же начнут взвешивать большегрузные авто. Для этого, а также для начисления платы за проезд на трассе и установили те самые 12 арок. На них, как мы уже говорили, повесили камеры, считывающие номера, а в дорожном покрытии разместили весовые датчики. О выявленном перегрузе компания, управляющая БАКАД, будет сообщать в МИИР, а уже министерство станет привлекать нарушителей к ответу.
Помимо этого, на табло, развешанных на арках, будет выводиться информация о скорости движения, погодных условиях, чрезвычайных ситуациях и т. д. Датчики температуры, влажности, скорости ветра и другие, необходимые для сбора информации для предупреждения водителей, установлены на всём протяжении дороги на мачтах и спрятаны в асфальт.
Для контроля за безопасностью на всём протяжении трассы стоят около 40 мачт с камерами наблюдения. Плюс на дороге будет организовано автопатрулирование. Согласно договору, бакадовцы должны будут эвакуировать сломавшиеся транспортные средства с проезжей части, чтобы не образовывался затор.
Почём проезд?
Несколько дней с момента запуска проезд по БАКАД будет бесплатным. Начислять оплату начнут только после официального утверждения и опубликования расценок.
«Мы дадим водителям возможность привыкнуть к БАКАД, почувствовать траекторию, по которой они будут ездить, понять, насколько выгодно им пользоваться дорогой. И мы надеемся, что пользователей будет много», — говорит А. Осипов.
По предварительным данным, вопрос с тарифами за пользование новой дорогой уже решён, и проезд по БАКАД для легковых авто, независимо от пройденных километров, будет стоить 241 тенге. То есть в четыре раза дороже, чем по той же трассе Алматы — Капшагай.
«Это не у нас дорого, это проезд по Капчагайке сегодня слишком дёшев. Цены за пользование трассами в Боровое и на Капшагай устанавливали ещё в 2013 году и с тех пор не меняли. Мы думаем, что в ближайшее время «Казавтожол» поднимет стоимость проезда по всем казахстанским платным трассам», — заявляют бакадовцы.
«Мы предлагали МИИР установить систему скидок для водителей, которые будут пользоваться БАКАД по предоплате. Но министерство нам отказало. Так что цена принята единой для всех легковых авто — 241 тенге, независимо от пройденных километров», — поясняют они.
Как платить за проезд
Оплачивать проезд по БАКАД можно будет через банковские приложения, а к концу июня текущего года должна заработать оплата через
Шлагбаумы на въездах и выездах с БАКАД не предусмотрены. Фиксировать въезд автомобиля на трассу станут камеры на тех самых 12 арках. Причём аппаратура, по словам дорожников, способна идентифицировать госномера машин любых иностранных государств.
Деньги за пользование БАКАД можно будет вносить по предоплате либо рассчитываться после проезда по трассе в течение семи календарных дней. По истечении этого срока информацию о неплательщике будут передавать в МИИР, а уже министерство станет связываться с должником, напоминая ему об оплате, и в случае отказа — взыскивать недостающую сумму принудительно. Плюс ко всему неплательщику придётся раскошелиться на штраф: для физических лиц — 5 МРП, для юридических лиц — 10 МРП, согласно статье 628 КоАП РК.
Неплательщиков из зарубежных стран станут разыскивать через сервис электронной очереди, через который водителям необходимо пройти на границе, покидая страну. Информация о долге будет отмечаться в системе, и в случае наличия долга им будет отказано в регистрации в электронной очереди. Выехать из Казахстана иностранцы смогут, только рассчитавшись за проезд.
Дорогá ли дорога?
Продолжая разговор о деньгах, нельзя обойти стороной вопрос, куда же пойдут собранные с водителей тенгушки. Для начала нужно отметить, что строительством БАКАД занимался консорциум, состоящий из зарубежных компаний: Alsim Alarko и MAKYOL из Турции, SK Ecoplant и «Корея Экспрессвэй Корпорейшн» из Южной Кореи. На всё про всё было потрачено 743 млн долларов США, включая операционные расходы и вознаграждение консультантам. Консорциум из этих средств внёс 22 %, заём у трёх финансовых институтов: Европейского банка реконструкции и развития, Исламского банка развития и Евразийского банка развития — составил 78 %. Из вышеуказанной суммы на строительство БАКАД было потрачено только 545.5 млн долларов, включая разработку проекта, снабжение и строительство.
Из госказны РК — 0 тенге.
Дорогу консорциум построил, сдал государству и взял в концессию на 15 лет. До 2038 года концессионеры будут заниматься эксплуатацией БАКАД, обеспечивая безопасность для её пользователей: ремонтировать, чистить и посыпать зимой, вовремя реагировать на ДТП, убирая разбитый транспорт с проезжей части, и т. д. Взамен ежегодно МИИР РК будет платить бакадовцам, как это называется, «за доступность» около 25 миллиардов тенге. Независимо от количества денег, собранных с водителей. Плата за проезд, кстати, станет полностью уходить в госбюджет. А через 15 лет дорогу вернут государству, и уже тогда власти будут решать, отдать снова БАКАД «арендаторам» или же самим следить за порядком на трассе.
Жаль кольцо не получилось. город задыхается.
папики и депутататы не дадут родное снести… У нищего народа в области забрать, это не у депутатов забирать земли
Да не знаю даже, думаю всем бы было удобнее, если бы это было кольцо, тем же жителям верхних участков города добираться до капчагайки.
Весело то, что говорят что народ закредитован и советуют не брать кредиты, а сами дорогу в долг построили)
375млд круто однако.
Только так и не объяснили , откуда взялась цена 4 тг. за километр , если автодор всегда заявлял , что ему , на других платных участках, вполне хватает и 1 тг за км.?
там карманов прибавилось не видишь штоле?