В самом конце 2019 года было модно рассказывать о главных событиях уходящего десятилетия и спорить о том, закончится ли оно с наступлением 2020-го или же всё-таки 2021 года. Однако, если оставить эти дебаты позади, можно действительно взглянуть на прошедшие десять лет и поговорить о переменах на дорогах и в автомобильной жизни Казахстана с 2009 по 2019 год.
Когда речь заходит о 2009-м, то на ум приходит сразу несколько событий, которыми он запомнился. Тогдашний аким Алматы Ахметжан Есимов впервые заговорил об ограничении на въезд в центральную часть города для грузовиков и внедорожников, а также необходимости не пускать в южную столицу транспорт, не соответствующий стандарту Евро-2. Последний, к слову, также стал актуальным в Казахстане именно в 2009-м.
Помимо этого, год запомнился и окончанием эпопеи с бесполезными талонами к правам, страшным ДТП с участием китайского грузовика без тормозов в Алмарасане, в котором погибли 11 человек, и запуском первого в истории Казахстана автобана — трассы Астана — Боровое, реконструкция которого стартовала ещё в 2006 году
Можно отметить и попытку организовать сборку на заводе «Азия Авто» автомобилей Cadillac и Hummer, а также стоимость топлива. К концу 2009-го за литр АИ-92 на заправках просили не больше 82 тенге за литр.
Самым главным событием 2010 года для автомобилистов, конечно же, стало введение льготного режима растаможки, состоявшееся 2 июля. По этим правилам любой казахстанец мог ввезти в страну одну машину в возрасте от трёх до десяти лет для личного пользования по смешным ставкам.
- С объёмом двигателя не более 1 500 см3 — 0.35 евро за 1 см3.
- С объёмом двигателя 1 500–3 000 см3 — 0.4 евро за 1 см3.
- С объёмом двигателя более 3 000 см3 — 0.6 евро за 1 см3.
Цены на топливо в 2010-м поднялись до 90 тенге за литр АИ-92, а за дизель просили по 73 тенге.
Следующий год начался с изменений налогового законодательства. Они затронули владельцев машин с объёмом двигателя более 4 000 см3, а также тех, кто регистрировал пикапы и лимузины как грузовики и автобусы соответственно.
Из более позитивных событий — полиция признала незаконность требований о печати на доверенности. Правда, долго их щедрость не протянет. Уже через год к этой теме вернулись вновь.
Также стоит отметить и зарождение в стране системы онлайн-оплаты штрафов. Вместе с ней, к слову, в Алматы появились и камеры, способные фиксировать пересечение стоп-линии, правда, в 2011 году их только тестировали.
Если говорить об автопроизводстве, то 2011-й можно отметить как год запуска в Алматы завода по сборке грузовой техники Hyundai, работающего и сегодня.
Тем не менее наиболее значимым событием стало окончание льготного периода растаможки. Всего за один год в страну завезли более 100 тысяч автомобилей. В последние дни таможенники работали буквально круглосуточно.
С закрытием одного окна открылось другое. В 2011-м начался активный ввоз автомобилей из Кыргызстана в Казахстан по доверенностям.
Стоимость бензина в 2011-м преодолела отметку 100 тенге за литр АИ-92: уже в июле на заправках за него просили по 106 тенге. Дизелем заправляли по 90 тенге.
Одни из наиболее важных событий 2012-го — появление новых госномеров с цифровым кодом региона вместо буквы и казахстанским флагом, а также передача техосмотра из государственных рук в частные, где он остаётся и по сей день.
Помимо этого, год запомнился наиболее активной фазой облав на кыргызские автомобили, по итогам которых их отправляли на штрафстоянки, а также аттестацией полицейских и возвращением к вопросу регистрации доверенности. Судом было решено, что делать это всё-таки надо.
В Алматы же водители стали внимательнее относиться к стоп-линии, так как были запущены камеры, следящие за разметкой. Также стоит напомнить и о временном введении ограничения 60 км/ч на проспекте Аль-Фараби и ВОАД.
В 2012-м в стране стартовала сборка автомобилей Zaz Chance, а для развития автоспорта начали строить STK Sokol, который до сих пор не закончили.
За литр АИ-92 на АЗС просили по 110 тенге, а солярку отпускали по 94 тенге.
2013-й запомнился многими глобальными изменениями. Чиновники внедрили ИИН, запустили в Алматы громадный спецЦОН с автодромом для сдачи практического экзамена роботу, начали строительство бетонки между Алматы и Капшагаем, ввели платный проезд на астанинском автобане, реорганизовали дорожных и патрульных полицейских в универсальных, запретили ввоз техники стандарта ниже Евро-3, а затем и Евро-4, исключили номер двигателя из СРТС и даже возможность обмена водительских прав через интернет предусмотрели.
Тем не менее год ознаменовался не только победами чиновников, но и двумя резонансными ДТП. Первое произошло в июне на проспекте Сейфуллина в Алматы, когда там опрокинулся и вспыхнул бензовоз компании Helios. Позже выяснилось, что у машины отказали тормоза.
Вторая авария также произошла в Алматы, близ кинотеатра «Целинный», в декабре. BMW X6 влетел в толпу пешеходов, один из которых скончался, ещё девять пострадали. Этот случай, а точнее его последствия стали причиной для ужесточения законодательства в плане примирения.
Знаковым год должен был стать и для автопроизводства. В Усть-Каменогорске состоялся запуск строительства нового автозавода полного цикла, осуществляемого АО «Азия Авто Казахстан» совместно с АВТОВАЗом. Тогда говорили, что уже в 2016 году с конвейера начнут сходить первые автомобили. Также можно отметить старт сборки SsangYong Nomad и нескольких моделей Peugeot в Костанае. На «301-х» казахстанской сборки достаточно долго ездили полицейские.
Алматинцев в 2013-м обрадовали ещё и введением первой версии платной парковки на обочинах.
Цены на топливо в 2013 году снова выросли: АИ-92 поднялся до 115 тенге, а дизель — до 102.
Февраль 2014 года помнят многие. Именно 11 февраля национальная валюта рухнула почти на 20 %. Стоимость одного доллара выросла со 155 до 185 тенге. Это, естественно, отразилось и на ценах в автосалонах, а вместе с ними и на продажах.
Перед девальвацией сюрприз автомобилистам подкинули и в налогообложении. На машины с объёмом двигателя больше трёх литров, которые проходили первичную регистрацию после 1 января 2014 года, радикально увеличили ставки налога на транспорт.
В этом же году отпала необходимость в талонах техосмотра и вступил в силу свежий закон «О дорожном движении». Он многое поменял в привычной жизни автомобилистов, но главными деталями можно назвать внедрение официальной продажи госномеров, новые водительские права, отсрочку прохождения техосмотра для новых авто, обязательное использование детских кресел и разделение ограничения максимальной скорости на дорогах с разделителем и без него.
Автопром в 2014-м отметился началом производства первой «тойоты» в Казахстане. Речь идёт о внедорожнике Fortuner. Также появились первые упоминания о возможной сборке в стране легковых Hyundai в Костанае.
Бензин в 2014 году подорожал до 128 тенге за литр. Стоимость дизеля — 115 тенге, но в качестве новогоднего подарка перед началом 2015-го АИ-92 опустили до 115 тенге, а дизель — до 107.
Первые месяцы 2015 года прошли под знаменем повального импорта автомобилей из России (с 1 января не нужно было платить НДС), который начался ещё в 2014 году. В страну завезли более ста тысяч машин, что серьёзно подкосило официальный рынок, не меньше по нему ударили и очередные скачки валюты в августе и ноябре, привёдшие к очередному удорожанию техники.
Чтобы хоть как-то помочь официалам, государство придумало программу льготного автокредитования, а также увеличило стоимость первичной регистрации.
К придумкам чиновников можно отнести и отмену доверенностей, возможность уплаты штрафов со скидкой, начало выдачи новых водительских прав на пару с обновлёнными СРТС без графы «номер двигателя» и необходимость включать фары в дневное время суток не только на трассах, но и в городах.
В этом же году на дорогах Алматы и Астаны появились первые протяжённые автобусные полосы.
7 сентября 2015 года цены на бензин отпустили в свободное плавание, а точнее их перестали регулировать. В итоге средние ценники скакнули до 126.5 тенге.
Одним из главных событий 2016 года стало введение утильсбора для новых и свежепригнанных автомобилей. Важно отметить и дедолларизацию, которая коснулась и портала kolesa.kz — стоимость автомобилей с тех пор указывается в тенге.
Не стоит забывать о возвращении в Алматы платных парковок и введении ограничений на проезд до Шымбулака. С 2016 года туда разрешено въезжать только экологичным такси и автобусам, а также обладателям спецпропусков, включая владельцев электромобилей.
В 2016 году Казахстан вступил в ВТО и начал постепенное снижение таможенных пошлин, в том числе и на автомобили, но к серьёзному росту импорта это до сих пор не привело. Мешают ставки утильсбора и немаленькие сборы за первичную регистрацию.
В этом же году водителям разрешили сдавать экзамены на водительское удостоверение без посещения автошколы. Авторынок отметился уходом из страны Toyota Fortuner, который собирали в Костанае.
К концу 2016-го средние цены на крупных АЗС Казахстана составляли 134.6 тенге за литр АИ-92 и 130.6 тенге за дизельное топливо.
В 2017 году в Казахстане заработал первый завод по утилизации автохлама, а у владельцев старых машин появился выбор между денежной компенсацией за авто и сертификатом, дающим скидку на покупку нового.
Также в 2017-м на дорогах столицы запустилась система «Сергек», а полицейских лишили жезлов, но выдали планшеты для заполнения протоколов в электронном виде.
Алматинским же автомобилистам предстояло вплотную познакомиться с первой в стране линией BRT, а также начать ездить не по Фурманова, а по Назарбаева.
Из приятных бонусов стоит отметить отмену сверки номерных агрегатов для новых автомобилей, а менее приятные можно обозначить словом «ЭВАК». Именно с 1 января 2017 года в стране запретили первичную постановку на учёт авто без кнопки экстренного вызова.
Средние цены на топливо: АИ-92 — 163.2 тенге, дизель — 158.8 тенге.
В 2018 году снова были актуальны темы ввоза автомобилей из стран ближнего зарубежья, а точнее России и Армении.
Водители явно порадовались расширению списка статей, за которые полагается не штраф, а предупреждение, а также отмене сверки для перерегистрации автомобилей и запуску возможности постановки машины на учёт онлайн.
На дорогах в Караганде и Астане появилась невиданная доселе вафельная разметка, ну а в Алматы запустили движение по BRT на улице Тимирязева и начали активный демонтаж трамвайных рельс.
На дорогах южной столицы стали появляться камеры «Сергек». Шымкенту же в 2018 году присвоили статус города республиканского значения и новый регион на госномерах (цифра 17).
В феврале случилось одно из самых нелепых ДТП года. Парень пришёл в автосалон Rolls-Royce, сел за руль седана Ghost и протаранил витрину дилерского центра. Это выходка стоила 45 млн тенге.
В июле 2018 года полиция наконец-то обратила более пристальное внимание на проблему краж автозеркал. К сожалению, произошло это только после того, как преступники убили фигуриста Дениса Тена на пересечении улиц Курмангазы и Байсеитовой в Алматы.
Третий по счёту раз сменились сроки запуска завода полного цикла, где собирались клепать автомобили Lada. Его должны были открыть в 2019-м, но теперь компания целится в 2021-й.
Цены на бензин АИ-92 опустились до 155.8 тенге, а вот солярка скакнула до 192.8 тенге. При этом экологический класс ГСМ поднялся до К4 и К5.
Минувший 2019-й запомнился годом перемен: в марте столицу переименовали из Астаны в Нур-Султан, в стране сменился президент, а также алматинский аким. Вместо Байбека пришёл Сагинтаев.
Однако водителей, как и в 2018-м, больше заботила тема ввоза автомобилей из Армении и России. Помимо импорта актуальными были вопросы вероятности введения обязательной регистрации и, конечно же, штрафов. На последний ответ они получили достаточно быстро — как только МВД научилось получать информацию о владельцах иностранных машин из страховых баз. Отметим, с 1 января водителям разрешили не возить с собой бумажные полисы.
Стоит вспомнить и «Сергек». С 19 апреля система начала официально штрафовать автомобилистов в Алматы. С популяризацией в городах «сергеков» с дорог пропали радары «КРИС-П». С 15 июня комплексы разрешили ставить только на загородных трассах.
Кое-что поменялось и в работе спецЦОНов. Теперь за все операции там отвечают сотрудники госкорпорации, а полицейские лишь удалённо проверяют документы.
Цены на бензин в 2019-м пошли вниз. За АИ-92 к концу года просили 145 тенге, а за дизель — 193.
Сейчас на дворе 2020-й, и он уже успел стать запоминающимся. Чего только стоят радикальные поправки, благодаря которым водителей смогут лишать прав пожизненно, массовый запуск камер «Сергек» в Алматы, запрет на стоянку в крытых паркингах для авто с ГБО и, естественно, неожиданное для автомобилистов развитие ситуации с машинами на иностранных номерах. А на календаре лишь середина февраля. Иными словами, следующие десять лет точно могут быть интересными.
Ужас просто,куда катимся….просто открываем сайт и смотрим на цены ,вот и вся наша экономика
Спасибо Таможенному Союзу и нашему соседу-агрессору во главе в плешивым и скрепным!!!
Серьёзно?! Россия виновата, что у нас «такая» правящая элита? Наверное с самолёта заброс делали, подкидывая нам «этих деверсантов»))))
Изначально ЕАС задумывался как кормушка для Раши,все это знают,спросите у тех же белорусов которые собираются покупать нефть из США так как Рашинская нефть явно дороже,они тоже с нами в одной связке,Россия мало что сама покупает у участников ЕАС,а вот сама пихает свои товары мама не горюй,так какое это союзничество? Я всегда думал что союзник это человек который поддерживает,а не эгоист думающий только о себе! Можно долго спорить но факт есть факт,пока мы с Россией в одной связке развитие будет медленное!
Можно пруфы на «дешевую» американскую нефть из США для братьев-белорусов?!)
Сильно…
Пожалуй соглашусь. Выгод от сотрудничества не видать
С какой стороны смотрите, какая выгода вам нужна, есть беспошлинный товарооборот внутри союза.
Для тех кто занимается делом с партнерами по союзу она очевидна и очевидна потребителям, которые не переплачивают за конечный продукт таможенные пошлины, на примере других стран союзников, стоит однму бестолковому с ником 777 написать и ведетесь не понимая даже всю суть преимуществ.
Преимущества только у рашки так как мы нечего не производим и являемся только потребителями, да и вы наверно не знаете что для многих казахстанских товаров Лилипутик делает искуственные преграды чтобы они не появлялись на прилавках рашки и не были конкурентами местным товарам! так как наше правление лижет одно место российскому то они ведут себя как терпилы и нечего не предпринимают, об этом часто говорит только Лукашенко так как борется за права своих граждан и производителей!
Сынок, наши товары продаются в России. Тебе конфеты РАХАТ очень популярны.
тебе лично да.
Вопрос в другом — будет ли развитие без союза?? Сильно сомневаюсь… Все чего хочет местное население — покупать все за рубежом и без пошлин. Итог будет печальный
Изначально ЕАС задумывался как кормушка для Раши.
===
Документы подтверждающие это у тебя конечно тоже есть и ты сейчас с нами ими поделтшься. Так же ведь?
Ну ессесно поделится! Вы же не сомневаетесь ;-)))
Прочитал, еще пару комментариев, не позорься выйди из этого чата, твоё бесповоротное мнение тут не кому не интересно
Руссофоб??
А нечего что наш Президент вообще то предложил ЕАЭС?
от союза польза для нас польза есть. представьте себе что союза нет. наибольшая доля импорта из россии это оборудование для добычи полезных ископаемых, и расходники для него. наибольшая доля экспорта — выручка о реализации полезных ископаемых. теперь представьте себе пошлину на ввоз оборудования из россии. стоимость оборудования и расходников вырастает. себестоимость сырья вырастает. доход от основного экспорта снижается. поступления в бюджет снижаются. а насчет автомобилей спрос на уазики всегда был и есть большим по всему миру
Как говорил Наполен Бонапарт География — это судьба так что нам нужно сотрудничать на взаимовыгодных условиях /и сделать ревизию всех подписаных договоров /пересмотреть и отказаться от не выгодных договоров
Прочитал статью с интересом,спасибо за труд! Бардак смотрю пошел с момента как вы в таможенный союз вступили,весьма обидно,те кто связываются с Рашкой сидят у разбитого корыта,надеюсь ближайшие лет 10 мы выйдем из ЕАС,а то хватит наверное кормить страну-агрессора и скупать их жестянки консервные под названием лада,уаз и иж!!! Как говорил один политик Россия и сама тонет и других утащит! Надо дистанцироваться и жить сотрудничая с другими успешными странами!!!
А кто его предложил этот союз? Кто организовал? Че ты его не хаишь?
А то что могло быть давление тебя не удивляет? Вспомни что стало с Украиной кстати тоже в одно время потенциальный участник ЕАС! От руки Кремля много бардака исходит!
Какая тебя муха укусила.
Могло быть… то есть все это болтовня с домыслами не имеющая никаких подтверждений уровня базарной бабки.
Да Украина потеряла все рынки СНГ они закрыли все заводы такие как: Антонов ,ЗАЗ, Удобрений, вертолетных ДВС , 10 млн человек уехали на заработки в страны ЕС, И открыли рынки земли (они распродают свою землю УЖС ) Чтобы такого не было с нашей родиной РК нам нужна сильная экономика мы должны строить заводы и производить высокотехнологичные продукты с высокой добавленной стоимостью
В ближайшие лет 10 выйдем из ЕАС и сразу войдём в КНР !
Не сказал бы,эти пугалки про Китай придумала Раша кстати,мол без нас вы не сможете,а так если прямо посмотреть сама Россия давно колония Китая,посмотрите дальний Восток,Хабаровский край,Байкал районы,везде китайцы как саранча,так что оставьте пугалки себе и для своих! ок? Россия давно уже вошла в состав КНР! Леса рубят и отправляют китайцам,уголь тож етуда,короче вся раша уже распродана!
Привет Украине )))))
Доброго ранку Хохланд!
Может салу с утра, для успокоения нервов?
как будто у нас чтото свое осталось
Ты откуда такой взялся? руссофоб
Такой глупости, не слышал давно, кто кого кормит вы о чём, если учесть какоё количество продукции поступает на наш рынок, то скажу вам учитывая что у нас нет производства без России уже бы с голоду все пухли, а может и не пухли пахали бы за чашку риса
А другие , успешные страны, так охотно хотят с тобой сотрудничать, что Мама не Горюй! Тут вот новости, что ресурсы иссякли в суверенном государстве, так их не Рашка выпотрошила, и даже не СССР ненавистный, вот где вопрос, а не в ЕАЭС, вам так не кажется???
Не понятно какая может быть дискуссия по поводу 2020/2021 годов. Любой отсчет начинается с нуля, а не с единицы. Школьная программа :-/
И по статье видно, что народ стал жить лучше. Если в начале 2010-х в основном покупали Нексии и Лады, то потом народ стал покупать Акценты и Камри. Чем не показатель?
Просто богатые богатеют, а бедные беднеют
А как ты хотел, чтобы бедные вдруг богатыми стали, а богатые внезапно обнищали, как в царские годы?!
Нетушки, тут каждому по делом. Хочешь жить умей зарабатывать деньги, а хочешь существовать -продолжай ныть.
в этом проблема многих в стране. они не умеют жить по средствам. обязательно купят в кредит айфон, чтобы ездить с ним на автобусе. а имея деньги только на Короллу, они будут мечтать купить армянскую Камри подешевле.
Это наши соотечественники и других не будет. Если чиновники думают что им удастся изменить людей, чем жёстче они будут закручивать гайки, то они ошибаются. У каждого народа свой менталитет и если политики в Казахстане хотят оставаться при власти им следует слышать свой народ, а не играть в слышащее правительство.
Я бы по другому сказал, имея деньги на новую Ладу нашей сборки, они покупают старого немца за бугром (в германии или в сша). Ну любят наши нищеброды кидать понты, так сказать крутить пончики. Они таким образом кажутся крутыми успешными людьми, мол иномарку купили когда то с нуля, ведь посторонние люди не знают что они его купили недавно и за цену новой Лады. Не кажись в будь самим собой, на что есть деньги, то и купи, но только новый автомобиль.
О вкусах не спорят, но вы даже это утверждение попытались опровергнуть)))) Многие в Казахстане предпочтут 15 летний японский автомобиль новому российскому и людей не переделать.
по мне лучше старого немца чем новую ладу в три дорога
многие беднеют не из за того что они так хотят а беднеют из за ситуации в стране в целом
Последние 6 лет реальные доходы населения сокращаются. Средний возраст автопарка страны вырос на 5 лет и стал в среднем больше 10 лет. Количество машин по стране сократилось на 9% (при росте численности населения). Это всё от богатства?)))
при этом что забавно, машины стали старше на несколько лет, но при этом подорожали.
если в 2017 году Поло Седан 2010 года стоил 2-2,5 млн., то сейчас постаревший на 3 года стоит уже 3-3,5 миллиона. такое только в Казахстане возможно. И не обязательно покупать Камри, чтобы через несколько лет продать ее дороже чем купил.
был бы курс доллара прежний и цены были бы другими совсем
а у нас когда то что то дешевело?
Вы упустили из виду 0-е года, когда Лады и Нексии ваабще не нужны были. На них ездили таксисты и милиция в основном. А Люди ездили на свеженьких право рульках и лево рульках из Америки и Европы. и привезти и расстоможить любое авто было без проблем!
«Привет» всем мухосранцам.
Почему неожиданное то продолжение ситуации «с машинами на иностранных номерах»??
Если отталкиваться от законодательства 2016 года то продолжение очень даже предсказуемое.
Вы моряк дальнего плавания? Выступления гос.служащих вещающих о том что не будет никаких запретов и можно ехать покупать машину в странах ТС вы пропустили?
Вы еще верите выступлениям? ни чему верить нельзя, наивный Вы человек!
Автопарк страны сократившийся в 2019 году на 9% и массовый заезд граждан за рубеж за покупкой машин это прогресс и достаток или экономический кризис и нищета? Т.е. цены на машины в стране растут, доходы населения падают. Как в том анекдоте, а все мы в среднем с властными структурами «едим голубцы», только кто то мясо а кто то капусту)))
Ну вот, хоть честно сказали, откуда ноги растут.
А чуть позже и утилизационный сбор ввели.
Помните как Фортунер у нас толкали за 42 штуки баксов на палке в нищей комплектации, а в Арабских Эмиратах они по 27 штук были на автомате:-))))))))))))))))))
В общем было сделано для ухудшений условий жизни простых граждан гораздо больше чем улучшений! Зато утиль сбор собирают в карман частники представители правящаго клана казахстана! А значит они стали богаче а бедные беднее!
приора чемпион
Ограничений на ввоз автомобилей в льготную расстаможку НЕ было. Ввозили сколько хотели. Это не главное, важно что автор многое наболтал из головы, не зная истины.
Нужен снова ввоз праворульных авто! и цены упадут и парк обновится.