Разбирать мы будем обновлённый стандарт СТ РК
«Настоящий стандарт предназначен для применения: …при проверке транспортных средств на выбросы отработавших газов органами транспортного, экологического контроля и местными исполнительными органами …»
Какие машины нельзя проверять?
Согласно стандарту СТ РК 1433-2023, обследованию не подлежат новые авто с пробегом менее 3000 км. Но такие машины обычно экологи и не тревожили. А вот автомобили среднего возраста и уж тем более старше 20 лет, которых в стране большинство, с удовольствием проверят.
Перед тем как начать замерять выхлоп, сотрудники экопостов или мобильных лабораторий должны проверить в автомобиле, имеются ли в наличии и нет ли видимых повреждений у ЭБУ двигателем, кислородного датчика, каталитического нейтрализатора, системы вентиляции картера двигателя, системы рециркуляции отработавших газов (EGR), системы улавливания паров топлива и др. Всё должно быть комплектно и герметично. Система бортовой диагностики, если таковая имеется, не должна выдавать кодов ошибок, Check engine к примеру. Системы питания и выпуска транспортных средств должны быть комплектны и герметичны. Не допускаются подтекания топлива, а также подсос воздуха и (или) утечка отработавших газов, минуя систему выпуска.
Крышки топливных баков должны фиксироваться в закрытом положении, повреждения уплотняющих элементов крышек не допускаются. Отсутствие, повреждение или ослабление деталей крепления элементов системы питания не допускается.
Если есть, кто проходил проверку на экопосту, напишите в комментариях, у вас хоть раз проверяли всё это перед началом теста?
Лайфхак или нет, но если у вас горит «чек», то, по идее, вы проверку можете не проходить. Другой вопрос: в чём причина ошибки? Если контрольная лампа горит
Аналогично нельзя проверять выхлоп машин, работающих на газе, у которых просрочен сертификат обследования ГБО — прошло более 12 месяцев со дня его выдачи.
Что проверяют?
- у бензиновых авто и машин на газе содержание оксида углерода (СО) и углеводородов (СН);
- у дизельных авто дымность.
Подготовка к проверке бензиновых и газовых авто
- Внешний осмотр автомобиля на наличие систем и устройств, обеспечивающих снижение загрязняющих выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации транспортных средств, установленной изготовителем, измерения не проводят.
- Двигатель машин должен быть прогрет до рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, но не ниже 60 °С.
- Рычаг МКП или робота устанавливается в нейтральное положение. У машин с АКП — в положение «нейтраль» или «паркинг». Автомобиль фиксируют стояночным тормозом и заглушают двигатель.
- Устанавливают противооткатные упоры под ведущие колёса.
- При необходимости подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла.
- Вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу на глубину не менее 300 мм от наиболее заглублённой точки среза трубы. При отсутствии возможности ввести пробоотборный зонд в выпускную трубу на указанную глубину допускается проводить измерения с использованием дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность в местах соединения с выпускной трубой.
Кстати, при отсутствии самой трубы измерения тоже проводить нельзя. Однако это легко отнести к неисправности выхлопной системы. И это всё равно штраф.
Какая должна стоять погода при проверке бензиновых машин
Атмосферные условия при проведении измерений выхлопа у бензиновых и газовых авто должны находиться в следующих пределах: температура окружающего воздуха от минус 7 °С до плюс 35 °С, атмосферное давление не ниже 92 кПа (690 мм рт. ст.). Для высокогорных и жарких атмосферных условий применяются нормы содержаний СО и СН в отработавших газах с повышающими коэффициентами:
- при атмосферном давлении ниже 92 кПа до 86.6 кПа (650 мм рт. ст.) применяется коэффициент повышения нормы, равный
К=1.05; - при температуре окружающего воздуха от 35 °С до 45 °С применяется коэффициент повышения нормы, равный
К=1.05; - при атмосферном давлении ниже 86.6 кПа (650 мм рт. ст.) до 80 кПа (600 мм рт. ст.) применяется коэффициент повышения нормы, равный
К=1.1.
При этом в стандарте есть оговорка: «В случае если изготовитель измерительных приборов гарантирует корректную работу при других атмосферных условиях, следует придерживаться параметров температуры окружающего воздуха и атмосферного давления, указанных данным изготовителем». Что значит «гарантирует» и как проверить, гарантировал ли он точность показаний именно этого прибора — непонятно. Алматинские экологи, как они сами заявили, используют сегодня при проверке выхлопа бензиновых авто многокомпонентный газоанализатор «Автотест 02.03». А у него в руководстве по эксплуатации написано, что работает прибор при температуре от 0 до +40 °C.
Порядок действий для проверки авто без систем нейтрализации, а также машин с ГБО
Согласно стандарту, к автомобилям без систем нейтрализации относятся машины с карбюратором, но, надо полагать, эта норма распространяется на все машины, изначально выпускавшиеся без катализаторов. К примеру, некоторые арабские
- Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкале измерения СО и СН.
- Запускают двигатель, нажимают на педаль газа, доводя обороты до повышенных, и держат не менее 15 секунд.
- Отпускают педаль газа, держат на холостых 30 секунд и после этого измеряют содержание оксида углерода и углеводородов на пониженных оборотах.
- Вновь устанавливают повышенную частоту вращения вала двигателя и не ранее чем через 30 секунд измеряют содержание СО и СН.
Повышенные обороты, если иное не установлено изготовителем двигателя -от
2500 мин-1 до2800 мин-1 для легковых авто и грузовиков и1500 мин-1 для мотоциклов.
Порядок действий для проверки автомобилей с системами нейтрализации
- Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкале измерения СО и СН.
- Запускают двигатель, нажимая на педаль газа, удерживая движок на повышенных оборотах от 2 до 3 минут (при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С от 4 до 5 минут), и после стабилизации показаний измеряют содержание СО и СН, фиксируя значение коэффициента избытка воздуха.
- Сбрасывают обороты до холостых и не ранее чем через 30 секунд вновь производят замеры.
Результаты измерений выхлопа для бензиновых и газовых авто не должны превышать следующие нормы:
Подготовка и порядок действий перед проверкой дизельных авто
- Внешний осмотр.
- Двигатель должен быть прогрет. Продолжительность работы перед измерением в режиме холостого хода должна быть не более 5 минут.
- Выключают двигатель.
- Ставят на ручник, устанавливают противооткатные упоры под ведущие колёса.
- Устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер.
- Запускают двигатель.
- Рычаг МКПП или робота должен находиться в нейтральном положении. АКПП устанавливают в положение «нейтраль» или «паркинг».
Какая должна стоять погода при проверке дизельных машин
Атмосферные условия при проведении измерений дымности дизельных авто должны находиться в следующих пределах: температура окружающего воздуха от 0 °С до 40 °С, давление атмосферного воздуха от 866 до 106.7 кПа. Для высокогорных и жарких атмосферных условий применяются повышающие коэффициенты:
- При атмосферном давлении ниже от 92 кПа (690 мм рт. ст.) до 86.6 кПа (650 мм рт. ст.) — коэффициент 1.05.
- При температуре окружающего воздуха от 35 °С до 45 °С — коэффициент 105.
- При атмосферном давлении ниже от 86.6 кПа (650 мм рт. ст.) до 80 кПа (600 мм рт. ст.) — коэффициент 1.1.
И тут в стандарте нашлась оговорка: «При проверке дымности дизельных авто температура окружающей среды должна соответствовать описанию средства измерения, то есть используемого прибора». При этом производители дымомера МЕТА-01МП 0.1, используемого в Алматы, заявляют, что его оптический датчик способен работать при температуре от минус 35 °С до плюс 60 °С.
Проверка дымности дизелей
- При работе двигателя в режиме холостого хода равномерно нажимают педаль газа за 0.5— 1 секунду до упора. Держат педаль в этом положении от 2 до 3 секунд. Отпускают педаль и через
8–10 секунд приступают к выполнению следующего цикла. - Циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз.
- Измеряют значения дымности на последних четырёх циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера.
- Измеренные значения дымности считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0.25 м.
- Определяют среднеарифметическое значение дымности четырёх последних измерений дымности, которое принимается за результат измерения.
Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение дымности, полученное в одной из выпускных труб.
Результаты замеров дизельных авто не должны превышать следующих норм:
Если экологический класс автомобиля не указан в документах, то он определяется в зависимости от страны-производителя и года выпуска ТС, согласно таблице:
А давайте еще и регулярную проверку всех АЗС устройте на соответствие продаваемого ими топлива заводским требованиям к выпускаемому бензину и соляре с соответствующим наказанием провинившихся. А то как-то несправедливо по отношению к автовладельцам, которые просто покупают то, что им продают заправки, и которых, кстати, на порядки больше, чем владельцев АЗС. Если задача стоит побольше штрафов в казну собрать, так этот как раз самый лучший вариант — «подоить» топливный бизнес. Или я не прав где-то? И потом, всеми этими замерами должны заниматься станции техобслуживания перед прохождением ежегодного техосмотра, а не «шакалящие» на дорогах узаконенные бригады собирателей бабла…
за 2023 год доля неисправного транспорта по выхлопу составляла 15%, значит по вашей логике 85% автовладельцев Алматы заправляют качественное топливо? Что мешает остальным 15% делать тоже самое? Или все таки дело в отсутствии культуры обслуживания своих авто у нерадивых ездунов, которым наплевать на нормы, правила и законы цивилизованного общества.
Практика замеров СО2 в «выхлопе» отработанных газов у отловленных водителей на дорогах в нормальных странах отутствует, как таковая. Это если Вы заговорили вдруг о цивилизованном обществе. Качество топлива, которое реализуют наши АЗС, практически не коррелирует с уровнем самой заправки, т.к. топливо разливают по бензовозам, развозящим его по всем АЗС в городе, практически из одной «бочки». Если Вам это не известно. К обслуживанию автомобиля качество топлива, которое в него заливает хозяин, покупающий его на заправках, никакого отношения не имеет. Продавайте качественное везде, и будет вам счастье…
Во-первых не СО2, а СО ! Это разные газы и по разному оказывают влияние на организм человека. А во-вторых, практика замеров выхлопных газов в нормальных странах присутствует и проводится намного строже чем у нас!
прежде чем, рассуждать о бензовозах и бочках, почитайте хоть что-нибудь о вертикально интегрированных нефтепромышленных структурах.
«…практика замеров выхлопных газов в нормальных странах присутствует и проводится намного строже чем у нас» __________________________ Да, присутствует. Да, проводится. Но на станциях техобслуживания. И я ни разу не видел ни в Германии, ни в Италии, чтобы прямо по дорогам отлавливали автомобилистов и вставляли в выхлопную трубу их машин зонд для замера выхлопа. Или это «ненормальные» страны? Что касается «вертикально интегрированных нефтепромышленных структур», то не все автозаправки в ЕС принадлежат нефтеперерабатывающим компаниям, как и у нас, но качество топлива у всех одинаковое. А вот в Казахстане не так. Оставьте простых людей в покое, и наведите сперва порядок в «консерватории»…
А вот потому что, техосмотр у нас сплошное фуфло и это всех устраивает, кроме экологов, и работают экопосты и штрафуют тех, кому плевать на состояние своего авто. А Европа потому цивилизована, потому что гражданское сознание у европейцев на порядок выше нашего и потому что наказание неизбежно. До Сергека у нас в Алмате «простые люди» пешеходов давили на зебрах и гоняли по улицам как за сайгаками по степи. А за последние 4 года количество грязного по выхлопу транспорта стало меньше на 10%, с 23% в 2021 до 13% в 2024. Так что не в консерватории надо порядок наводить, а в мозгах! Там разруха! И можете скольку угодно возмущаться, но с вашими коптилками мы будет бороться и наказывать.
Вот у тебя бомбануло. Хватит бензин ослиной мочей разбавлять, алёша
Конечно, вы для себя правы, ведь с СТО при техосмотре легче договориться чем с полицейским на экопосту, можно даже автомобиль на осмотр не загонять, фото прислать, три тыс на каспи скинуть и копти дальше. Только скоро эту лавочку мы прикроем, техосмотр будет отвечать перед законом за все что они пишут в диагностических картах, вплоть до уоловной ответственности.
«Только скоро эту лавочку мы прикроем» ____________________ Вот и занимайтесь. И к качеству продаваемого на АЗС топлива присмотритесь внимательно, вплоть до уголовной ответственности. Или же «это другое», и лапу задирать на владельцев нефтепромышленных структур сильно боязно? Я прав, нет?
А мы и занимаемся в отличии от вас, диванных писателей, которые только ноют и критикуют тех кто работает. А качеством топлива почему бы вам не занятся, раз это вас так волнует? Станьте общественником, найдите единомышленников, создайте НПО, пишите в инстанции, подавайте в суд! Так эти вопросы и решаются, только ничего это вы делать не будете, вам удобно только ныть и наводить критику.
Эти диванные критики только ноют и ноют. Это у них уже на подсознательном уровне ныть.
Общее ухудшение условий жизни граждан здесь конечно не причем. И рост числа самоубийств (в 2018году Казахстан стоял на 66 месте в 2023 на 19 месте по статистике) это все наветы злых нытиков(((
А что здесь умничать. Пиши на конкретную АЗС чтобы проверили. А то что обязаны проверять на техосмотре, знаем как за 5 минут проходите. Правильно делают, пусть проверяют, снимают номера, чтобы делали двс меняли датчики лямбды и ставили обратно катализаторы кто вырезал. Я слижу за авто и любую проверку пройдут.
Еще один «эколог» нарисовался. Никак по звонку прибежал сюда шефа своего raidin.kass выручать? Да вот только зря, с ним уже разобрались. На кой чёрт обходить лямбда-зонд, вырезать катализатор, или ремонтировать движок, если они нормально функционируют? Проблемы возникают только в том случае, если в бак заливать не бензин, а что-то, что называется «бензином», и которого у нас продают достаточно. Поезди эдак лет 10 по западным областям Казахстана, а я посмотрю потом, что на выхлопе тебе прибор покажет…
На госслужбе дисциплина в некоторых организациях еще на высоте. Только свистнули сразу прибежали защищать шефа)))
Не всем посчастливилось работать на госслужбе, на хорошем окладе как вам. Отсюда падение уровня жизни и — самоубийства с «нытьем» большого процента населения, которые вас так раздражают.
В чем проблема каждый квартал пиши заявление на каждую заправку, что есть сомнение на качество топливо чтобы проверяли. А так моратории не будут проверять.
Мораторий на проверки мелкого и среднего бизнеса. Но большая часть заправок крупных корпораций. Их что мешает проверять? Какие нужно писать заявления и куда что бы государство выполняло свои функции?
На заправочных станциях нам продают ослиную мочу .От которых автомобили граждан Казахстана выходят из строя и начинают дымить . А потом требуют чтобы токсичность соответствовало требованиям.КОГДА НАЧНЕТЕ ПРОВЕРЯТЬ ВСЕ ЗАПРАВКИ В КАЗАХСТАНЕ ???
нормируемый компонент СО не дымит, он вообще не воспринимается человеческими органами чувств. Причина образования — неравномерное распределение топлива в зоне горения, недогорание части топлива, сгорании топлива при недостатке кислорода, т.е. при неисправном тех.состоянии автомобиля. И согласен, надо проверять АЗС на качество продаваемой продукции, но это не входит в компетенцию экологов.
«…но это не входит в компетенцию экологов» ________________________ Уважаемый «эколог», да будет вам известно, что в современных ДВС процесс сгорания топлива контролируется бортовым компьютером автомобиля. Это не карбюратор, где можно было ручками «пошалить». В электронные мозги никто в здравом уме лезть не будет. Если качество топлива соответствует настройкам, зашитым в них с завода, то и качество выхлопа будет соответственно требуемым. Перестаньте уже разгонять тему, к тому же совершенно всем понятно, что «экологи» просто так нигде и никогда не работают. Только тогда, если поступил заказ и он оплачен. Вопрос только в том, от кого вы этот заказ получили, и кто конечный бенефициар всего этого действа..?
Да будет вам известно, что безответственным водителям современных ДВС по барабану, что ему там сигналит бортовой компьютер. А экологи просто так не работают, они работают в соответствии с экологическим законодательством, на которое таким как вы плевать и о которым вы не имеете никакого представления. А что вам понятно, так это ни на что в этой жизни не влияет и не повлияет никогда.
Смешно, да. Экология, «законодательный» вы наш, это не про улучшение качества жизни людей. Это про деньги, и только про них. Перестаньте уже лапшу на уши вешать всем своими «убеждениями»…
Да нет, экология это про научное обоснование охраны окружающей среды, а ваш смех, как вы все что вы тут пишите, это свидельство вашей низкого гражданского сознания и некомпетенстности.
Мое гражданское сознание и уровень компетенции находятся гораздо выше ваших финансовых интересов, к которым вы пытаетесь за уши притянуть экологию и охрану окружающей среды. Гражданское сознание подталкивает разобраться в причине несоответствия выхлопа по СО у машин с электронным блоком управления, а компетенция подсказывает, что все дело не в блоке, а качестве используемого топлива. Прекратите демагогию, еще раз повторяю, здесь вы не на своем собрании «экологов»…
Ваше гражданское сознание сводится к банальному переводу стрелок с больной головы на здоровую, несоотвествие автомобилей техническим требованиям вы сводите к качеству топлива, хотя 85% обследованых на экопостах машин — без превышений, где же они заправляются, может быть в Европе? Электроника может только сигнализировать о неисправности, а устранение этой неисправности — ответственность владельца. И не вам мне тут указывать про что меня говорить и писать! Мы вас учили, учим и будем учить! Не доходит через голову, что загрязнять воздух нельзя, дойдет через штраф и изьятие ГРНЗ, а там можете сколько угодно плакаться про качество топлива и «финансовые интересы». Демагог это вы!
Вы сами себе «лайки» ставите. Не стыдно? Ваши «убеждения» здесь никого не убеждают… А учить меня — так только не вам, «штрафо-бай», ибо знаний у вас никаких. Электроника в не новых авто не может сигнализировать, что в двигателе некачественное топливо, она просто перераспределит его количество с засасываемым воздухом для получения удобоваримой смеси для сжигания, увеличив при этом расход самого топлива. Долго так ездить не получится — блок просто «сдохнет», нагадив при этом поршням, кольцам и т.д., и выдавая на выхлопе как раз то, за что вы собираетесь драть деньги. И вы предлагаете платить за всё это владельцу автомобиля? Где же ваша гражданская позиция, «эколог»? Научитесь сперва в технике разбираться, после поговорим…
Вы сначала определитесь про какие вы авто говорите, про «современные» или «не новые», а потом уже после поговорим. Выкручиваетесь, виляете, а знаете, что я прав. «Удобоваримая смесь» — ха-ха-ха, техническим языком научитесь владеть сначала. И не надо мне тут лапшу на уши вешать про некачественное топливо, после штрафа люди едут на СТО где им проводят обслуживание ДВС и повторно показывают чистый выхлоп, этой статистики на экопостах предостаточно. А кто вешает лапшу про некачественное топливо — тот лишается ГРНЗ и тоже едет на СТО ремонтировать авто. Владелец авто отвечает за его техсостояние, так в законах прописано, если считаете что не так — берите бензин на анализ и в суд на АЗС, слабо? Конечно слабо, потому что знаете, что не в бензине дело и делать ничего не хотите, только скулить тихо в соцсетях. А мы будем работать и наводить порядок.
Логика госслужащего проста сам себя не похвалишь, никто тебя не похвалит. Вот и ходишь на интернет сайты на комплимент нарываешься)))
Такой проресс у колескз, нашли утвержденую версию 1433-2023, даже прочли ее почти всю)))
Добавлю: — В случае, если изготовитель измерительных приборов гарантирует корректную работу при других атмосферных условиях, следует придерживаться параметров температуры окружающего воздуха и атмосферного давления, указанных данным изготовителем. Это значит, что допускается проведение измерений при атмосферных условиях, указанных в руководствах по эксплуатации применяемых приборов.
«авто без катализаторов»(придумали колеса.кз) и «без систем нейтрализации» (как в стандарте) ни одно и тоже!!!
В соответствии с СТ РК 1433-2023 — транспортными средствами без систем нейтрализации считаются автотранспортные средства, оснащенные карбюраторным двигателем.
Где бы узнать на сколько в % влияет на экологию вся суета в борьбе с дымовозами на уровне запретов и штрафов, а на сколько влияет устаревший автопарк и не качественное топливо на АЗС. Кто подскажет?
8 лет существование экопостов в Алматы (практика которых сейчас распространяется на весь Казахстан) не привели ни к какому подведению стат. данных, об эффективности их работы? Где можно глянуть что сподвигло правительство распространению данного «успешного опыта»? Как улучшилась экология в Алматы спустя 8 лет?
Никак они не влияют, только карман набивают.
Только не говорите этого экологам, а то они обидятся.)))
Со старением автопарка Казахстана как ужесточение экологических требований поможет борьбе за чистый воздух в городах? Есть же программы по развитию экопостов и проверок автотранспорта, где с графиками люди доказали их эффективность. Где можно посмотреть данные материалы?
Борьба за экологию очень важна в наше время, осталось лишь понять логику наших чиновников, что сподвигло их к распространению «успешного опыта» Алматы на другие регионы страны? Экопосты на сколько снизили загрязнение воздуха в Алматы, сколько тысяч катализаторов было установлено благодаря действия экопостов и их психологическому воздействию на нарушителей?
экопосты очень помогли Алмате, все кто знает что его авто на проходит и попадает на штраф, объезжают эти самые посты всеми способами, т.е. увеличивают свой маршрут и травят атмосферу еще дольше. )
Как вы думаете если количество экопостов увеличить в разы (скажем в 10раз) при стареющим автопарке страны (ему сейчас в среднем более 22года) как это скажется на экологии города? Можно ли компенсировать устаревание автопарка Казахстана методом закручивания гаек увеличением количества пунктов проверок и увеличение размера штрафов? Насколько нужно увеличить количество экопостов что бы изменить ситуацию с экологией не обновляя автопарк страны?
Ни разу при прохождении техосмотра не замеряли СО. Они сами хотят только сфотографировать и дать ДК, главное чтобы заплатил. Нужно сделать за липовый ТО сразу лишение лицензии. Люди привыкли только покупать. Даже лампочку лень заменить.
Вы так и не раскрыли тайну, где работают самые счастливые казахстанцы такие как вы?
Не работают, а сидят на каком-нибудь подсосе, трутни
Пока человек не сказал где работает зачем очернять? Вдруг на общественно полезной работе реализует свои таланты, а не клерк в гос органе по продаже подписи и печати и освоении бюджетных средств.
Купил машину с аукциона у ментов в разных областях везде нету катализаторов , хоть машине 15-10 лет .Н скорой также нету снимают вырезают . Виноват оказывается я не украл не воровал . Заводы больше дымят и ноль реакции и штрафы одинаковые .
Заводы чьи-то (ах каких господ), а вы сам по себе, как с вас не взять штраф. Когда государство не до выполнило план по освоению бюджетных средств грех жаловаться населению, пока олигархи недополучили свою сверх прибыль и не вывезли в иностранные банки, пока чиновники не вывезли за бугор откаты и взятки.
Следить за своими машинами просто надо, вовремя чинить и обслуживать, и СО будет в порядке. Бензин у нас хороший, на всех заправках в городе заправляюсь, машине уже не один десяток лет и прекрасно работает.