Одной из многих проблем, с которыми крупнейший американский автопроизводитель столкнулся в конце 60-х, стал вандализм на железных дорогах. Отгружаемые с заводов дилерам новые машины подвергались разграблению на открытых платформах-автовозах, а то и просто получали повреждения от хулиганов и воинствующих хиппи.
Пока власти не нашли управу на сограждан с низкой степенью социальной ответственности, в GM озаботились вопросом обеспечения безопасности груза своими силами. И не только этим. Дело в том, что на стандартную 27-метровую трёхуровневую платформу умещалось по пять полноразмерных легковых моделей на ярус (всего 15) или же по шесть более многочисленных компактов (всего 18). С учётом того что железная дорога взимала плату не за количество машин, а за число пропускаемых вагонов, в интересах концерна было разместить побольше машин на каждой единице подвижного состава и при этом как-то защитить их от неблагоприятного воздействия снаружи.
Найденное решение поражало своей нетривиальностью. Совместно с ж/д оператором Southern Pacific Railroad поверх обычных платформ были установлены рамные конструкции с откидными боковинами-рампами, выполнявшими также роль пандусов. Автомобиль загонялся на рампу, затем наглухо крепился к ней, после чего вилочный погрузчик приводил их поочерёдно в вертикальную позицию. Таким образом впихнуть в один вагон, названный как Vert-a-Pac, удалось сразу 30 машин вместо 18, снизив затраты на доставку на 40 % и обезопасив груз, естественно.
«Пассажиров» для путешествия мордой вниз приходилось готовить ещё на заводе, поскольку автомобили и жидкости внутри них никак не предназначены для жизни стоймя. Масляные поддоны получили дополнительные перегородки, чтобы масло не стекало в первый цилиндр, заливные крышки аккумулятора переехали выше к краю, чтобы кислота не разлилась по моторному отсеку. Карбюратор обзавёлся дополнительной трубкой-отводом, которая в вертикальном положении направляла пары бензина в фильтр.
Подобный метод транспортировки годился лишь для компактных купе Chevrolet Vega (4.33×1.66×1.27 м) и близкородственных им Pontiac Astre, ибо гораздо более тяжёлые и широкие фуллсайзы с длиной кузова за пять с половиной метров было бы рискованно возить таким образом. Поэтому после завершения производственного цикла «Веги» во второй половине 1970-х в GM более не практиковали подобную доставку, благо волна вандализма сошла к тому времени на нет. А поскольку другие автоконцерны не проявили интереса к вертикальным автовозам, железнодорожники демонтировали стальные фермы с откидными пандусами, вернув платформам прежнюю роль.
Стоит отметить, что в ту пору в GM вообще весьма разнообразно и тщательно подходили к вопросу логистики, в чём можно убедиться, просмотрев 15-минутную короткометражку. Там как раз можно увидеть не только процесс загрузки стоймя в Vert-a-Pac, но также специальные антивандальные блочные контейнеры для полноразмерных моделей, куда машины втискивались в три этажа. Эх, доброе было время на всякие смелые придумки, недаром в СССР в те годы были столь популярны такие научно-популярные журналы, как «Техника — молодёжи» и «Моделист-конструктор».
Салям! Голь на выдумки хитра!)