Автомобилю одного из самых знаменитых генералов Второй мировой войны выпала полная приключений долгая жизнь. Его водителю — тоже.
||10.0K8
Автор: Манас ИксановФото: Fahrzeugrestaurierung Rosenow и из архива автора
С середины февраля 1941 года в порту Триполи стали выгружаться суда с личным составом и боевой техникой германского Африканского корпуса, который был отправлен Гитлером, чтобы спасти разгромленные англичанами войска итальянского маршала Грациани. Среди множества доставленных морем в Ливию военных машин в какой-то момент (ориентировочно в мае 1941 года) оказался и командирский подвид стандартизованного 901-го кюбеля марки Horch. Вскоре новый автомобиль был закреплён за главнокомандующим немецкими силами в том регионе, генерал-полковником (позже фельдмаршалом) Эрвином Роммелем, заслужившим среди своих солдат и войск противника прозвище Лис Пустыни.
Объективности ради стоит заметить, что этот безусловно одарённый полководец за два быстротечных года войны в пустыне был замечен в самых разнообразных транспортных средствах, начиная от широко распространённого Horch 901 Kfz.15 и заканчивая разнообразными броневиками, самыми известными из которых были полугусеничный БТР с собственным именем Greif и весьма устрашающего вида трофейный британский автобус AEC. Потому Kommandeurwagen Kfz.21 являлся лишь одной из машин Роммеля.
1 / 3
Штабной «хорьх» использовался в качестве передвижного командного пункта, поскольку боевые действия на североафриканском театре характеризовались высокой мобильностью, а профиль местности благоприятствовал применению колёсной техники
Роммель стоит в обычном Kfz.15 c откинутым на капот лобовым стеклом и запасным колесом, торчащим прямо из салона. Пальма со свастикой на дверке — эмблема Африканского корпуса, неуставной пёстрый шарф генерала — подарок дочери
1 / 3
Не зависящий от марки самой машины сквозной армейский индекс Kfz.21 указывал на привилегированный статус, ведь в этих внедорожниках повышенного комфорта передвигался сугубо высший командный состав вермахта должностью не ниже комдива. Чтобы сделать исходный салон Horch 901 просторнее, избавились от вывешенных побортно запасок-перекатышей с их нишами, место трапециевидных дверок заняли широкие рамочные двери, а сзади оформился полноценный багажник. Также ввиду чрезмерной сложности было решено отказаться от полноуправляемого шасси с поворотными задними колёсами. Иначе говоря, никаких извращений c 4×4х4 — только классика, только 4×4.
1 / 2
1 / 2
На фоне массовых Horch 901 Kfz.15, коих наштамповали совместно с Wanderer и Opel 13 тысяч штук, если не больше, генеральских модификаций с элегантным кузовом от дрезденского ателье Gläser насчитывалось буквально капля в море. В 1940–1942 годах собрали порядка полусотни Horch 901 Typ 40 Kfz.21, из которых до наших дней дожил единственный экземпляр, возивший Лиса Пустыни и имевший меньше всего шансов на то. Ведь автомобиль на фронте не более чем расходник, обречённый рано или поздно быть уничтоженным снарядами или авиабомбами, тем паче штучный Horch, требовавший квалифицированной обслуги и запчастей, и это вдали от фатерлянда с налаженной сетью снабжения. Но нет же, штабной вояка пережил как именитого пассажира, так и фирму-производителя, а попутно и весь заявленный в статусе тысячелетнего Третий Рейх.
Таким образом, в конце Второй мировой войны оставшийся в Тунисе роммелевский Horch был перевезён неким британским офицером в Кению, где использовался для сафари. Придя к 80-м годам в окончательную негодность, немецкий автомобиль всё же не сгинул на чужбине, а был вывезен в виде кучи металлического лома на родину. После четырёх лет неспешных и кропотливых реставрационных работ в мастерской Розенау в апреле 2006 года раритет с гордостью представили публике на выставке Techno Classica в Эссене, где посетителям представилась уникальная возможность пообщаться лично с бывшим водителем Роммеля с титульной фамилией фон Лейпциг.
Родившийся в семье отставного офицера кайзеровского флота лейтенант Гельмут фон Лейпциг после африканской кампании успел повоевать в Европе с Красной армией, завершив боевой путь среди развалин Берлина весной 1945-го, где и был взят в плен. Оттрубив десятилетку в сибирских лагерях, он потом вернулся… нет, не в Германию, а в родную для него Намибию. Там ветеран, возглавляя местное общество немецко-африканской дружбы, прожил у себя на ранчо вплоть до кончины в 2016 году в возрасте 95 лет. По его словам, Роммель всегда рвался на передовую и предпочитал быструю езду, ничуть не смутившись даже тогда, когда они ненароком заехали на минное поле. Schneller von Leipzig, schneller, schneller, schneller! Невзирая на смертельную опасность, это было лучшее время в его жизни, вспоминал много лет спустя старый водитель.
По одной из версий (а надо помнить, что это военные, которые покрыты тайнами), роковое ранение Эрвина Роммеля в июле 44-го также связано с этой престижной немецкой маркой, а именно с открытым Horch 830 BL с мягким верхом и вполне себе гражданской наружностью. После высадки в Нормандии самолёты союзников охотились буквально за всеми движущимися транспортными средствами на дорогах Франции, но никто из пилотов даже не подозревал, насколько высокопоставленная добыча им попалась на этот раз. В машине ехало четверо офицеров, Роммель сидел спереди. Пулемётная очередь «спитфайра» прошила сидевшего за рулём оберфельдфебеля люфтваффе, «хорьх» потерял управление, вылетел с дороги и перевернулся. В бессознательном состоянии, с критической травмой черепа военачальника, которого обожали немцы, доставили в больницу, с трудом поставили на ноги. А что происходило дальше, многократно описано в исторических трудах.
Восемьдесят лет минуло с той огненной поры. Однако выглядит генеральский кабриолет, как и прежде, молодо и боевито, не в последнюю очередь за счёт внушительного клиренса и «зубастых» покрышек с глубоко нарезанным протектором, чем-то напоминая современные кроссоверы, адаптированные для условий тяжёлого бездорожья. Довершают экспедиционный прикид канистры на подножках, непременная фара-шлем «Нотек» для ночной езды в составе колонны и загадочные тубусы на передних крыльях.
1 / 16
Реставратор Петер Шпильнер сразу после окончания работ над машиной
1 / 16
К наружной комплектации машины цилиндрические ёмкости не имеют ни малейшего отношения, поскольку это воздушные фильтры карбюратора 3.8-литрового бензинового V8 отдачей 92 л. с., увязанного с четырёхступенчатой синхронизированной механикой ZF. Так, во всяком случае, объяснил их назначение непосредственно реставратор — dust filter for the carbs. Судя по фото, защиту от зловредного мелкодисперсного песка имел и радиатор.
1 / 3
У прочих Kfz.21, служивших в других, менее жарких и избавленных от близкого соседства с Сахарой краях, подобных «колониальных» опций не наблюдалось
1 / 3
Между прочим, уже после войны шведы аналогично водрузили корпус обычной легковушки на шасси лёгкого грузовика со всеми ведущими колёсами. Вот так и получился Volvo TP21, который сохранил популярность среди любителей внедорожного экстрима, даже будучи в отставке после армейской службы. Вероятно, это последняя штабная машина в мире, что была скроена по старому, но действенному рецепту.
четкий аппарат!
то время немцы умели делать авто!
Старая немецкая инженерная школа, когда машину нужно было только заправлять, менять фильтры и масло.
R.I.P.
Зачем ему к переднему мосту подтянуто так много шлангов пневматики или гидравлики ну помимо тормозов конечно?
Это система централизованной смазки шасси.
Это централизованная система смазки шасси.
Шланги — часть централизованной системы смазки шасси.
Шланги — часть централизованной системы смазки.