• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Что такое недалеко и как с этим бороться
Что такое недалеко и почему статью о катании на лыжах вы вообще читаете в «Колёсах»? Связь есть. В нашем случае недалеко — это чуть более 300 километров в один конец, ну или как минимум 233. Самым удобным видом транспорта для астанинских горнолыжников, особенно если у них своё или взятое напрокат в городе снаряжение, будет автомобиль. Дорога станет важной частью мероприятия, вне зависимости от того, на сколько дней вы едете.
Куда путь держим?
Мы отправляемся на горнолыжные базы, где есть подъёмники и можно взять напрокат снаряжение. Северо-западнее Астаны таковых три: «Акжелкен», «Нуртау» и «Еликты».
Мы посетили все три за два дня, но если цель — отдохнуть, то вам повторять такой маршрут не советуем — покататься на лыжах не успеете. Рассчитывайте посетить не более одной базы в день.
Расстояние от пересечения Кокшетауской трассы с объездной дорогой Астаны до ГЛБ «Акжелкен», расположенной на территории Щучинско-Боровской курортной зоны, равно 233 километрам.
До второй — горнолыжной базы «Нуртау» — от той же объездной придётся проехать 245 километров.
До третьей — ГЛБ «Еликты» — нужно преодолеть 312 километров.
Тайны северных гор
Чем дальше от Астаны, тем круче. Горы, я имею в виду. Так уж совпало, что удалённость от столицы можно напрямую соотнести с уровнем сложности трасс. На «Акжелкене» самый простой склон — подойдёт для начинающих горнолыжников. В «Нуртау» горка повыше и склоны покруче. Ну а наиболее высокую гору, крутые склоны и разнообразие трасс можно найти на самой далёкой — ГЛБ «Еликты».
Избегаем лишних расходов
Большая часть дороги к каждой из баз проходит по платной автомагистрали Астана — Щучинск (200 тенге с легкового автомобиля в один конец). Магистраль нужно проехать полностью, до терминалов оплаты, никуда не сворачивая.
АЗС в обоих направлениях будут на выезде из Астаны, возле п. Дамса (55 км от Астаны), перед поворотом на Акколь (90 км), напротив г. Буланды (190 км), вблизи Щучинска (220 км).
При съезде с магистрали к АЗС или населённому пункту можно нарваться на штраф. Полоса торможения обычно начинается задолго до съезда и обозначена сплошной линией разметки. Стоит проморгать начало и пересечь сплошную, заезжая на АЗС, как вас с радостью остановят местные полицейские. Кроме нарушения требований разметки (5 МРП. Спасибо таксисту Русику!), они обратят внимание на то, как и какие фары горят, и могут поспорить насчёт правильности установки ДХО.
Разрешённая скорость на автомагистрали составляет 140 км/ч, однако может быть ограничена из-за плохой погоды. Эти данные высвечиваются на специальных табло, которые висят на арках, разделяющих тарифные зоны. На этих же арках установлены и скоростемеры.
Вопреки ПДД, почти все водители двигаются по средней полосе магистрали, правая в зимнее время покрыта снегом или льдом.
ГЛБ «Акжелкен»
Что ещё есть поблизости?
— Санатории и лечебницы — от 200 м
— Озеро Шортанколь (Щучье) — 500 м
— Скала Жумбактас — 11 км
— Зоопарк — 18 км
— Все достопримечательности Борового < 30 км
— Казино — 10 км
— ГЛБ «Нуртау» — 30 км
— ГЛБ «Еликты» — 100 км
ГЛБ «Акжелкен» — единственная база в нашем обзоре, на которой подъёмник работает всю неделю. В крайнем случае можно связаться с администратором и попросить запустить бугель (телефон указан на деревянной будке внизу склона). С ним же можно договориться и об аренде снаряжения.
Теперь о склоне. Имея хоть небольшой опыт, назвать его горнолыжным нелегко. Замерив параметры трассы, мы получили длину 300 метров с перепадом высот 39 метров. Вверху чуть круче, внизу более полого. Прицепиться к подъёмнику по ходу спуска можно минимум в трёх местах.
Трасса напоминает просеку в лесу. Крайние сосны заботливо обмотаны тоненькими поролоновыми матами. Есть подозрение, что защитить хотели именно деревья, впрочем, серьёзно разогнаться здесь негде.
Отдельно о подъёмнике. Это старый бугельный подъёмник, на котором рукоятки (некоторые сделаны из стальных труб) прикреплены прямо к движущемуся тросу. Под ним лучше не падать, иначе следующая рукоять приедет и больно ударит замешкавшегося лыжника.
Из разбитой наблюдательной кабины на вершине склона открывается вид на озеро Шортанколь (Щучье) и панорама окрестных гор.
Несмотря на пенсионерский экстрим, «Акжелкен» имеет приятные особенности. Климат здесь мягче, чем за пределами курортной зоны. Как уверяют местные, теплее градусов на пять. Трасса расположена в лесу, там не бывает ветра. Это большой плюс и для катающихся, и для самой трассы — на ней много снега приятной плотности и консистенции (его не сдувает). Самое то для обучения новичков или для отдыхающих, если катание на лыжах не самоцель.
Кратковременная аренда снаряжения и подъёмника на «Акжелкене» чуть дешевле, чем на других базах. Остановиться можно как в пансионате на базе, так и окрестностях. В посёлке санатория «Щучинский» сдаётся жильё.
Что почём
Горнолыжная база «Акжелкен» работает ежедневно с 10:00 до 18:00. Первый час проката лыж и аренды подъёмника (всё вместе) стоит 2 500 тг, второй — 2 000 тг. Однако для постояльцев пансионата «Акжелкен» каждый час проката и катания начиная с первого будет стоить 1 500 тг. В прокате только лыжи с ботинками и надувные тюбинги, нет сноубордов и экипировки. По выходным на склоне работает инструктор, стоимость его услуг начинается от 1 000 тг. В пансионате большой выбор номеров, стоимость размещения — от 3 500 тг с человека в стандартном номере без душа. Цены актуальны на начало 2018 года.
Идеальные места для:
— лечения
— семейного отдыха
— терренкура
— экскурсий
— историко-культурного и экологического туризма
— экстремального отдыха
Легенда маршрута
Расстояния указаны от пересечения Кокшетауской трассы с объездной дорогой Астаны. Эти и другие расстояния (и высоты) мы определили по треку навигатора Garmin, который проделал этот путь вместе с нами, и с помощью программы Garmin BaseCamp.
На расстоянии 215 км от столичной объездной принимаем вправо и уходим на съезд в направлении Борового. Движемся по новой дороге, она забирает чуть влево, огибая Щучинск. На кольце прямо пересекаем восточную часть города и на Т-образном перекрёстке сворачиваем направо в сторону посёлка Бурабай.
Через 2.4 км нам нужно свернуть налево, на дорогу, ведущую к санаториям «Алмаз», «Щучинский», отелю Park House и пансионату «Жумбактас». Там же находится и ГЛБ «Акжелкен». Останавливаемся перед шлагбаумом, где придётся заплатить экологический сбор — 212 тенге с каждого человека.
От поворота до места остаётся проехать 6.6 км. Поворот на «Акжелкен» будет справа, за указателем, ещё метров триста, и вы окажетесь на территории одноимённого пансионата.
ГЛБ «Нуртау»
Что ещё есть поблизости?
— Национальный природный парк «Бурабай» — 18 км
— Санатории и лечебницы — от 30 км
— Скала Жумбактас — 32 км
— Зоопарк — 40 км
— Казино — 30 км
— ГЛБ «Акжелкен» — 30 км
— ГЛБ «Еликты» — 70 км
На ГЛБ «Нуртау» есть один бугельный подъёмник и несколько трасс. По нашим данным, длина склона составляет чуть более 600 метров, перепад высот — 102 метра. Трассу обрамляет лес, в средней части её ширина достигает ста метров, в верхней — вдвое меньше.
Самый крутой склон у вершины гряды, чуть ниже трасса раздваивается, через редколесье можно выкатиться в сноупарк с трамплинами и другими препятствиями для сноубордистов. Этот участок приятно разнообразит возможности склона.
Можно сказать, что «Нуртау» обладает трассами для начинающих и относительно подготовленных лыжников. Сюда имеет смысл приезжать специально ради катания. Нижняя часть основной трассы — для новичков, средняя её часть и окрестности сноупарка — для подготовленных, а совершенствовать свои навыки или просто интересно покататься тем, чей уровень выше, можно с вершины гряды и на участке с трамплинами. Прицепиться к подъёмнику можно только в самом низу трассы. Есть инструкторы.
Главный враг горнолыжников и самого склона — ветер. Он не только понижает температуру «по ощущениям», но и сдувает снег, отчего, по крайней мере внизу, остаётся ледоподобная твердь, кататься по которой не очень приятно.
Что почём
Горнолыжная база «Нуртау» работает с пятницы по воскресенье, а также в праздничные дни. Канатка стоит 2 500 тг за два часа или 3 700 за полный день. Детям до 7 лет — бесплатно. В прокате есть комплекты лыж (взрослые и детские) и сноубордов. Лыжи обойдутся в 3 300 тг, сноуборды — в 3 800 за два часа и 6 200 и 7 500 за полный день соответственно. Прокат детских лыж стоит от 2 000 тг. Прокат сноутюбингов — 2 500 тг в час. В прокате есть маски, шлемы, костюмы. Однако нас сразу предупредили, что количество снаряжения ограничено, по субботам и воскресеньям оно может быть разобрано подчистую. На склоне работает инструктор, стоимость его услуг начинается от 3 000 тг. Аренда деревянного домика, где могут разместиться 5–7 человек, стоит 35 000 тг в сутки. В сезоне 2017/18 года при горнолыжной базе заработала гостиница с тремя видами номеров вместимостью от двух до пяти человек. Проживание стоит от 16 до 32 тысяч тенге за номер, однако в стоимость включены трёхразовое питание и дневной абонемент на канатку для каждого постояльца.
Легенда маршрута
Как и прежде, расстояния мы исчисляем от пересечения Кокшетауской трассы с объездной дорогой Астаны. Проезжаем через пункт оплаты на автомагистрали и продолжаем движение в сторону Кокшетау. Вдоль Щучинска дорога проходит через населённый пункт, о чём свидетельствуют белые таблички с его названием. Соблюдаем скоростной режим — за этим здесь следят.
За перечёркнутой табличкой «Щучинск» уже не автомагистраль, а дорога с разделительной полосой, на которой скорость ограничена 110 км/ч (п. 10.3 ПДД РК). Полицейские местами бдят скоростной режим.
Через 244 км от столичной объездной появится указатель «ГЛБ «Нуртау». База расположена слева от трассы, поэтому через 300 метров, в разрыве ограждения, разделяющего встречные полосы, нужно развернуться, проехать столько же в обратном направлении, затем чуть меньше километра по степной дороге — и вы на месте.
ГЛБ «Еликты»
Что ещё есть поблизости?
— Город Кокшетау — 25 км
— Зерендинская курортная зона — 60 км
— ГЛБ «Нуртау» — 70 км
— Национальный природный парк «Бурабай» — 90 км
— ГЛБ «Акжелкен» — 100 км
Из всех горнолыжных баз нашего обзора «Еликты» соответствует этому определению более всего. Здесь настоящая гора, бугельный подъёмник длиной 1 200 метров, 200-метровый перепад высоты склона, самое большое разнообразие трасс, часть из которых довольно сложные.
Есть отдельный подъёмник и трасса для катания на надувных тюбингах, а также сноупарк (на момент посещения был не в лучшем виде — снег с него сдуло). Плюс большой прокат снаряжения, база отдыха с обширным номерным фондом, просторное кафе, развитый сервис, инструкторы и даже детская игровая комната. Кроме того, этот центр обладает собственным сайтом, который сделан лучше, чем, например, сайт «Шымбулака». И это не шутка.
«Еликты» работает с четверга по воскресенье. Мы прибыли в четверг в начале 11-го утра, и запуска подъёмника пришлось подождать. Минут через 30 бугели зашевелились, однако на трассу вышли несколько человек, в основном инструкторы. Казалось, подъёмник тоже замёрз — скорость движения была меньше обычного.
На схеме обозначены две трассы среднего уровня протяжённостью 500 и 700 метров и три — высокого уровня сложности (400 и 500 метров). Как же так, если канатная дорога гораздо длиннее? Всё потому, что более-менее сложные трассы заканчиваются у подножия горы. Там можно захватить и бугель подъёмника, чтобы не ехать вниз. Нижняя треть склона годится для тренировок новичков.
Панорама с вершины горы что надо, правда, сдувает. Верхнюю половину склона прикрывает от стихии гора, а вот на нижней, как и на «Нуртау», может дуть не на шутку.
Что почём
Горнолыжная база «Еликты» работает с четверга по воскресенье, а также в праздничные дни. Как нам сообщили в январе 2018-го, база готова открыться и в любой другой день для группы от 15 человек, которая заблаговременно сообщит администрации о своём приезде. Цены выше, чем на других базах, но, скажем, пропорциональны длине склона и высоте горы.
Канатка стоит 3 000 тг в час, 5 000 — за два часа, 6 000 — за четыре и 7 000 — за весь день. Прокат комплекта лыж стоит 4 000 тг (в 2017-м было на 500 тг дешевле), сноуборда — 5 000 тг, причём неважно, хоть за час, хоть за семь часов. Стоимость проката «ватрушек» с подъёмником — от 2 000 до 12 000 тг. Прокат большой, в нём есть всё необходимое снаряжение: маски, шлемы, костюмы. На склонах работают инструкторы. Важный момент — фиксация времени происходит не на склоне, а на ресепшн, где в залог потребуют какой-нибудь документ.
Стандартный двухместный номер в пансионате обойдётся в 25 000 тг (подорожал на 5 000 тг с 2017-го), сюда входит завтрак, обед и ужин на двух человек, при этом возможности заселиться на полсуток теперь нет вообще. Сутки в полулюксе будут стоить 25 000 тг, а в просторном люксе со встроенной сауной — 45 000 тг. При этом за каждого ребёнка в возрасте от 4 до 16 лет придётся доплатить по 5 000 тг. И да, с понедельника по четверг любой номер на 5 000 дешевле.
Легенда маршрута
От точки старта на пересечении Кокшетауской трассы с объездной дорогой Астаны мы движемся в сторону Кокшетау. Проезжаем вдоль Щучинска, через некоторое время минуем поворот на ГЛБ «Нуртау» и едем до окраины Кокшетау.
Через 287.5 км от объездной Астаны сворачиваем налево, на объездную дорогу вокруг Кокшетау, переходящую в трассу на Костанай, и движемся прямо по направлению к Рузаевке (не сворачивая на Зеренду).
Через 23 км у билборда «ГЛБ «Еликты» сворачиваем налево и движемся около километра по грунтовой дороге.
Полезные советы
Перед любой поездкой нужно уточнить прогноз погоды — трассы могут закрыть.
Если будет ветрено и холодно, главным атрибутом вашей экипировки станет плотная балаклава. Обзаведитесь такой заблаговременно.
Приезжать на горнолыжную базу лучше утром, среди выходного дня экипировку в прокатах могут разобрать.
Приятный бонус
По дороге домой можно проехать через Щучинско-Боровскую курортную зону. Крюк в 30 км позволит не только насладиться зимними пейзажами Борового, но и остановиться у знаменитой скалы-загадки Жумбактас. К тому же подойти к ней можно только зимой (прогулка по льду Голубого залива отнимет максимум 15 минут).
Можно рекомендовать несколько вариантов этого маршрута. Первый, самый длинный (на карте отмечен зелёным) — это полный круг через посёлок Бурабай и окраину Щучинска. Как вариант, можно доехать до скалы Жумбактас, полюбоваться видами озера, а затем вернуться немного назад и свернуть на трассу (отмечена красным), которая проходит мимо ГЛБ «Акжелкен». Ну и совсем уж простой вариант — доехать до скалы Жумбактас и по той же дороге вернуться обратно на трассу. Стоит предупредить, что все эти извилистые дорожки не только невероятно красивы, но и довольно опасны, так как покрыты плотным слежавшимся снегом, разгоняться на котором с непривычки просто нельзя. Опять же, все эти маршруты проходят через Национальный парк, за въезд в который нужно заплатить 212 тенге с человека. Хорошего вам отдыха!
Комментариев: 0