Чем удивил первый зимний этап по дрифту под Алматы

Чем удивил первый зимний этап по дрифту под Алматы

На льду арены ASP Club можно было лицезреть весьма необычные болиды вроде праворульных «жигулей», леворульного Toyota Mark II и заднеприводной «Нивы».

Зимние виды автомобильного спорта традиционно обитают в северной части Казахстана. Там и дрифт можно встретить, и ралли-спринты проходят. В южных же краях лишь Кубок Маслова может привлечь автоспортсменов да трек-дни на автодроме Sokol под Алматы после редких снегопадов. Однако с 2025 года ситуация меняется. На площадке ASP Club на берегу Капчагая обосновалась новая серия — это Winter Asia Drift Show (WADS). Дебют состоялся 17–18 января, и организаторы обещают ещё два этапа.

Собственно, сам комплекс ASP Club можно считать новым. Он открыл свои двери для казахстанцев только летом 2024 года вместе с Central Asia Drift Show. Размах того мероприятия в рамках нашей страны был огромным. Множество приглашённых участников, дрифтеры с мировыми именами и титулами и многое другое запомнятся локальным фанатам спорта надолго. Зимний дрифт организаторы решили провести в схожем ключе: от подготовки арены до судей и неожиданных гостей в списках пилотов. Но давайте обо всём по порядку.

Что с ареной

Традиционно состязания по зимнему дрифту проводятся на замёрзших водоёмах. Эдакий природный каток, на котором надо лишь в толщине льда убедиться да трассу нарезать. Организаторы WADS решили устроить гонку в рамках той же площадки, где гонщики ездили летом. Для этого арену превратили в настоящий каток, где подо льдом курсирует специальный хладагент — серьёзный подход! Жаль только с разметкой немного оплошали — лента быстро пришла в негодность под шипованными шинами.

Для зрителей предлагались четыре открытые трибуны, прокатный картинг и небольшой каток с бесплатным прокатом коньков в день гонки. За билеты просили от 12 000 до 20 000 тенге, что для зимних соревнований дороговато, но людей на трибунах было на удивление много.

Чем удивил первый зимний этап по дрифту под Алматы

Участники

На первый этап WADS подали заявки 38 пилотов, причём не только из Казахстана, но и из Узбекистана, Кыргызстана, России, Индонезии и Таиланда. Встретить в списке можно было именитых казахстанских дрифтеров, завоевавших в стране чемпионские титулы, вроде Антона Авдеева, Антона Шарымова и Михаила Пака, победителя CADS и серьёзного раллиста с этапами WRC в послужном списке Петра Бородина, постоянных участников северной зимней дрифт-серии SDS, а известный международный десант представлял в том числе и Эммануэль Амандио. Впервые фанаты дрифта из СНГ его имя наверняка услышали в фильме Анатолия Зарубина о дебюте Георгия Чивчяна на этап D1 в Японии.

Автомобили

Зимний дрифт стараниями российских пилотов стал царством различных вариаций «жигулей». Казахстанские соревнования исключением не являются, и заявочный лист WADS пестрит творениями тольяттинского автогиганта. В списке «копейки» и «пятёрки» на пару с «семёрками», «двойки» с «четвёрками», и даже одна «Нива» затесалась. На ней, к слову, решил выступать Антон Шарымов, известный своей любовью к нетрадиционным кузовам для дрифта. В летних соревнованиях он ездит на Subaru Forester.

Тем не менее скользили в рамках WADS не только на ВАЗах, встречались на льду и «тройки» BMW в кузовах E30 и E36, один Mercedes-Benz 190, Nissan 350Z и пара неожиданных моделей Toyota в лице хетча Starlet и седана Mark II в 81-м кузове. Причём именно последний, наверное, можно считать самым необычным автомобилем гонки. Почему?

Чем удивил первый зимний этап по дрифту под Алматы

Во-первых, этот марчок леворульный, а Toyota таких 81-х Mark II никогда не делала. Во-вторых, на крышке багажника четырёхдверки владелец разместил огромную лавку нетипичной конструкции. Ну и в-третьих, под капотом «тойоты» размещён 4-цилиндровый мотор от… Honda, а именно атмосферный рядник K24.

Чем удивил первый зимний этап по дрифту под Алматы
Праворульный универсал ВАЗ-2102 под управлением Масато Кавабаты на этапе в Красноярске

Кстати, говоря о необычных авто, нельзя не упомянуть и одни «жигули». В Казахстан прибыла праворульная ВАЗ-2102, построенная красноярскими мастерами из Forward Auto. Машиной этой в сибирском зимнем дрифте успели порулить многие именитые гонщики, в том числе японец Масато Кавабата. В Казахстане же на синей «двойке» с бортовым номером 555 выступал Амандио.

Кто судил

Судейская коллегия на WADS собралась также непростая. Казахстан представлял Максат Каимов, известный локальный автоспортсмен, да и комментатор отличный, ставший голосом чемпионата РК по дрифту в последние годы. Вторым судьёй выбрали Никиту Шикова, дважды вице-чемпиона RDS из Москвы, а третьим стал участник японской серии D1 GP и Formula Drift Japan со сложным тайским именем Daychapon Toyingcharoen, которого все называют просто Понд.

Чем удивил первый зимний этап по дрифту под Алматы
Понд – третий судья первого этапа WADS

Заезды: победы, поражения и кто взял золото

Зимний дрифт сложно назвать зрительским видом спорта, если говорить о зрелищности. В сравнении с асфальтовой вариацией в ледовой нет агрессии, скорости и дыма. Заезды куда больше походят на фигурное катание, с которым частенько сравнивают дрифт в плане судейства. Машины неспешно скользят по льду в паре, но внутри гонщики работают не менее активно, чем летом, пытаясь найти любое преимущество в зацепе.

Но при удачном стечении обстоятельств зима способствует очень близкому парному дрифту, а также может сильно изменить расстановку сил.

В квалификации, состоявшейся 17 января, победу одержал Дмитрий Биденко из Астаны на ВАЗ-2104, активно выступающий в SDS и набравший 100 баллов в лучшей попытке. Сразу за ним разместился Пётр Бородин и тоже на ВАЗ-2104 c сотней баллов. Судьбу первого места между ними решила вторая попытка, в которой у Биденко было 98, а у Бородина — 96.

Третьим в одиночных заездах стал опытный зимний гонщик Евгений Гладких из Усть-Каменогорска на BMW E30, а оставшиеся позиции в десятке лучших достались Максиму Агееву, Ивану Литвинову, Эммануэлю Амандио, Николаю Лялину, Михаилу Паку, Хуршеду Исломову и Денису Шишкину. Как можно заметить, казахстанский чемпион по летнему дрифту в топе только один. Одним из тех, кто не прошёл в топ-32, кстати, оказался Антон Шарымов, приложивший свою «Ниву» о бетонное ограждение. Его 43 балла обеспечили только 35-е место.

Парные заезды достаточно быстро показали, насколько непредсказуемым может быть дрифт. Уже в стадии топ-32 из соревнований, к примеру, вылетел двукратный чемпион РК Антон Авдеев, уступивший Тимуру Абдразакову из Семея. Оба, кстати, выступали на BMW E30. Кыргызский Гоча — Гайрат Юсупов — уступил Денису Шишкину, а опытный зимний гонщик из Усть-Каменогорска Иван Литвинов проиграл алматинцу Валерию Берестову. Выбыл в топ-32 и старожил казахстанского дрифта Андрей Леонов.

Уже в начале топ-16 из соревнований выпал победитель квалификации Дмитрий Биденко. Его ВАЗ-2104 не смог совладать с тем самым необычным леворульным Mark II (JZX81) Андрея Челушкина из Уфы. Последний в квалификации был только 16-м. Эта же стадия стала последней для ещё одного лидера одиночных заездов: Евгений Гладких проиграл в дуэли с Дауреном Амантаевым на ВАЗ-2102 из Семея.

До топ-8 первого этапа WADS добрались Андрей Челушкин и Михаил Пак, Владимир Афанасьев из Санкт-Петербурга и Эммануэль Амандио, сокомандники Пётр Бородин и Николай Лялин, а также Даурен Амантаев и Ахметжан Айбатулла из Семея, которые также выступали за один коллектив Seven Racing Team.

Серьёзная ошибка в заезде преследователем стоила возможности выйти в топ-4 Михаилу Паку, а Амандио на праворукой ВАЗ-2102 не смог справиться с аналогичной «двойкой», но уже с левым рулём, Афанасьева. Отличный парный дрифт показали и сокомандники из Семея. Завершилась их битва триумфом Ахметжана Айбатуллы.

В дуэли Петра Бородина и Николая Лялина с первого раза победителя выявить судьям не удалось. Гонщиков отправили на перезаезд, или OMT, раздельным решением. Вторая попытка проходила под тотальным доминированием Бородина вплоть до выхода на финальную дугу, где, будучи преследователем, Петр допустил распрямление.

За право встретиться в финале боролись Андрей Челушкин и Владимир Афанасьев, а Николаю Лялину предстояло встретиться с Ахметжаном Айбатуллы. В противостоянии двух россиян сильнее оказался Челушкин на Toyota Mark II. ВАЗ-2102 Афанасьева не смог справиться с темпом японского седана. Ну а заезд ВАЗ-2107 Лялина против ВАЗ-2101 Айбатуллы разрешился в пользу первого.

В заезде за третье место платформа-фаворит для зимнего дрифта ВАЗ-2102 под управлением Афанасьева не смогла совладать со скоростью ВАЗ-2101 Айбатуллы. Лидером «копейка» уверенно отрывалась, а преследователем совсем не отпускала универсал.

Битва за золото завершилась в пользу гонщика из Уфы на «тойоте», однако сработали тут не только навык гонщика и скорость автомобиля, но и технические сложности у Николая Лялина. Во втором проезде, где алматинцу выпала роль догоняющего, ВАЗ-2107 сдался после первой перекладки. Автомобиль заглох на трассе.

Чем удивил первый зимний этап по дрифту под Алматы

Отметим, гоняли участники первого этапа WADS не только ради того, чтобы выяснить, кто из них лучший дрифтер зимой, но и за денежный приз. Призовые соревнований равны 2500 долларов за первое место, 1500 — за второе и 1000 — за третье. Бонусом по итогам трёх этапов наградят и лучшую команду, которая получит 5000 долларов.

Второй этап WADS запланирован на 14–15 февраля, а третий состоится в начале марта, но даты организаторы ещё обещают уточнить.

Для желающих посмотреть соревнования на официальном канале ASP Media в YouTube доступна запись трансляции.

Комментариев: 3

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.