Дорожные инновации Казахстана. Что получило продолжение, а что осталось экспериментом?

Дорожные инновации Казахстана. Что получило продолжение, а что осталось экспериментом?

Новые виды разметки, знаки и светофоры периодически озадачивают автомобилистов южной столицы. Что из всего этого получило продолжение и прописалось в ПДД?

Знак, то разрешающий, то запрещающий поворот налево

Электронное табло с изображением дорожного знака повесили весной 2021 года на пересечении Талгарского тракта c улицей Хан-Тенгри. С 6:00 до 11:00 на нём отображается знак 4.1.1, который разрешает автомобилям двигаться в западном направлении только прямо, а с 11:00 до 6:00 — прямо и налево, превращаясь в знак 4.1.5. Придумали для борьбы с утренними заторами.

Дорожные инновации Казахстана. Что получило продолжение, а что осталось экспериментом?

Год прошёл, но нигде больше электронные знаки так и не появились. Итоги эксперимента, какие-либо замеры и анализ инициаторами не опубликованы.

Светящаяся зебра

Проекционные пешеходные переходы зимой 2021 года начали тестировать в столице, а летом, в июне, первый из них и пока единственный обустроили в Алматы. Деньги на светящуюся зебру выделили частные инвесторы. Полицейские обещали в течение нескольких месяцев посмотреть, насколько переход получился эффективным, и, если есть положительный результат, предложить акимату наделать таких побольше. Прошёл почти год. Результатов никаких.

Дорожные инновации Казахстана. Что получило продолжение, а что осталось экспериментом?

К слову, чем изобретать велосипед, не проще ли развивать строительство обычных пешеходных переходов с хорошей подсветкой? Методика эта себя давно и очень даже неплохо зарекомендовала. В плане безопасности, на наш взгляд, решение оптимальное.

Светофоры с плюсом

Светофоры с дополнительной секцией «красный плюс», разрешающей или запрещающей левый поворот, в качестве эксперимента поставили в августе 2020 года на перекрёстках Достык — Жолдасбекова и Сейфуллина — Торекулова. С тех пор на дорогах Алматы появилось ещё 3-4 новых светофора с «плюсиками», но широкого распространения они пока не получили.

Дорожные инновации Казахстана. Что получило продолжение, а что осталось экспериментом?

О том, что в зависимости от назначения сигналы светофора могут быть в том числе «+»-образными, в ПДД РК прописали в 2017 году. Тогда же в правилах водителям разъяснили, как на подобные сигналы реагировать. Ещё ранее светофоры с «плюсами» появились в столице и в нескольких крупных городах РК, в Караганде и Актобе, к примеру.

Красная разметка

Островки безопасности с белым контуром и красной заливкой в мегаполисе начали наносить два года назад. Последний раз подобную разметку нанесли на реконструируемой улице Сатпаева. Между тем в ПДД РК и соответствующих стандартах обозначение красным цветом так и не появилось.

Дорожные инновации Казахстана. Что получило продолжение, а что осталось экспериментом?

Вафельная разметка

Не появилась в правилах и стандартах и так называемая вафельная разметка. Рисовать её в южной столице начали осенью 2020 года, а до того опробовали в столице РК и Караганде. С тех пор разметку нанесли уже на 5-6 перекрёстках, но она до сих пор не узаконена.

Дорожные инновации Казахстана. Что получило продолжение, а что осталось экспериментом?

Для тех, кто не в курсе: её задача напомнить водителю, что выезжать на перекрёсток, если впереди затор, запрещено, чтобы не создавать затруднение для проезда автомобилям, которые двигаются поперечно. Впрочем, и напоминание явно не работает. В часы пик проблема актуальна как никогда.

3D-зебры

В октябре 2020-го на двух перекрёстках в Алматы появились необычные зебры, призванные заставить водителей сбросить скорость. Из-за руля рисунок выглядел как что-то объёмное на дороге. Разметка за год практически стёрлась, а в правилах её не прописали. В общем, всё пошло по уже известному сценарию.

Дорожные инновации Казахстана. Что получило продолжение, а что осталось экспериментом?

Автобусные парковки

Осень 2020-го была богата на эксперименты. И в ноябре этого года возле туристических мест на асфальте появились четыре ярко-синих прямоугольника с надписью Bus Stop внутри, обрамлённых жёлтым пунктиром, а рядом с ними знаки с буквой P и специальной табличкой с изображением автобуса. Такой разметки и табличек в ПДД РК вы не встретите.

Новинкой городские власти тогда попытались отметить места для парковки автобусов с туристами. На этом эксперимент как бы закончился.

Дорожные инновации Казахстана. Что получило продолжение, а что осталось экспериментом?

Диагональный перекрёсток

Перекрёсток с возможностью для пешеходов пересекать его не только вдоль и поперёк, но и по диагонали в Алматы попытались организовать ещё в 2015 году. Правда, вся организация свелась только к тому, что режим работы светофоров на пересечении Ауэзова и Тимирязева изменили. Две фазы сделали для транспорта, а отдельную настроили для пеших участников дорожного движения. Всё это позволило бы пешеходам переходить перекрёсток по мере надобности не в два приёма, а за один — по диагонали. При этом разметку менять не стали, поэтому и в ПДД РК подобные новшества никак не отразили.

Большой плюс этого нововведения — полная остановка транспорта на перекрёстке при включении пешеходной фазы. Подобный режим работы светофора хотя несколько и замедляет трафик, но делает переход улиц более безопасным. Впрочем, и повороту после зелёного сигнала тоже никто не мешает, что плюс для проезда.

Но широкого распространения диагональные перекрёстки, как и нестандартные фазы работы светофора, в Алматы так и не получили.

BRT

Ну и, конечно же, рассказывая об алматинских дорожных экспериментах, нельзя не упомянуть самый яркий из них и нелюбимый многими автомобилистами проект скоростной полосы для общественного транспорта — BRT. О неудобствах, которые доставляет автобусная полоса многим жителям верхних районов города, Kolesa.kz писали не раз. Главное — BRT по закону вообще нельзя было организовывать на узких улицах. Но городские власти сослались на… эксперимент и снова оставили множество вопросов без ответа. А скоростную автобусную линию и вовсе собираются продлить, протянув через центр до ВОАД и далее вниз по Кульджинскому тракту.

Дорожные инновации Казахстана. Что получило продолжение, а что осталось экспериментом?

Стоит ли говорить, что в ПДД РК ни о каких BRT до сих пор нет ни слова? Все эти «скоростные автобусные линии» правилами сегодня считаются обычными полосами для общественного транспорта.

Временная автобусная полоса

Временная полоса для общественного транспорта появилась в мегаполисе 11 марта. Ну, как появилась? Просто на уже существующей выделенке к знакам добавили таблички, запрещающие въезд на неё всем, кроме общественного транспорта, с 7:30 до 9:30 и с 17:00 до 20:00, то есть в вечерние и утренние часы пик. В ПДД РК новшество прописывать не станут, так как таблички, ограничивающие время действия знаков, в ПДД существовали всегда. Таким образом, временная полоса как бы и нова, но юридически препятствий для её создания не было. Надеемся, результаты эксперимента когда-нибудь да опубликуют.

Дорожные инновации Казахстана. Что получило продолжение, а что осталось экспериментом?

В итоге мы видим, что из всех инноваций в ПДД РК сегодня прописались только светофоры «с плюсиком». Остальные же пока так и не узаконены и широкого распространения не получили. Тем не менее соблюдать требования подобных знаков и разметки водителям всё-таки нужно. Прямого указания на это в ПДД РК нет, но реформаторы прикрываются стандартами, допускающими установку нестандартных объектов в качестве эксперимента.

Комментариев: 3

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    mackonya

    Ну по поводу БРТ даже спорить не буду начинать, кому-то во благо, а кому-то нет. Но вафельная разметка нужна везде и главное фиксировать нарушения нужно и штрафовать, иначе у нас весь город стоит не потому-что машин слишком много, у нас слишком много «водятлов» которые перекрывают перекресток выезжай даже если впереди затор, поскольку еще более «умные водятлы» им сигналят сзади.

    Ответить
    • Аватар
      Евгений   mackonya

      да да, все от менталитета вождения, при этом на твою полосу запроста, могут прям на перекрестке, перестроиться с соседней полосы, что в итоге добавляет остальным участникам движения еще больше негатива и все начинают жаться друг к другу чтоб никто не влез, так что этот воз еще очень долго будет на том же самом месте с той же самой ситуацией

      Ответить
    • Аватар
      id24905480   mackonya

      Совершенно верно. Выедет такой шустряк на забитый перекресток и стоит ему главное первее самому доехать, на остальных наплевать. Нужно оператором ЦОУ в ручном режиме составлять предписание таким, потом сразу перестанут так делать

      Ответить