После завершения истории казахстанской Astana Motorsports имена наших соотечественников в протоколах всемирно известных гоночных серий встречаются крайне редко. Перестали наши рейдовики выступать и на кубках мира. Но это вовсе не означает, что в Казахстане нет автоспортсменов, готовых выступать на столь серьёзном уровне. Kolesa.kz писали об успехах Александра Артемьева в кольцевых сериях, а в
Александр Артемьев: Hankook 24H Dubai, Porsche Cup и Ле-Ман
Для Александра Артемьева 2023 год начался с суточного марафона в Дубае, о котором редакция Kolesa.kz писала в отдельном обзоре. Все предпосылки для удачной гонки были, однако крест на отличном результате поставил заклинивший мотор Porsche 911 Cup.
На этом автоспортивный сезон пилота вполне мог бы закончиться. По опыту прошлых лет Артемьев редко выбирается на несколько гонок за один год. Стоимость участия приличная, а ездит гонщик за свои кровные без
Казахстанца пригласили разделить кокпит гоночного
— К сожалению, во время пилотирования у второго пилота возникли проблемы с машиной и он не смог сохранить позицию… но таков спорт. Свою часть я выполнил на отлично и чувствую, что готов к следующей, очень особенной гонке, которая будет проходить уже совсем скоро, — писал Артемьев на своей странице в Facebook.
Собственно, следующую гонку действительно можно назвать особенной, ведь проходила она на трассе
Тот факт, что Александр оказался в стартовом протоколе гонки поддержки, — большая удача. По его словам, переговоры были сложными, да и итоговое решение команда приняла неожиданно. И дело тут в статусе мероприятия. На этот этап собрали самый сок гонщиков, выступавших в серии, включая настоящих профессионалов. То есть конкуренция за каждое из 70 мест на стартовой решётке была солидной.
Первая практика Porsche Carrera Сup Le Mans состоялась в среду. И тесты на легендарной трассе казахстанцу были очень нужны. Специально для этапа в Porsche решили ограничить участников в использовании ABS и
И именно на прямиках у Артемьева начались первые сложности. По словам пилота, машину постоянно болтало, а на торможении одно из передних колёс блокировалось, едва он касался педали тормоза. Это была явная неисправность. Как оказалось,
К сожалению, технические проблемы на этом не закончились. До начала квалификации команда не сумела решить проблему с рацией. Она
Боевой заезд обещал быть крайне напряжённым. Звёздный состав на пару с весьма агрессивными настройками машин гарантировали не только высокую конкуренцию, но и езду на пределе возможностей болида. Как уточняет Артемьев, если в 2022 году в гонке лидирующие
В плотной борьбе Александр сумел забраться на четвёртую позицию, но долго удерживать её гонщику не удалось. Случился неприятный казус. Обычно с пилотом во время заезда разговаривает инженер, доносящий нужную информацию о параметрах машины либо
Жёлтый сектор — определённый участок трассы, где в рамках соревнований введены временные ограничения скорости и запрещены обгоны. Обычно такие отрезки появляются перед местом аварии, где могут быть разбросаны осколки, находиться машины
и/или маршалы.
В попытках выяснить у менеджера, что же от него хотят, Александр упустил момент окончания сектора и опоздал с выключением ограничителя скорости. За те доли секунды, которые электронике понадобились на отклик, Артемьев потерял пять позиций.
Ситуация неприятная, но сдаваться пилот не планировал и пошёл в атаку. Вернуться на четвёртую строчку не получилось. Добравшись до пятой позиции, Александр осознал, что «кончились» шины. Рисковать дальше смысла не было.
Уже под конец гонки позади Артемьева оказался один из профессиональных пилотов, решивший пойти на очень рискованный обгон. Пытаясь избежать контакта, казахстанец вылетел на более грязную траекторию… и поскользнулся. Разворот, потерянное время и несколько пропущенных машин привели к тому, что гонку Артемьев закончил восьмым. Результат неплохой! Но мог ведь быть гораздо лучше.
Атмосфера в боксах после финиша была напряжённой. Владелец команды уже успел рассказать менеджеру о его излишней разговорчивости в ненужный момент, однако и ту и другую ошибки Артемьев взял на себя, так как за рулём был именно он.
Пилот отмечает, что, несмотря на все неприятности, даже зная, как гонка в итоге обернётся, он без вопросов проехал бы её снова. Атмосфера в
— После гонки у меня брали автографы рекордное для меня количество людей. Теперь во всём мире знают, что в Казахстане есть быстрые пилоты! — написал Артемьев на своих страницах в соцсетях после
Ле-Мана .
Пётр Бородин. Казахстан вновь в WRC
У тех, кто с недавних пор следит за успехами казахстанцев в автоспорте, сразу может возникнуть вопрос: вновь? А кто же тогда выступал раньше? И тут только ценители классического ралли должны помнить Армана Смаилова, то и дело мелькавшего в протоколах WRC в начале
Успехи Смаилова в мировом чемпионате по ралли среди казахстанских экипажей повторить никому не удавалось, но теперь у наших соотечественников вновь появился повод поглядывать на результаты WRC. В 2023 году Пётр Бородин проехал две гонки чемпионата, и велика вероятность, что в
В автоспортивных кругах Казахстана фамилия Бородин известная. Пётр — потомственный гонщик, имеет звание мастера спорта международного класса по автомобильному спорту и является многократным чемпионом страны по ралли. В
Его первый выезд на этап WRC прошёл незаметно. Пилот выступил на этапе в Финляндии в начале августа. Об этой гонке ASP Racing планирует в подробностях рассказать в формате документального фильма. Ждём. Однако результативным этап точно не был. В итоговом протоколе экипаж Бородин/Чепрасов значится
Куда более интересным и продуктивным получился его второй выезд. В конце октября (25–29-го числа) гонщик ASP Racing Пётр Бородин и штурман Роман Чепрасов отправились на ралли Центральной Европы,
Не секрет, что европейские гонки сильно отличаются от казахстанских в плане ландшафта. Наши этапы в основном проходили на грунтовых покрытиях, в степях с длинными прямиками, редкими трамплинами и ещё более редкими поворотами. Этап Центральной Европы — это асфальтовое ралли. И традиционно дороги там очень узкие, техничные, с избытком закрытых поворотов. После тестов в Чехии Пётр и Роман дополнительно набивали руку в прописи стенограммы.
Стенограмма — это описание трассы, которую составляет экипаж перед началом гонки. Стенограмма пишется в отдельные дни, в так называемые дни прописи. В спокойном режиме все участники ралли проезжают раллийную трассу и кодируют в штурманской тетради все её особенности: направление поворота, его кривизну, расстояния до следующего, трамплины, препятствия. В гонке штурман должен быстро читать «стенку», а пилот, слушая его команды, управляет автомобилем и принимает решение, где ускориться, к какому повороту быть готовым, где ждёт подброс и так далее.
Этап преподнёс дополнительные сюрпризы. Специфика маршрута и неширокая проезжая часть означали, что полноприводные автомобили более высоких классов будут жёстко резать все возможные повороты, вынося на покрытие уйму грязи. Вкупе с дождём, сопровождавшим гонщиков почти весь этап, это создало определённые сложности в пилотировании. Работать приходилось много.
Вдобавок к капризам погоды экипаж сразу же столкнулся с техническими неполадками. По словам Петра Бородина, в начале первого СУ в их Ford Fiesta RC4 срезало привод. Случилось это во время разворота вокруг тюка сена. Закончить спецучасток ребятам помогла блокировка дифференциала, но ни о каком темпе говорить не приходится. Более того, длинный,
Бородин отметил, что поломку в первый же день можно считать удачной. Организаторы запланировали всего два СУ, и пропуск одного из них не так критичен. Случись неисправность позднее, гонка для пилота ASP Racing сложилась бы совершенно иначе.
Второй день экипаж начал отлично. По итогам отдельных СУ Бородин на пару с Чепрасовым забирались в
На одном из СУ автомобиль
К счастью, в дальнейшем неполадок с автомобилем не было, и бороться оставалось только на трассе. Экипаж
Примечательно, что, по словам Бородина, обгонять других было куда легче ночью. Игнорировать накатывающую сзади массивную и слепящую «люстру» очень сложно, и пилоты пропускали более быстрых.
Гонку Бородин и Чепрасов в итоге закончили на
О конкретных планах на 2024 год пилот ASP Racing Пётр Бородин пока говорить не готов. Тем не менее раллист обозначил своё желание вернуться в WRC и назвал такой исход весьма вероятным. Открытым остаётся только вопрос, в каком классе он намеревается ехать. Будет это переднеприводный RC4 или полноприводный зачёт WRC3, пока не известно.
Нам же остаётся только надеяться, что и Александр Артемьев, и Пётр Бородин вновь окажутся в протоколах мировых гоночных серий, а ещё лучше, если они покажут серьёзные результаты. Быть может, в 2024 году мы увидим и других автоспортсменов из нашей страны на мировой арене!
Удачи и богатых спонсоров ребятам!
Вот так круто! С учетом что автоспорт в Кз не растет, парням не где реализовывать свой потенциал — тренироваться, соревноваться — полученные результаты — огонь, вышка! Александр, Петр — успехов вам! На энтузиастах все и держится. Молодцы!