Александр Артемьев – казахстанский кольцевик

Александр Артемьев – казахстанский кольцевик

От гонок на отцовской «копейке» до профессиональной европейской кольцевой серии.

Если говорить о профессиональном автоспорте в Казахстане, то гонщиков, которые сумели вырваться из страны и поучаствовать в международных соревнованиях, наберётся не так уж и много. А если ограничиться лишь кузовными кольцевыми сериями, то он и вовсе один. Речь идёт об алматинце Александре Артемьеве, превратившем мечту любого пацана в реальность.

Александр Артемьев – казахстанский кольцевик

Начало

Артемьев прошёл очень длинный путь в автоспорте: от выступлений в автокроссе до европейского туринга и гонок на выносливость. Началась это дорога для Александра с отцовского ВАЗ-2101. Именно на этой машине он познавал азы спортивного вождения и участвовал в соревнованиях по автокроссу. А автомобиль-то, между прочим, был единственным в семье.

— Со своей машиной дел было не так много: снять фары и сиденья, установить дуги, скинуть глушитель, чтобы звучала погромче. Так-то она оставалась обычной серийной машиной, доработок в ней никаких особых не было, — вспоминает сам Александр.

Александр Артемьев – казахстанский кольцевик

После гонки он разбирал болтовой каркас, ставил на место сиденья и фары, а также рихтовал вмятины. В таком виде «копейка» ездила по городу до следующего этапа по кроссу.

На заднеприводном седане Артемьев отъездил один год и даже однажды поднялся на подиум. Случилось это на «Кубке двух столиц» в 2000 году. Позже Александр пересел на ВАЗ-2108. На этом хэтче пилот стал пятикратным чемпионом Казахстана по автокроссу и двукратным по зимним трековым гонкам. Итого семь титулов в копилке, что очень даже неплохо.

Первые шаги в кольце

На асфальт Артемьев пришёл через картинг, вот только не профессиональный, а прокатный. После дружеской гонки с другими спортсменами в парке Family, которую Александр выиграл, ему посоветовали попробовать настоящее кольцо.

В Казахстане на тот момент и намёка на серьёзный автодром не было. Значит, выход один — ездить в России. Так наш герой попал на свои первые тесты. Полноценный дебют состоялся в «Лужниках» на LADA Kalina под проливным дождём. В этой новой и сложной гонке Артемьев занял третье место.

Александр Артемьев – казахстанский кольцевик

А уже в следующем, 2012 году Александр продал свою кроссовую «восьмёрку» и отправился ездить в чемпионате России по кольцевым гонкам. Сезон, как говорил сам Артемьев, получился сложным, но плодотворным. Удалось даже взойти на подиум по итогам года. В российском чемпионате он провёл ещё один год, но уже не такой удачный: были и поломки, и аварии. А после 2013-го гонщик отправился покорять Европу.

Александр Артемьев – казахстанский кольцевик

Европейские гоночные серии: VW Golf Cup и ETCC

Найти в Старом Свете подходящую гоночную серию — задача не очень-то и сложная. На чём только там не соревнуются. Благодаря советам российских журналистов выбор пал на Volkswagen Golf Cup.

Александр Артемьев – казахстанский кольцевик

Как понятно из названия, ездили там на одинаковых «гольфах», причём практически стандартных. На машинах стоят другие тормоза, расширена колея и установлена гоночная подвеска. Под капотом 2-литровый турбомотор. Его мощность составляет 260 сил, но 19 раз за гонку пилот может поднять давление наддува и кратковременно увеличить мощность до 310 сил. Коробка — стандартный DSG-6 с дисковой блокировкой. Серия была очень конкурентной — в одной секунде помещалось 20 участников.

Александр Артемьев – казахстанский кольцевик

На первых порах Артемьев договорился с организаторами на два этапа, в которых он примет участие. Хотелось попробовать серию на вкус. По словам Александра, Kalina, на которой он ездил раньше, и новенький Golf разительно отличались.

— Как оказалось, машина пилотируется совсем иначе, нежели Kalina. Своя специфика в задней подвеске, и много зависит от давления в шинах. Оно было таким высоким, что я даже представить не мог — больше трёх атмосфер! У «гольфов», которые ездят в этом Кубке, определённо недостаточная поворачиваемость, поэтому тут нужно ездить за счёт возникающего скольжения. В российском кольце тоже есть такой приём, но не приветствуется, да и по сравнению с «фольксвагенами» заметно отличается, — делится Александр Артемьев.

После двух этапов в Volkswagen Golf Cup в 2014 году наш герой взял небольшой перерыв в гоночной карьере — он стал отцом. Однако долго сидеть дома не получилось. Уже в конце 2014-го к Александру обратились из российской команды SMP Racing с предложением поучаствовать в одном этапе 500-километровой Michelin Endurance Series за рулём Seat Leon. Естественно, он согласился и стал первым казахстанцем, принявшим участие в гонках на выносливость.

Вот что сообщил нам Артемьев после финиша того марафона:

— Я должен был отработать в «третью смену», но по предварительным прикидкам не должен был ехать до самого финиша. Погода преподносила сюрпризы в течение всей гонки, и по мокрой трассе мне даже удалось подтянуться к лидерам класса. В команде приняли решение оставить меня на трассе до финиша, а при дозаправке поменяли дождевую резину на слик, так как трасса уже подсыхала. Наверное, это было не самое лучшее решение, так как дождь пошёл с новой силой и пилотировать стало очень трудно. Тем не менее удалось не только привезти автомобиль на подиум, но и получить бесценный опыт управления автомобилем в самых разных условиях на разной резине. Так что главную задачу — получение опыта — считаю даже перевыполненной, ведь я находился в гонке почти что два часа.

Весь 2015 год Александр посвятил выступлениям в Volkswagen Golf Cup. В монокубке он провёл шесть гонок. Последние две, которые прошли в Чехии и Польше, можно считать самыми удачными. За них пилот набрал 52 очка в личную копилку — это много. Предыдущие четыре принесли ему 58 очков. По итогам года Артемьев оказался 19-м из 22 выступающих. Не лучший результат в карьере, но и конкуренция в Кубке очень жёсткая.

Второго полноценного сезона в Volkswagen Golf Cup не случилось. Серия радикально изменила концепцию, и условия выступления там стали не такими приятными. Вместо аренды машины организаторы предлагали купить её.

Вместо этого Александр сосредоточился на тестах и редких выступлениях в более престижной кольцевой серии — ETCC (FIA European Touring Car Cup). Там он гонял на Seat Leon, подготовленном по правилам TCR.

Александр Артемьев – казахстанский кольцевик

Высшим результатом за непродолжительную карьеру в ETCC для Артемьева стало второе место в венгерском этапе в 2017 году. Пилот мог бы записать в свою копилку ещё и победу в квалификации, но из-за технической путаницы результат казахстанца, который привёз лидеру 0.4 секунды, аннулировали.

Гонка звёзд «За рулём»

Гонка звёзд «За рулём» — событие особенное. Эти соревнования проводятся лишь один раз в год и принять в них участие можно только по приглашению. В числе пилотов легенды российского кольца. Среди них не один раз оказывался и Александр Артемьев. Впервые ездил в Гонке звёзд он в 2013 году. Тогда казахстанцу не удалось добраться до финиша — в одном из заездов на ипподроме лопнуло колесо.

Александр Артемьев – казахстанский кольцевик

Следующая попытка забрать себе уникальный кубок случилась в 2017-м. Гонщик добрался до самого финала, но подняться на пьедестал не получилось — финишировал четвёртым.

Александр Артемьев – казахстанский кольцевик

Лучшим выступлением на данный момент стала гонка в 2018 году. Она прошла в минувшем июле на трассе Moscow Raceway. По словам Артемьева, погода менялась от поворота к повороту, и это было очень эмоционально. За рулём подготовленного хэтча Kia Rio казахстанец взял второе место.

С этим подиумом профессиональные выступления Александра Артемьева в кольцевых автогонках пока завершены. Пилот ищет возможности выступать и дальше, но конкретными планами на сезон 2019 года пока не делился. Надо полагать, что главная мечта у Александра осталась прежней — выйти на старт этапа мирового туринга. Пожелаем ему в этом удачи!

Комментариев: 4

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Рустам

    Молодец, удачи тебе. У нас много ребят кто чувствует трассу, но нет развития автоспорта в целом. А жаль. Может если бы учили ребят со школы в различных картинг клубах, было бы меньше «стрирейсеровв» и просто чудаков на дорогах. Все таки спорт дисциплинирует и дает бесценные навыки вождения, которые не купишь как права.

    Ответить
  • Аватар
    Alexander

    У нас бы были популярны гонки на народных — Prado-Camry)))

    Ответить
  • Аватар
    АЛЕКСЕЙ

    Саша удачи в поиске заинтересованных лиц на 2019 год и дальнейших побед -ты единственный кто пробился своими силами из наших

    Ответить
  • Аватар
    Клуб RMC

    Удачи, и пора уже переезжать в Россию, там больше возможностей для самореализации.

    Ответить