Если говорить о профессиональном автоспорте в Казахстане, то гонщиков, которые сумели вырваться из страны и поучаствовать в международных соревнованиях, наберётся не так уж и много. А если ограничиться лишь кузовными кольцевыми сериями, то он и вовсе один. Речь идёт об алматинце Александре Артемьеве, превратившем мечту любого пацана в реальность.
Начало
Артемьев прошёл очень длинный путь в автоспорте: от выступлений в автокроссе до европейского туринга и гонок на выносливость. Началась это дорога для Александра с отцовского ВАЗ-2101. Именно на этой машине он познавал азы спортивного вождения и участвовал в соревнованиях по автокроссу. А автомобиль-то, между прочим, был единственным в семье.
— Со своей машиной дел было не так много: снять фары и сиденья, установить дуги, скинуть глушитель, чтобы звучала погромче. Так-то она оставалась обычной серийной машиной, доработок в ней никаких особых не было, — вспоминает сам Александр.
После гонки он разбирал болтовой каркас, ставил на место сиденья и фары, а также рихтовал вмятины. В таком виде «копейка» ездила по городу до следующего этапа по кроссу.
На заднеприводном седане Артемьев отъездил один год и даже однажды поднялся на подиум. Случилось это на «Кубке двух столиц» в 2000 году. Позже Александр пересел на ВАЗ-2108. На этом хэтче пилот стал пятикратным чемпионом Казахстана по автокроссу и двукратным по зимним трековым гонкам. Итого семь титулов в копилке, что очень даже неплохо.
Первые шаги в кольце
На асфальт Артемьев пришёл через картинг, вот только не профессиональный, а прокатный. После дружеской гонки с другими спортсменами в парке Family, которую Александр выиграл, ему посоветовали попробовать настоящее кольцо.
В Казахстане на тот момент и намёка на серьёзный автодром не было. Значит, выход один — ездить в России. Так наш герой попал на свои первые тесты. Полноценный дебют состоялся в «Лужниках» на LADA Kalina под проливным дождём. В этой новой и сложной гонке Артемьев занял третье место.
А уже в следующем, 2012 году Александр продал свою кроссовую «восьмёрку» и отправился ездить в чемпионате России по кольцевым гонкам. Сезон, как говорил сам Артемьев, получился сложным, но плодотворным. Удалось даже взойти на подиум по итогам года. В российском чемпионате он провёл ещё один год, но уже не такой удачный: были и поломки, и аварии. А после 2013-го гонщик отправился покорять Европу.
Европейские гоночные серии: VW Golf Cup и ETCC
Найти в Старом Свете подходящую гоночную серию — задача не очень-то и сложная. На чём только там не соревнуются. Благодаря советам российских журналистов выбор пал на Volkswagen Golf Cup.
Как понятно из названия, ездили там на одинаковых «гольфах», причём практически стандартных. На машинах стоят другие тормоза, расширена колея и установлена гоночная подвеска. Под капотом
На первых порах Артемьев договорился с организаторами на два этапа, в которых он примет участие. Хотелось попробовать серию на вкус. По словам Александра, Kalina, на которой он ездил раньше, и новенький Golf разительно отличались.
— Как оказалось, машина пилотируется совсем иначе, нежели Kalina. Своя специфика в задней подвеске, и много зависит от давления в шинах. Оно было таким высоким, что я даже представить не мог — больше трёх атмосфер! У «гольфов», которые ездят в этом Кубке, определённо недостаточная поворачиваемость, поэтому тут нужно ездить за счёт возникающего скольжения. В российском кольце тоже есть такой приём, но не приветствуется, да и по сравнению с «фольксвагенами» заметно отличается, — делится Александр Артемьев.
После двух этапов в Volkswagen Golf Cup в 2014 году наш герой взял небольшой перерыв в гоночной карьере — он стал отцом. Однако долго сидеть дома не получилось. Уже в конце 2014-го к Александру обратились из российской команды SMP Racing с предложением поучаствовать в одном этапе
Вот что сообщил нам Артемьев после финиша того марафона:
— Я должен был отработать в «третью смену», но по предварительным прикидкам не должен был ехать до самого финиша. Погода преподносила сюрпризы в течение всей гонки, и по мокрой трассе мне даже удалось подтянуться к лидерам класса. В команде приняли решение оставить меня на трассе до финиша, а при дозаправке поменяли дождевую резину на слик, так как трасса уже подсыхала. Наверное, это было не самое лучшее решение, так как дождь пошёл с новой силой и пилотировать стало очень трудно. Тем не менее удалось не только привезти автомобиль на подиум, но и получить бесценный опыт управления автомобилем в самых разных условиях на разной резине. Так что главную задачу — получение опыта — считаю даже перевыполненной, ведь я находился в гонке почти что два часа.
Весь 2015 год Александр посвятил выступлениям в Volkswagen Golf Cup. В монокубке он провёл шесть гонок. Последние две, которые прошли в Чехии и Польше, можно считать самыми удачными. За них пилот набрал 52 очка в личную копилку — это много. Предыдущие четыре принесли ему 58 очков. По итогам года Артемьев оказался 19-м из 22 выступающих. Не лучший результат в карьере, но и конкуренция в Кубке очень жёсткая.
Второго полноценного сезона в Volkswagen Golf Cup не случилось. Серия радикально изменила концепцию, и условия выступления там стали не такими приятными. Вместо аренды машины организаторы предлагали купить её.
Вместо этого Александр сосредоточился на тестах и редких выступлениях в более престижной кольцевой серии — ETCC (FIA European Touring Car Cup). Там он гонял на Seat Leon, подготовленном по правилам TCR.
Высшим результатом за непродолжительную карьеру в ETCC для Артемьева стало второе место в венгерском этапе в 2017 году. Пилот мог бы записать в свою копилку ещё и победу в квалификации, но из-за технической путаницы результат казахстанца, который привёз лидеру 0.4 секунды, аннулировали.
Гонка звёзд «За рулём»
Гонка звёзд «За рулём» — событие особенное. Эти соревнования проводятся лишь один раз в год и принять в них участие можно только по приглашению. В числе пилотов легенды российского кольца. Среди них не один раз оказывался и Александр Артемьев. Впервые ездил в Гонке звёзд он в 2013 году. Тогда казахстанцу не удалось добраться до финиша — в одном из заездов на ипподроме лопнуло колесо.
Следующая попытка забрать себе уникальный кубок случилась в 2017-м. Гонщик добрался до самого финала, но подняться на пьедестал не получилось — финишировал четвёртым.
Лучшим выступлением на данный момент стала гонка в 2018 году. Она прошла в минувшем июле на трассе Moscow Raceway. По словам Артемьева, погода менялась от поворота к повороту, и это было очень эмоционально. За рулём подготовленного хэтча Kia Rio казахстанец взял второе место.
С этим подиумом профессиональные выступления Александра Артемьева в кольцевых автогонках пока завершены. Пилот ищет возможности выступать и дальше, но конкретными планами на сезон 2019 года пока не делился. Надо полагать, что главная мечта у Александра осталась прежней — выйти на старт этапа мирового туринга. Пожелаем ему в этом удачи!
Молодец, удачи тебе. У нас много ребят кто чувствует трассу, но нет развития автоспорта в целом. А жаль. Может если бы учили ребят со школы в различных картинг клубах, было бы меньше «стрирейсеровв» и просто чудаков на дорогах. Все таки спорт дисциплинирует и дает бесценные навыки вождения, которые не купишь как права.
У нас бы были популярны гонки на народных — Prado-Camry)))
Саша удачи в поиске заинтересованных лиц на 2019 год и дальнейших побед -ты единственный кто пробился своими силами из наших
Удачи, и пора уже переезжать в Россию, там больше возможностей для самореализации.