Александр Артемьев в 24-часовой гонке в Дубае: топ-5 класса и… клин мотора

Александр Артемьев в 24-часовой гонке в Дубае: топ-5 класса и… клин мотора

Второй суточный марафон на Porsche 911 для казахстанского автоспортсмена мог закончиться призовым подиумом.

В январе 2022 года казахстанский кольцевик Александр Артемьев дебютировал в гонке Hankook 24H Dubai за рулём заднеприводного Porsche 911 GT3 Cup. Это был первый опыт пилотирования столь серьёзной техники для Артемьева. До этого он провёл немало времени в переднеприводных болидах класса TCR, к примеру, и других машинах попроще. Тот этап закончился для нашего гонщика пятой позицией в классе и появлением большой любви к кольцевым Porsche.

Никаких сомнений, что Александр вновь сядет за руль боевого «911-го», не было. Оставался лишь вопрос, как скоро это случится. Мы предполагали, что пилот, вероятно, не пропустит следующий марафон в Дубае, но, как оказалось, планы у Артемьева были несколько иными, ведь ему удалось проехать не только суточную гонку, но и попробовать свои силы в финале немецкого Кубка Porsсhe.

Porsche Sports Cup Germany

Что же такое Porsche Sports Cup? Это локальная гоночная моносерия для автомобилей Porsche. В зависимости от класса гоняются там либо на автомобилях категории GT4, либо на специальных кубковых модификациях «911-го», который зовётся GT3 Cup. Для последних предназначена ещё и спринтовая серия Sprint Challenge, состоящая из нескольких коротких гонок в одни выходные.

Финальный этап Sprint Challenge немецкого кубка проходил на знаменитом «Хоккенхаймринге» и собрал на стартовой линии 35 пилотов. Среди них был и Александр Артемьев, ехавший за команду MRS GT-Racing.

Александр Артемьев в 24-часовой гонке в Дубае: топ-5 класса и… клин мотора

Со стороны может показаться, что выступление в местечковой серии после серьёзного международного марафона — это шаг назад. Однако нужно понимать, что Кубок Porsche в Германии очень серьёзное соревнование. Гоняют там как любители, так и профессионалы, и борьба за позиции на трассе разворачивается нешуточная. Для понимания: в первой гонке финала гонщики, занявшие места с 6-го по 20-е, уместились в 20 с небольшим секундах. Так что Sprint Challenge — отличное место для того, чтобы набираться опыта общения с боевым Porsche.

По итогу этапа Александр не попал даже в двадцатку, но результатом оказался доволен.

Сложно описать словами ту атмосферу, которая царила эти три незабываемых дня. Тренировки, гонки, разбор телеметрии, видео и люди вокруг тебя, которые разделяют твою страсть! Изначально мне показалось, что трасса несложная. Но, как оказалось, она имеет очень много нюансов, и в случае, если ты ездишь в ливень, в слабый дождик и солнечную сухую погоду в течение одного дня или даже порой одной сессии, нужно быть предельно точным в пилотировании, так как расплата за ошибку велика. Тому доказательство — огромное количество аварий даже у тех, для кого это трасса домашняя, — пишет Александр Артемьев.

Подготовка

В отличие от профессиональных пилотов, которые проводят за рулём приличное количество времени, Артемьев выезжает на трек в лучшем случае пару раз в год. В перерывах между гонками поддерживать боевую форму помогает симулятор и физические нагрузки.

Помимо необходимой работы над мышцами в зале Александр практикует чередование длинных пробежек и практики на игровом симуляторе. Это не только развивает выносливость организма, но и помогает привыкнуть концентрироваться на гонке при повышенном пульсе.

Александр Артемьев в 24-часовой гонке в Дубае: топ-5 класса и… клин мотора

Ещё в прошлом году после марафона Александр говорил, что своей физической формой доволен, так что к новой 24-часовой гонке готовился так же, однако этап преподнёс неожиданный сюрприз. В коллективе решили, что Артемьев и топ-пилот экипажа, полупрофи Нико Вердонк, поедут не обычные сессии, которые длятся от 1 часа 35 минут до 1 часа 45 минут, а более длинные, двухчасовые. Вроде бы дополнительные 15–25 минут, а разница в самочувствии колоссальная: теряется концентрация, сильнее забиваются руки, а после выхода из машины тело сводят судороги. По словам Александра, с таким состоянием в автогонках он столкнулся впервые, но, как оказалось, его случай не уникальный — дабл-стинт подкосил даже опытного Вердонка.

Первые проблемы

Если в 2022 году Артемьев рисковал пропустить Hankook 24H Dubai из-за январских событий в Казахстане, то в 2023-м гонка для нашего пилота могла не состояться из-за логистических проблем у команды — болид Александра застрял где-то в пути.

Как известно, гоночный уик-энд обычно начинается ещё в середине недели с первых практик и тестов, после чего в пятницу пилоты квалифицируются, а в субботу начинается сам марафон. Porsche 911 GT3 Cup, на котором предстояло ехать экипажу Артемьева, состоящему из упомянутого Вердонка, Рафаэля Валлины, Родриго Гиллиона и кыргызстанца Андрея Солуковцева, прибыл на трек только поздней ночью в четверг. Это значит, что гонщики не смогли качественно попрактиковаться, а механикам предстояло в экстренном темпе обслуживать болид, включая превентивную замену сцепления и коробки передач.

Александр Артемьев в 24-часовой гонке в Дубае: топ-5 класса и… клин мотора

Собственно, спешный ночной ремонт вылез боком уже в квалификации. Появились проблемы с коробкой, а точнее с одним из её электроприводов. Неполадка некритичная, но поиск неисправности и её «лечение» заняли время, из-за чего экипажу пришлось пропустить одну из сессий. Это и несколько ошибок в пилотировании в дальнейшем привели к тому, что хорошую стартовую позицию команде получить не удалось. В целом ситуация не страшная, в суточной гонке важна стабильность и надёжность, но к последней, как мы видим, уже появились вопросы.

Гонка

В плане пилотажа суточный марафон 2023-го дался Александру легче, чем годом ранее. Пилота не так сильно беспокоили ночные сессии, и к песку на трассе, не оставляющему права на ошибку с траекторией, он, похоже, привык. Да и темп гонщика заметно подрос. По словам Артемьева, в некоторых моментах он вплотную приближается к уровню серьёзных пилотов, причём об этом говорит не только время круга, но и ряд показаний телеметрии вроде точек и интенсивности торможения, а также точность в работе с педалью акселератора.

Однако 24 часовой марафон — это не спринт, где ключевую роль играют качества пилота. В суточных гонках важна каждая мелочь, ведь крест на усилиях экипажа может поставить одно неверное движение, причём как на трассе, так и на пит-лейне при смене гонщика. И как раз на рутинной замене экипаж Porsche 911 GT3 Cup с 989-м бортовым номером чуть было не прокололся.

Конец гоночной смены — это не просто въезд на пит-лейн и выход из машины. Процесс представляет собой длинную цепочку действий, которые, помимо всего прочего, помогают подготовить автомобиль для следующего гонщика и экономят время. Знать её надо назубок, но усталость порой берёт своё. Бельгийский пилот, сидевший за рулём до Артемьева, оставил «911-й» на третьей передаче вместо первой. Не обрати Александр на это внимание, старт с пит-лейна в полный газ вполне мог спалить сцепление и стоить команде как минимум часа в боксах на его замену. Похожая ситуация с командой приключилась в 2022-м, но тогда гонщик стартанул с третьей после разворота на треке.

Но в итоге точку в гонке поставила именно надёжность машины, по крайней мере так ситуация выглядит сейчас. Незадолго до финиша на Porsche 911 GT3 Cup заклинило двигатель. В финальном протоколе экипаж значится на девятой позиции среди всех кубковых «911-х» и пятым среди любителей.

Что именно стало причиной выхода из строя 4-литровой атмосферной шестёрки — вопрос открытый. Агрегат в автоспорте считается надёжным. По регламенту обслуживать его требуется каждые 100 моточасов, но какой именно накат был у «порше» до 24 часов Дубая, история умалчивает.

Известно, что машину купили с рук. Утверждается, что ранее она принадлежала Йосу Ферстаппену, отцу чемпиона Формулы-1 Макса Ферстаппена. Сколько наездил немолодой гощик, доподлинно неизвестно, но Александру говорили, что «911-й» практически новый. Рынок есть рынок.

Стала поломка следствием какого-то заводского брака, пренебрежения межсервисными интервалами или недосмотра механиков, которые в спешке обслуживали Porsche перед квалификацией, уже не так важно, ведь ни на один из факторов гонщик повлиять не мог. И тут Александр слегка недоумевает: ведь как улучшить себя и свои навыки — понятно, а что делать с такими ситуациями — нет.

Естественно, в технических видах спорта выход из строя мотора — ситуация достаточно привычная. Даже в Формуле-1 такое случается и нередко, но одно дело, когда впереди полный гоночный сезон и есть шанс отыграться, и совсем другое, когда имеется возможность ездить только одну гонку в год.

Александр Артемьев в 24-часовой гонке в Дубае: топ-5 класса и… клин мотора

Тем не менее бросать гонки Александр Артемьев точно не намерен. Так что мы вновь увидим его за рулём кольцевой техники, но будет это новый суточный марафон или отдельные спринты в европейских сериях, пока не ясно. Что ж, будем ждать!

А кто победил-то?

В абсолюте победителями Hankook 24H Dubai стал экипаж номер 7 команды Team WRT, выступающий на новенькой BMW M4 GT3. За 24 часа гоночная эмка с экипажем из профессионалов в лице Йенса Клингманна и Дриса Вантора, двух полупрофи и одного любителя намотала по 5.39-километровому автодрому 621 круг. Вторая строчка досталась Porsche 911 GT3 R с 91-м бортовым номером коллектива Herberth Motorsport. Автомобилем управляли Ральф Бон, Даниэль Аллеман, а также Роберт и Альфред Ренауэры. Ну а замкнул тройку призёров ещё один BMW M4 GT3 Team WRT с 46-м номером. Кстати, эти цифры на кузове BMW оказались неспроста. В составе многонационального экипажа выступал легендарный мотогонщик Валентино Росси.

Комментариев: 6

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.