1212-articles-main-1416545829

KZRC’14: «Степные волки» выявили чемпиона страны

16 ноября вся мировая автоспортивная общественность следила за ходом Wales Rally GB, а казахстанская ещё и за событиями на ралли «Степные волки-2014», ведь обе гонки являются заключительными этапами WRC и KZRC соответственно. И если в мировом первенстве интриги уже не осталось, то в казахстанской серии выявлялся чемпион текущего года.

16 ноября вся мировая автоспортивная общественность следила за ходом Wales Rally GB, а казахстанская ещё и за событиями на ралли «Степные волки-2014», ведь обе гонки являются заключительными этапами WRC и KZRC соответственно. И если в мировом первенстве интриги уже не осталось, то в казахстанской серии выявлялся чемпион текущего года.

Позволю чуток польстить отечественному автоспорту и скажу, что наша гонка была на порядок интереснее британской, где доминирующий и уже двукратный чемп Ожье в очередной раз всех разгромил, в чём мы и не сомневались. И вот другое дело — финальный, шестой по счёту этап в нашей стране. Страсти, борьба, нервный подсчёт очков, прогнозы, тактика… Как нам кажется, всё это в головах спортсменов было. Иначе как? Последний шанс у Антона Ли и Олега Балюка, чтобы выйти в чемпионы. К тому же в программе ралли были ночные допы, которые сложны в навигации, да ещё и Пётр Бородин выехал прокатиться с явным намёком выиграть и этим спутать все карты Антону и Балюку.

Как рушились надежды

Не буду тянуть резину и скажу сразу: «Петя — красавец!» Кочегарил на всех парах и выиграл эту гонку. Хотя на расположение в первой тройке итоговой классификации никак не повлиял, потому что Евгений Сапогов финишировал на второй строчке, Антон Ли приехал третьим, а Балюк и вовсе не финишировал.

Пётр Бородин, как всегда, был крут. Пилотаж — просто заглядение. Жаль, что его выступление мы наблюдаем пока редко

Экипаж на красочном «эволюшене» начали преследовать неудачи с самого начала — пропали тормоза уже на первом допе… Благо что сразу после него был сервис, но это была не единственная проблема. Следом развалился задний редуктор, сделав машину переднеприводной на целых шесть спецучастков! Перед ночными допами узел заменили, правда, попутно словив временной штраф, ещё больше увеличив отставание — более девяти минут от Бородина по итогам первого дня. Другими словами, победа Антону могла явиться лишь в виде чуда в воскресенье. Кстати, после того как Lancer получил обратно свои законные 4WD, автомобиль поехал на все 150 % и, начиная с ночной секции, Антон принялся штамповать победы. Эх, так бы с самого старта!

Антон Ли столкнулся с неприятностями уже на первом СУ — пробило тормозной шланг, жидкость из которого орошала тормозной диск. А на втором допе накрылся задний редуктор…

Второй кандидат на чемпионство — Олег Балюк — тоже намучался с техникой, а точнее, с двигателем и его мозгами. Банальная замена свечей зажигания вылилась в громадную проблему на СУ-5 — высоковольтные провода в ходе гонки приложились к раскалённому коллектору, оплавилась изоляция, произошло замыкание, вышибло всю электросеть и, самое главное, компьютер двигателя… Который, кстати, не просто отключился, а сгорел. Машина вдобавок заглохла в самый неподходящий момент: на высокой скорости, в повороте. Балюк едва не словил уши… На второй день Олег мог стартовать только по супералли.

Вот так из-за неудач в первый день шанс на чемпионство и уплыл из рук соперников Евгения Сапогова, которому оставалось без помарок финишировать. Нельзя сказать, что Сапогов при этом «ехал на дачу». Несмотря на выгодное положение, экипаж ни капли не сдавался и навязывал борьбу молодёжному дуэту Бородин/Чепрасов. Сложно представить, что было бы, если Антон и Олег сохранили бы свою боеспособность.

Евгений Сапогов имел самое выгодное положение в чемпионате, хотя при этом совсем не расслаблялся: выигрывал на допах, гонялся за Бородиным и, бывало, даже ошибался…

Кстати, обострял всю эту непростую ситуацию в погоне за титулом ещё один участник класса РК-ПРО Андрей Чередников. Он, как и Пётр, на чемпионство не претендовал, но вот его третье место портило и без того сложное положение Ли и Балюка. И сдавать свою позицию рейдовик на «Целике» не собирался.

После неудач Ли и Балюка Андрей Чередников прибрал к рукам вакантное третье место этапа и продолжал его удерживать, пока сам не столкнулся с неприятностями

Антон, конечно, очень быстро сокращал отставание от Чередникова, но тот самоустранился на СУ-12, пробив колесо и разбив переднюю стойку. На подступах к бронзовой награде и с возможностью получить очки в уходящем сезоне Чередников выходит из борьбы.

Антон Ли выиграл 6 допов из пятнадцати, но уж слишком оказалось большим отставание от первых двух участников

Олег Балюк, в свою очередь, так и не смог полноценно проехать во второй день ралли. В сервис после пятой секции его притащили на галстуке. Причина схода опять же связана с вчерашними проблемами — компьютер.

Собственно, вот так прошла последняя битва за чемпионский титул 2014 года. Конечно, финальная борьба могла быть ещё ярче, хотя мы в успешном финише Сапогова как-то не сомневались. Уж слишком хороша в этом году его статистика по всем показателям.

Евгений Сапогов и его штурман Дмитрий Шириня стали чемпионами страны

Личный зачёт после шестого этапа в классе РК-ПРО

Место Гонщик Очки
1 Евгений Сапогов 323
2 Антон Ли 290
3 Олег Балюк 242
4 Пётр Бородин 117
5 Александр Фоменко 99
6 Павел Фоменко 56
7 Ярослав Листопадний 44
8 Марат Абыкаев 10
9 Андрей Малов 9
10 Виталий Гарштя 1

Гонка за вице-чемпионом

Другая баталия пыталась завязаться за звание вице-чемпиона в моноприводном классе РК-11. Как мы и говорили ранее, чемпион года уже определился — им досрочно стал Дмитрий Плясов, а вот кто по итогам года будет вторым, тут ещё можно было ставки ставить. У Владимира Тарабанько был серьёзный отрыв от Олега Данильченко по количеству очков, но только вот экипажей с приводом на одну ось собралось девять, и в случае победы или хотя бы второго места Олег мог пополнить свою копилку немаленьким количеством очков. Их бы хватило на завоевание второго места по итогам года.

Дмитрий Плясов оформил титул чемпиона в классе РК-11 ещё на «Чарыне», но на «Степных волках» всё-таки стартовал

Небывалый «Чарын»

Краткий обзор пятого этапа чемпионата Казахстана по ралли

Задача Данильченко решилась довольно скоро: Тарабанько сломался уже на третьем СУ, а стартовав на следующий день по супералли, имел добрую порцию штрафного времени и опять же выбыл из борьбы в самом начале. Дорога к титулу вице-чемпиона свободна. Оставалось финишировать с хорошим результатом.

«Калина» Владимира Тарабанько на протяжении всего сезона регулярно выкидывала всякие фокусы. Подвела машина и в решающей гонке. Дважды…

Но в этом классе, как и в старшем РК-ПРО, были участники, которые, что называется, мешались. Даулет Оразалиев, к примеру. Этот товарищ имеет привычку ломать машину, может и кувыркнуться, но если ничего из этого не происходит, то Даулет идёт к победе. И выигрыш на «Степных волках» для него как задел на будущий год, гол престижа, что ли. Вот и в этот раз уже после третьей секции он выбрался на лидирующую позицию и держался за неё до СУ-12. Выиграть эту гонку Даулету не мешал даже Дмитрий Плясов, с ним ралли «Степные волки» попрощались ещё на СУ-5. Но помимо главного соперника есть ещё и техника, и опять эта трансмиссия… Другими словами, Оразалиев, верно шедший ко второй победе в сезоне, снова остаётся не у дел.

Если бы канал сохранился в том составе, что был в начале, то помимо Плясова, Оразалиева и Тарабанько ещё один пилот мог подпортить Данильченко картинку — Владимир Бородин. Вице-президент ФАМС уже давно не гоняет, однако разок в году выбирается размяться. Но у Бородина-старшего также был сход по технике в первый день, вернувшись в гонку с солидным грузом штрафного времени, он уже никак не препятствовал Данильченко.

Личный зачёт после шестого этапа в классе РК-11

Место Гонщик Очки
1 Дмитрий Плясов 318
2 Олег Данильченко 257
3 Владимир Тарабанько 206
4 Александр Громов 120
5 Дамир Нурпеисов 90
6 Яна Пелениченко 78
7 Даулет Оразалиев 77
8 Владимир Бородин 72
9 Евгений Шевченко 57
10 Василий Тарабанько 46
11 Геннадий Павлов 35

К слову, финишный створ в классе пересекли только эти два экипажа — Олег как победитель ралли «Степные волки-2014» в классе и, соответственно, уже стопроцентный вице-чемпион РК-11 и Владимир Бородин как серебряный призёр. А с остальными случился большой казус.

Олег Данильченко выиграл «Степные волки-2014», что позволило ему заработать недостающие очки для звания вице-чемпиона

Собственно, сам казус

Увы, прямо на наших глазах целых пять экипажей нарушили маршрут ралли в одном и том же месте на четвёртом допе. Кто-то изначально записал поворот неправильно, часть просто промазали по стенограмме… Уж больно хитрое место оказалось для навигации. К сожалению, судьи были беспристрастны и исключили эти экипажи из гонки. В их числе Я. Пелениченко/Н. Филатов, К. Шагиров/А. Мороз, В. Гарштя/В. Марченко, В. Тарабанько/ Г. Черкесов (экипаж под управлением известного каскадёра к тому же развернулся на допе и поехал против шерсти) и южане А. Громов/Р. Ансатбаев.

Рейдовик Канат Шагиров дебютировал в классике. Увы, пока без успеха. Ещё ранее, до этого момента, что-то хрустнуло в коробке «Калины», экипаж нарушил маршрут СУ-4

Что странно, некоторых исключенцев мы все видели на второй день в бою — Пелениченко, Гарштя и Громова. Сарыагашский гонщик, правда, еле ехал — прослушивались проблемы с двигателем, а потом на СУ-12 мы видели, как он застрял в пашне, которая шла параллельно СУ. В общем, из тех, кто до конца проехал гонку, но результаты которых не были засчитаны, стали Пелениченко и Гарштя.

Деталей спора с судьями мы не знаем, но после «Степных волков» Яна Пелениченко в соцсетях сообщила, что на будущий год в чемпионате выступать не будет

А вообще «Степные волки-2014» стали гонкой с самой скверной статистикой — в итоговом протоколе всего пять экипажей. Бронзовый комплект медалек в классе РК-11 так никому и не достался. Такого случая мы не припомним.

Итоговые результаты

Место Экипаж Автомобиль Время/Отставание
1 Пётр Бородин/Роман Чепрасов Subaru Impreza WRX STI 1:59:02
2 Евгений Сапогов/Дмитрий Шириня Subaru Impreza WRX STI + 0:03:45
3 Антон Ли/Павел Крутских Mitsubishi Lancer Evo IX + 0:08:50
4 Олег Данильченко/Татьяна Кудрявцева LADA 2112 + 0:30:09
5 Владимир Бородин/Иван Шевыряев ВАЗ-2108 + 0:39:17

Победители спецучастков

Номер Название Дистанция Победитель
Суббота, 15 ноября
СУ-1 «Караой» 13.12 км Евгений Сапогов
СУ-2 MobilEx 9.56 км Пётр Бородин
СУ-3 «Кумозек» 30.26 км Евгений Сапогов
СУ-4 «Гравийка» 10.9 км Пётр Бородин
СУ-5 «Жаманкум» 10.19 км Евгений Сапогов
СУ-6 «Мойынкум» 30.26 км Пётр Бородин
СУ-7 «Озёрный» 9.54 км Пётр Бородин
СУ-8 «Ночной» 8.64 км Антон Ли
СУ-9 «Песчаный» 10.78 км Антон Ли
Воскресенье, 16 ноября
СУ-10 «Канал-1» 10.78 км Антон Ли
СУ-11 Yokohama-1 8.65 км Антон Ли
СУ-12 «Бозжал-1» 13.1 км Антон Ли
СУ-13 «Канал-2» 10.78 км Антон Ли
СУ-14 Yokohama-2 8.65 км Пётр Бородин
СУ-15 «Бозжал-2» 13.1 км Пётр Бородин

Кто, где побеждал в этом году

Ралли Место проведения/покрытие Победитель РК-ПРО Победитель РК-11
«Астана-2014» г. Астана и Акмолинская область/снежно-ледовое А. Ли/П. Крутских Д. Нурпеисов/Д. Аксёнов
«Сапсан-2014» Алматинская область, Куртинское вдхр./грунтовое Е. Сапогов/Д. Шириня Д. Плясов/Д. Мацунов
«Сарыагаш-2014» ЮКО, г. Сарыагаш/грунтовое Е. Сапогов/Д. Шириня Д. Оразалиев/Д. Боровиков
«Рудный Алтай-2014» ВКО, г. Усть-Каменогорск/асфальтовое Е. Сапогов/Д. Шириня Д. Плясов/Д. Мацунов
«Чарын-2014» Алматинская область, с. Чунжа/грунтовое Е. Сапогов/Д. Шириня Д. Плясов/Д. Мацунов
«Степные волки-2014» Алматинская область, с. Караой/грунтовое П. Бородин/Р. Чепрасов О. Данильченко/Т. Кудрявцева