1710-articles-650433

Итоги: главные события уходящего 2015 года

Редакция Kolesa.kz вспоминает, какие новости и происшествия удивили читателей и оказали серьёзное влияние на жизнь автомобилистов.

Редакция Kolesa.kz вспоминает, какие новости и происшествия удивили читателей и оказали серьёзное влияние на жизнь автомобилистов.

1. Массовый ввоз автомобилей из России.

Едва ли не каждый автомобилист в конце 2014 — начале 2015 года думал о покупке автомобиля в России, уж слишком были заманчивые цены в соседней стране. Начало года прошло под знаком перегона машин из РФ, и уже в январе количество ввезённых новых авто сравнялось с официальными продажами, а количество свежепригнанных б/у машин увеличилось в разы. В дальнейшем ввоз авто в России постепенно сошёл на нет, но «белый» рынок до сих пор не оправился от удара.

2. Поправки в закон «О дорожном движении».

Ещё одно событие, которым было отмечено начало уходящего года, — это вступление в силу нового закона «О дорожном движении». Данная редакция закона, увы, содержала целый ряд откровенно сырых пунктов, которые вызвали немало дискуссий. К чести чиновников пункт, запрещающий остановку и стоянку в местах, не обозначенных специальным знаком (то есть практически везде), был исключён из закона. Немало проблем создал некоторым водителям полезный в целом пункт об обязательном использовании детских кресел и других удерживающих устройств при перевозке детей. Не у всех они были, ажиотаж привёл к дефициту, чем какое-то время пользовались полицейские. А уж какие глупости предписывали делать велосипедистам, и вспоминать не хочется. Хотя справедливости ради стоит добавить, что появилось немало полезных моментов: отмена техосмотра для новых авто, необходимость всегда ездить с включёнными фарами, а также отмена доверенностей.

3. Льготное автокредитование.

Программа, запущенная Банком развития Казахстана в начале мая, пришлась как нельзя кстати. Порядка 4 000 казахстанцев приобрели в кредит новые автомобили, да и отечественные сборочные заводы получили важную на фоне общего спада продаж помощь. Программа действительно была актуальная: под минимальный процент можно было купить около 40 моделей восьми марок. Не забыли также и про бизнесменов. Банк развития Казахстана обещал выделить ещё 10 млрд тенге на госпрограмму, а также увеличить лимит стоимости авто. Правда, пока дополнительного транша до сих пор не выделено.

4. Массовые аварии с трамваями в Алматы.

Первое происшествие случилось в южной столице 21 сентября: несущийся под горку неуправляемый вагон смял несколько машин, стоящих перед светофором. В ДТП серьёзно пострадали два водителя, а само происшествие вызвало широкий резонанс. Меньше чем через месяц ещё один завал с участием трамвая произошёл на улице Макатаева. Жертв удалось избежать и в этом случае, однако чаша терпения переполнилась — трамвайное депо закрыли, перестало функционировать и известное в Алматы трамвай-кафе.

5. Увеличение стоимости первичной регистрации.

Увеличение стоимости регистрации — это одна из мер, которой власти пытаются помочь отечественному автопрому, компенсировав снижение таможенных ставок после вхождения в ВТО. Если пошлина на машины в возрасте от года до трёх увеличилась до 50 МРП (это 99 100 тенге в 2015 году), то за машины старше трёх лет придётся заплатить почти миллион тенге. О свежепригнанных б/у грузовиках и автобусах даже писать страшно. Однако пострадали и официальные дилеры, и даже сами отечественные автозаводы. Не успев продать машины 2015 года выпуска, дилер, скорее всего, будет вынужден делать скидку в размере регистрационной пошлины в 2016 году. Но обиднее всего тем, кто собирался пригнать электромобиль (в Казахстане ни один официально не продаётся). Мало того что придётся уплатить немаленькую регистрационную пошлину, так ещё и период беспошлинного ввоза подходит к концу и пока ещё не продлён.

6. Появление выделенных полос в Алматы и Астане.

15 июня 2015 года в южной столице начала функционировать выделенная полоса для общественного транспорта. Спецполоса появилась на всём протяжении проспекта Абая, а штраф за выезд, движение или парковку на ней в неправильном месте — от 5 до 10 МРП. Новшество увеличило эффективность автобусов и троллейбусов (правда, только на Абая), однако серьёзно усложнило жизнь автомобилистам. Далеко не все понимали, как теперь надо ездить по Абая. Но идея с передачей приоритета общественному транспорту так понравилась властям города, что вскоре выделенные полосы появились и в Астане, добавились новые в Алматы.

7. Начало работы радаров «Крис-П».

Передвижные радары «Крис-П» появились на улицах Алматы ещё прошлой зимой, но камеры работали в тестовом режиме. К весне тестирование было завершено, и на охоту в южной столице вышли 10 мобильных комплексов. Эффективность радаров превзошла все ожидания, затраты на их покупку окупились за несколько дней — за три месяца «Крисы» зафиксировали более 100 000 нарушений, а сумма штрафов составила 2.5 млрд тенге

8. Систематическое повышение цен на топливо.

В начале 2015 года цены на бензин и дизельное топливо неизменно радовали казахстанцев. 109 тенге за литр 92-го в начале года, 105 тг/л в конце января, и, наконец, в начале февраля Минэнерго установило предельную стоимость Аи-92 на уровне 99 тенге за литр. На этом хорошие новости закончились. Несмотря на то что цена на нефть неизменно падала, топливо в Казахстане с этого момента только росло в цене. В начале осени цены были отпущены в свободное плавание, следом за тенге, в итоге стоимость самого ходового бензина дошла до 130 тг/л. Некоторые эксперты прогнозировали повышение стоимости литра до 220 тенге, но этого, к счастью, пока не случилось.

9. Водительские права нового образца.

Для большинства водителей появление прав нового образца прошло незамеченным, но для тех, кто только собирается получить водительское удостоверение или открыть новые категории в существующем, изменилось многое. Так, сдать экзамен стало возможно на автомобиле с автоматической трансмиссией, а для управления скутерами и мопедами теперь необходимо открывать подкатегорию А1. Тем же, кто просто меняет права по истечении срока действия, будет добавлена и соответствующая подкатегория.

10. «Звёзды» You Tube на отечественных дорогах.

Среди множества ситуаций, снятых на видео, особняком стоят скандалы, устроенные женщинами за рулём. Сценарий во всех случаях идентичен: полицейский останавливает машину за нарушение, женщина-водитель не признаёт свою вину и начинает грубить, угрожать и применять силу. Первой прославилась «кинозвезда» из Текели, сумевшая на какое-то время склонить зрителей на свою сторону. Правда, довольно скоро видео с полицейского регистратора показало, как всё было на самом деле. В конечном итоге женщина отделалась только штрафом. Как знать, не стало ли такое безобидное наказание причиной того, что и в Алматы произошёл подобный инцидент.