• Автомобили
  • Недвижимость
  • Товары и услуги

Как мы в степи первого казахстанского космонавта искали

Автор: Евгений Каримов // Фото: Евгений Каримов

Встреча очередной команды с международной космической станции состоялась 12 сентября 2015 года. На это событие, прошедшее в глубинке казахстанской степи, мы съездили на подготовленных внедорожниках Toyota.

«Найти упавшую звезду» — так называлась экспедиция, посвящённая космонавтам, вернувшимся на землю с орбитальной международной космической станции. Отрадно, что в составе экспедиции был первый космонавт Республики Казахстан Айдын Аимбетов. Мне повезло принять участие в этой увлекательной поездке, растянувшейся на несколько дней.

День первый

Выезд из Алматы запланировали на раннее утро 10 сентября, часов эдак на пять. Но пока то-сё, как всегда, стартовали уже на рассвете. Благо, что до утренних пробок успели покинуть наш город.

Toyota Fortuner, принявшая участие в экспедиции, выпущена на сборочном заводе в городе Костанай

За день нам предстояло доехать до города Жезказгана. Навигатор услужливо показал четыре варианта пути, отличающихся длиной. Наименьший, по которому до финиша ехать всего 1 000 км, отвергли сразу. Как известно, самые увлекательные путешествия начинаются после слов «Я знаю короткую дорогу». Увы, у нас время ограничено, на приключения его нет. Потому забраковали и самый длинный вариант — через Караганду (по нему ехать почти полторы тысячи километров). Дорога известная, за исключением нескольких участков с хорошим покрытием. Но лишние 300 км при нехватке времени сыграли ключевую роль.

В степи дороги есть — укатанные грунтовые. Но не всегда получается ехать по ним, иногда удобнее вот так — по прямой

Из оставшихся двух вариантов остановились на том, что чуть длиннее, — 1 200 км, зато также знаком не понаслышке. Согласно навигатору, надо доехать до села Аксу-Аюлы, в котором повернуть налево на дорогу, ведущую к селу Жарык, и оттуда выйти на трассу Караганда — Жезказган.

Планы осилить столь немалое расстояние оказались реальными, тем более экспедиция наша достаточно компактная, только две машины, а не десяток.

В пути не произошло никаких эксцессов. Тихо-мирно, не напрягаясь, доехали к полуночи до бывшего областного центра, где и остановились на ночлег.

На чём едем

Для участия в поездке к месту приземления космонавтов компания «ARB Казахстан» подготовила два автомобиля: Toyota Fortuner и Toyota HiLux. Несмотря на то что обе машины используют одну базу, по сути, они разные: первая — обычный внедорожник с пятидверным кузовом, а вторая — популярный во всём мире пикап. Кстати, Fortuner, что участвовал в экспедиции, был уже казахстанского производства. Вмешательство специалистов из ARB отличалось для каждой машины. Если на отечественном внедорожнике заменили только подвеску — амортизаторы и пружины, то на соплатформенном пикапе кроме этого были установлены силовые бамперы, лебёдка, более зубастые шины и межколёсные блокируемые дифференциалы с пневмоприводом.

 
 

Кроме нас, на встречу экипажа приехали члены внедорожного клуба «Пятый элемент», которые были нашими гидами

День второй

С утра было свободное время, поэтому хорошо отдохнули после вчерашней дороги. В обед мы должны встретиться с основной колонной машин. Представители внедорожного клуба «Пятый элемент», которые являлись организаторами экспедиции и нашими гидами, также всю ночь добирались до Жезказгана из Костаная. Ехали они долго, потому что некоторые участки проходили не по дорогам общего пользования, а, по их словам, напрямую, по азимуту. Но это можно было позволить, т. к. до посадки спускаемого аппарата запас времени был почти двое суток.

Если кто не понял — это тоже дорога!

На выезде из Жезказгана сформировалась колонна уже более чем из десяти автомобилей. И вся эта вереница двинулась на восток, чтобы на 130-м километре автодороги Жезказган — Караганда свернуть с трассы и через село Жыланды углубиться в казахстанскую степь. По степи в общей сумме мы проехали 408 км. Расстояние вроде бы и невелико, но стоит учесть: это степь. Именно в степи выдалась возможность оценить работу подвески австралийской компании.

Такыры — единственные места, где можно было остановиться, осмотреть машины, снять с глушителей сухую траву, чтобы не было пожара. Ровная твёрдая поверхность и отсутствие пыли позволяли делать это только там

Незаметный тюнинг

Toyota Fortuner с пружинами и амортизаторами OldMan Emu изменила своё поведение на дороге. Модернизированный вариант стал чуть мягче — трясёт меньше. При этом ходовая часть получила отменную энергоёмкость. За 3 000 км, что были пройдены во время экспедиции, подвеску удалось пробить до отбойников лишь дважды, и оба раза это происходило, когда на скорости под 100 км/ч влетали в глубокую яму. Со всеми остальными неровностями амортизаторы и пружины справлялась на ура и всегда позволяли ехать очень быстро. Даже по степи, когда двигались не по укатанной колее, а по азимуту. Одно «но» — за такой комплект пружин и амортизаторов надо выложить более 350 тысяч тенге.


В степи колонна растянулась примерно на три километра. Дистанция между машинами составляла порой несколько сот метров. А что делать, если идущая впереди машина поднимала за собой такой столб пыли, что не то что видимость пропадала, дышать становилось нечем, несмотря на включённый режим рециркуляции. Новый Fortuner имел небольшой пробег и ещё сохранил герметичность салона — внутри пыль не досаждала, но видимость оставалась нулевой. Вот и приходилось отставать от впередиидущей машины на большое расстояние. Нам просто не повезло с погодой — был штиль, явление в степях Центрального Казахстана очень редкое. Поэтому поднятую пыль ветер не сдувал в сторону.

Широка степь, дорог много, куда ехать, даже с навигатором не всегда понятно. Приходилось уточнять дорогу у водителей таких автопоездов

Обе наши машины после тюнинга в ARB могли по степи ехать быстро, но, увы, далеко не все машины экспедиции поддерживали заданный темп. Общая скорость колонны оказалась невысокой: частые остановки, то в поисках нужного направления, то в ожидании, когда подтянутся остальные машины, привели к тому, что на место базового лагеря мы прибыли в полной темноте незадолго до полуночи.

День третий

Раннее утро 12 сентября, третьего дня нашей космической экспедиции, оказалось напряжённым не только для нас, людей, но и для машин. Под утро низкие облака затянули небо от горизонта до горизонта. Куда выдвигаться, непонятно. Рядом с лагерем выстроились в колонну, стали ждать появления спускаемого аппарата.


Космическая тема


Встреча Аимбетова стала уже четвёртой экспедицией, связанной с космосом, и в которой участвовала наша редакция.

Cпасательные трёхмостовые вездеходы ЗиЛ-5901 могут не только ездить, но и плавать

Айдын Аимбетов

Первый в истории независимого Казахстана космонавт Айдын Аимбетов полетел на МКС на корабле «Союз ТМА-18М» в экипаже с Сергеем Волковым и Андреасом Могенсеном. Запуск был произведён 2 сентября 2015 года в 10 часов 37 минут времени Астаны на космодроме Байконур со стартового комплекса площадки № 1, который называется «Гагаринский старт». Возвращение на землю Аимбетова и Могенсена состоялось 12 сентября 2015 года на космическом корабле «Союз ТМА-16М», командиром которого был российский космонавт Геннадий Падалка, находившийся на МКС с 27 марта 2015 года. Полёт Аимбетова продолжительностью 9 суток 20 часов 13 минут 51 секунду обошёлся нашему государству примерно в 4.5 млрд тенге. Однако порядок оплаты ещё не определён, равно как и сроки.


Во время космического полёта Аимбетов провёл эксперимент «Дастархан-6», в результате которого были съедены казахские и национальные блюда других народов: айран, иримшик (твёрдый сыр из овечьего молока), курт, сухое кобылье молоко, суп харчо, печенье и мясо по-казахски. Эксперимент прошёл успешно, хотя, по сообщению Аимбетова из космоса через Твиттер, не хватало сорпы. Помимо этого наш космонавт провёл несколько научных программ, которые своими названиями мало о чём говорят нам, землянам (за исключением одной под названием «Релаксация»), а также провёл мониторинг земли в местах экологических катастроф.

Совсем недавно, 14 октября 2015 года, Айдыну Аимбетову присуждена высшая награда Казахстана — «Халық қаһарманы» («Народный герой»)

Примерно в 6:35 были пойманы сигналы радиомаяка спускаемого аппарата, называемого СА, и ещё минут через пять в эфире раздались голоса космонавтов, которые докладывали, что у них всё просто замечательно. В это время СА уже вошёл в плотные слои атмосферы и начал интенсивное торможение. Кстати, точка входа СА в атмосферу находится где-то над горами Кавказа! Оттуда он, плавно теряя высоту, долетает до места приземления в 200 км от Жезказгана.

МИ-8 — второй по массовости вертолёт в мире, неприхотливый, надёжный. Именно он принимает участие в таких мероприятиях

Примерно в 6:41 услышали громкий хлопок, похожий на выстрел артиллерийской установки. Это раскрылся парашют, о чём не преминул доложить командир корабля Геннадий Падалка.

В ясный день купол парашюта виден на высоте более 15 км. Но нам не повезло — СА вынырнул из-под облаков очень низко, поэтому на момент приземления мы не успели

Мы всё это время стояли не двигаясь. У нас продолжающийся со вчерашнего дня штиль, в то время как над облаками дует сильный ветер. Ждём, когда станет ясно и где приземлится СА. Ждать пришлось недолго. Примерно в 6:48 парашют со спускаемым аппаратом выплыл из-под облаков. Мы поняли, что немного не угадали с точкой приземления. Всего-то 4 километра! Но какая началась гонка! Никогда не приходилось в степи ехать по азимуту на скорости 120 км/ч. Тут-то и проявились все преимущества подвески ARB. Только благодаря ей наши две машины сумели вырваться далеко вперёд и приехать на место посадки в числе первых.

Ограждённый сектор, куда доступ запрещён, «вертушка» и наши машины на заднем плане. Ближе подъезжать не разрешили

В 6:51 спускаемый аппарат благополучно приземлился. Мы опоздали всего на минуту, поэтому снять столь величественный момент удара о землю не удалось. К тому времени когда мы подъехали к импровизированной стоянке, СА обнесли заградительными лентами, к месту действа стянулась военно-спасательная техника, в т. ч. вертолёты, а медики уже осматривали командира корабля Геннадия Падалку. Следом за ним спускаемую капсулу покинул наш космонавт Айдын Аимбетов. Тут же состоялась трогательная сцена встречи отца, вернувшегося из космоса, со своим сыном Амиром, который приехал на место приземления. Пока медики осматривали первых двух космонавтов, спасатели извлекли из СА третьего члена — Андреаса Могенсена.


Пока все заняты космонавтами, специалисты разных служб извлекают из СА документацию и результаты экспериментов, проведённых в космосе

Ну куда ж без ручного труда!

После невесомости и из-за сильных перегрузок во время приземления, а они возникают и при входе в атмосферу, и при срабатывании парашютной системы, первое время космонавты не в состоянии ходить сами. Лишь после интенсивной реабилитации в полевом мобильном госпитале к ним возвращается способность стоять на ногах.

Наступила завершающая стадия. Космонавтов доставили в Астану, МЧС вместе с работниками Роскосмоса увезли капсулу.

Ближе к обеду участники экспедиции начали разъезжаться. Первыми покинули степь вертолёты

Уже в полдень степь опустела и приняла свой первозданный вид. Спасатели чуть ли не пропылесосили весь участок, на котором разворачивались события последних нескольких часов. Поехали обратно и мы. Разумеется, не в Алматы, а в другую точку обширного пространства, чтобы разбить очередной лагерь и отметить успешное завершение экспедиции.

Берег небольшой речки Сарысу стал местом последнего ночлега

Завершающий день

Времени хватает, поэтому настала пора покататься на пикапе Toyota Hilux, о котором представители «ARB Казахстан» только и говорили, что рядом с ним Fortuner — мальчик для битья. Что ж, проверим.

В отличие от Fortuner, четырёхдверный «Хайлакс» претерпел более значительные изменения как в ходовке, так и снаружи. Защиту двигателя от воды и пыли обеспечивает шноркель, по обеим сторонам висят силовые подножки. Вместо штатных бамперов установлены силовые, в передний врезана лебёдка и дополнительные фары. Ещё одна пара фар установлена на сам бампер. В передний и задний редукторы внедрены принудительные блокировки межколёсных дифференциалов. Снизу предусмотрена силовая защита всех агрегатов, кроме заднего моста. И подвеска другая. На пикапе родные амортизаторы заменили регулируемыми OldMan Emu BP-51. Это новый продукт компании ARB. Амортизаторы регулируемые. Задние могут менять ходы сжатия и отбоя, а передние — ещё и высоту. На дисках универсальные шины BF Goodrich All Terrain.

С таким набором изменений возможности пикапа становятся нереальными. После поездки на «Форчунере» не стало каким-либо откровением то, что можно нестись по степи на скорости далеко за 100 км/ч. Но то, что на пикапе можно преодолеть глубокую колею под любым углом и на той же скорости, стало своего рода шоком. Я, разумеется, ожидал ощутимого удара. А Hilux лишь плавно покачался, как катер на волнах — вот и все последствия езды поперёк колеи. Просто фантастика! Правда, подвеска дорогая — комплект на пикап стоит без малого миллион тенге, если считать по нынешнему курсу.

Вывесить Fortuner

Дорога домой, как правило, самая короткая. Единственную большую остановку сделали на горном массиве Бектау-Ата, куда заехали с целью испытать машины на кручах да попробовать вывесить Fortuner по диагонали, чтобы определить ходы подвески. В степи, увы, подходящих буераков не нашли. Как говорится, попытка не пытка. И так заезжали, и так. Ну не отрываются колёса от земли — ходы подвески огромные. Не солоно хлебавши поехали дальше. Домой.


Четырёхдневная экспедиция «Найди упавшую звезду» завершилась успехом. Посадка спускаемого аппарата произошла вовремя, в заданном районе, без каких-либо эксцессов. Автомобили тоже не подвели. «Тойоты» проще и менее интересны, чем «лэнд роверы», на которых мы катались в похожие трипы не один раз, но вот с надёжностью всё иначе. Ну а подвеска ARB просто покорила — настолько сильно она меняет возможности автомобиля. Кстати, как стало известно, 14 октября 2015 года указом главы государства Нурсултана Назарбаева космонавту Айдыну Аимбетову присвоено звание «Халық қаһарманы» («Народный герой»). Ну что же, поздравляем!




По категориям Популярные статьи