Автомобиль комплектуется двумя обычными ключами. Один из них открывает замки дверей (тот, что полностью металлический), другой, с пластиковой ручкой, включает зажигание.
В ходе теста один из нас высказал интересную мысль: надо всех новичков-водителей после того, как они получат права, сажать за руль «жигулей», и пусть они покатаются пару лет. Только после этого таких водителей можно пересаживать за руль автомобилей. Да-да, именно так — автомобилей, ведь на фоне современных иномарок «жигули» можно назвать самовозкой, телегой, ведром, в конце концов, но только не автомобилем. Всё так плохо? Да нет, я просто пошутил. На самом деле всё ещё хуже!
«Сегодня с главного конвейера гиганта советской индустрии Волжского автомобильного завода имени
Сидеть в машине неудобно. Сиденья непонятной формы совершенно не удерживают тело — на виражах соскальзываешь с них. Да и посадка за рулём, мягко говоря, далека даже от оптимальной. Педальный узел слишком сдвинут назад по отношению к рулю. Сделаешь так, чтобы рукам было удобно держать руль, — ноги некуда девать. Настроишь так, чтобы на педали давить было удобно, — руль далеко, тянуться приходится. И, кстати, не только до руля, но и до рычага КПП тоже, включить
Но не только эргономические просчёты мешают удобно устроиться за рулём. Регулировать сиденье современным водителям непривычно. Вновь прибывшему участнику теста я даже задал задачку:
— А ну-ка наклони спинку сиденья.
После некоторых мучений он спросил:
— А спинка вообще наклоняется?
Да. Наклоняется. Для этого ту рукоятку, что расположена под сиденьем слева, надо тянуть вверх, а не крутить! И после уже подгонять нужный угол спинки, давя на неё спиной или рукой.
После некоторого времени экзекуции над сиденьем получилось-таки устроиться за рулём относительно удобно. Впрочем, жизнь от этого не наполнилась яркими цветами. Душно. Пытаюсь открыть окно, но с удивлением обнаруживаю отсутствие привычного «весла» на двери. Вот те и на! Отломили? Ха, в принципе нормальное явление — пластмассовые ручки стеклоподъёмников в «жигулях» постоянно ломались. Но в таком случае где дырка от него? И тут я в ступоре — да неужели? Нет, в это трудно поверить — данная «четвёрка» оснащена (барабанная дробь!) электрическими стеклоподъёмниками! Правда, сделано это было не в заводских условиях, а руками владельца. Поэтому и расположены кнопки совсем неудачно: по центру «бороды» рядом с часами, хотя не думаю, что у заводчан получилось бы сделать это лучше. На ощупь клавиши найти трудно. Заметить сразу тоже не получается, т. к. в тёмном месте на чёрном фоне чёрные кнопки просто теряются. Да и рычаг КПП, когда находится в положении
Но больше, как это ни странно, придраться не к чему. Руль расположен очень удобно (слева, напротив водителя), и не возникает никакого желания поднять его или опустить. Впрочем, даже если бы это желание и возникло, оно бы не было удовлетворено — руль ведь не регулируется. Заметил, кстати, что приборы на щитке читаются хорошо. Очень информативны тахометр и спидометр. Вы будете удивлены, но «семёрочный» щиток (к слову, на ВАЗ 2104 щиток и вся панель приборов без изменений перекочевали с ВАЗ 2107) по части информативности можно ставить в пример чуть ли не всем иномаркам. Другое дело правдивость показаний. И если к данным, выдаваемым тахометром, претензий не возникло, то спидометр повеселил. Именно такой надо ставить любителям уличных гонок. На данной «четвёрке» спидометр завышает показания примерно на 20 %. Специально сравнили скорость по GPS с той, которую показывал спидометр. Если на спидометре 80 км/ч, на экране GPS красуется всего 64 км/ч. Жаль, а ведь как красиво получалось — только начал движение, а уже почти 100 км/ч. На участке длиной 402 м ВАЗ 2104 успевал к финишу набрать почти 120 км/ч! Не каждой иномарке с V6 под капотом это удаётся. Теперь я начинаю верить тем водителям «жигулей», которые заявляют, что из своих машин выжимают чуть ли не 200 км/ч.
Но даже если отбросить «правдивость» спидометра, не скажу, что динамика «четвёрки» плохая. На самом деле мотор неплохо крутится, легко набирает обороты почти до 6 000 в минуту. И разгоняется машина довольно бодро. Даже неожидаемо бодро. Но двигатель нетяговитый. Чтобы он нормально тянул, его надо раскручивать — стараться держать обороты не ниже 2 500. Только тогда нажатие на педаль газа вызывает отклик машины. В то же время и держать высокие обороты нет особой необходимости. Пятая передача работает хорошо уже с 70 км/ч. Для архаичного мотора это неплохой показатель.
Но нормальному передвижению по дорогам мешают некоторые особенности, например обзорность. Через боковые зеркала ничего не видно — ориентироваться по ним очень тяжело. На этом автомобиле, кстати, стоят зеркала от турецкого Fiat Tofas, но по обзорности они такие же, как и родные вазовские, разве что выглядят лучше. Спасает положение сферическое зеркало заднего вида внутри салона, которое наложено поверх стандартного. Но оно, во-первых, искажает расстояние, во-вторых, помогает только при отсутствии задних пассажиров.
По современным меркам у «четвёрки» плохая управляемость. Точнее, не плохая, а избыточная. На поворотах сорвать машину в занос — плёвое дело. Курсовая устойчивость слабая: на скорости больше 80 км/ч «четвёрка» начинает «плыть» по полосе. Немного раздражает присутствующий в рулевом управлении люфт.
А вот подвеска порадовала. Пусть она и делает машину валкой, зато какая комфортная, мягкая и энергоёмкая! На ура отрабатывает как асфальтные неровности, так и грунтовку. Никаких нареканий к плавности хода.
Однако не скажу, что в ВАЗ 2104 ехать комфортно. Помимо кривой эргономики и неудобных сидений (которые в дальней дороге напомнят о себе болью в спине) насладиться ездой мешает очень высокий уровень шума. Двигатель слышен в салоне всегда. А при оборотах выше 4 000 в минуту его рёв становится даже невыносимым. Вдобавок при скорости 70 км/ч начинает шуметь ещё и встречный воздух.
Подытожим
Сегодня «четвёрка» действительно многими воспринимается не иначе как тележка с мотором. Но на самом деле это всё-таки автомобиль. И, к слову, достаточно универсальный: багажник присутствует, клиренс хороший, подвеска не понаслышке знает, что такое наши дороги, мотор тянет и на радость всеядный, колёса крутятся, сиденья в наличии ну и т. д. Даже часы есть, и они тикают. Для региональных реалий «четвёрка» по сей день одна из самых оптимальных, разве что с электронным впрыском разобраться «на коленке» уже не выйдет — придётся-таки ехать на компьютерную диагностику. И, конечно же, главное — это автомобиль за очень небольшие деньги.
Понравилось:
- энергоёмкая подвеска
- простота конструкции
- низкая цена
Не понравилось:
- низкая надёжность
- отсутствие современного комфорта
- очень высокий уровень шума
- плохая управляемость
- отсутствие систем активной и пассивной безопасности
Не для семьи, а для дела
Взгляд со стороны
Павел Ким
Личный автомобиль Nissan Patrol.
Поклонник автомобилей для активного образа жизни.
Помню, как в детстве подолгу разглядывал этот автомобиль на картинках. А когда родители подарили мне «пятёрку» в масштабе 1:43, я приделал к ней надстройку из картона, имитируя ВАЗ 2104. Помню, как постепенно машина превращалась из мечты дачника в рабочий инструмент коммерсантов: на «четвёрке» привозили молоко, приезжали сварщики. А сейчас это авто зачислено в ретро (один из выпусков журнала «Автолегенды СССР» посвящён именно ВАЗ 2104), но и при этом пользуется неизменной популярностью.
Неудивительно, ведь цены на вполне живые экземпляры начинаются с $3 000. Где ещё найти автомобиль с большим багажником, достаточно комфортабельной и, главное, всеядной подвеской, а также с очень низкой стоимостью эксплуатации? По большому счёту, дешевизна — это главное и чуть ли не единственное преимущество ВАЗ 2104. Запчастей валом, а цены на зависть всем, даже владельцам старых Volkswagen.
Экономия экономией, но других плюсов я не нашёл. Более того, до начала теста я относился к «четвёрке» с трепетом и уважением (ещё бы, ведь много лет назад это были самые интересные мне «жигули»), а оказавшись за рулём, я испытал шок. Продавленное сиденье, посадка враскоряку и стремящийся остаться в руке набалдашник КПП. На ходу мелко подрагивают стрелки приборов, не иначе как от страха. Страшно и мне, страшно закладывать виражи на подламывающихся колёсах, страшно, что не получится вовремя затормозить: либо газ нечаянно прижмёшь, либо коврик носком зацепишь. Нет, возить на такой машине людей нельзя, а вот грузы в самый раз.
При пользовании большим багажником постоянно утыкаешься в грязный бампер, зато груза туда влезет немало, и ворсистые стенки не боишься запачкать. Их просто нет. Над багажником есть полочка, дребезжащая при езде. Зато дорогие инструменты не привлекут внимания воров. А как летом возить кого-то на продавленном заднем сиденье? На такое сел и как будто в шубу завернулся — жара.
Сейчас ВАЗ 2104 — это рабочий инструмент и инструмент крайне выгодный. Окупаемость. Вот она причина того, что на улицах полно разваливающихся «газелей», архаичных пазиков на пригородных маршрутах и жутких китайских грузовиков. «Четвёрка» из этой же стаи. Купи такую машину для бизнеса, и она окупится через год-полтора. Возьми для дачных разъездов, и она лет 15 прослужит в хозяйстве.
P.S. Открыв и закрыв несколько раз двери, я искренне обрадовался, что в нашем дворе уже никто не ездит на российских авто. Приехал кто-то на такой машине поздно ночью, закрыл дверь — и полдома проснулось от громкого хлопка.
История и эволюция
История ВАЗ 2104 началась почти полвека назад. В 1966 году итальянский FIAT 124, заслуживший титул «Автомобиль года» в Европе, стал прародителем всех советских, а после и российских «жигулей». Первенцем был седан ВАЗ 2101, потом универсал 2102 и так далее. И в 1984 году появился универсал ВАЗ 2104, сменивший на конвейере ВАЗ 2102. Внешность «четвёрки», конечно, была более современной, чем у предшественника, но даже в те годы она уже была устаревшей — платформа ведь осталась практически неизменённой. Без особых изменений ВАЗ 2104 (к слову, он являлся модификацией седана ВАЗ 2105) выпускался на АВТОВАЗе до 2003 года. После производство было передано на завод ИжАвто в Ижевске, где раньше собирали Иж 412 и его модификации. Выпуск «четвёрки» продолжается и по сей день (сборка в 2009 году была приостановлена на время из-за финансовых трудностей, в 2010 году вновь возобновлена), разве что объёмы серьёзно сократились.
Кстати, кроме заводов АВТОВАЗ и ИжАвто «четвёрку» также собирали в Сызрани, Луцке (на заводе ЛуАЗ) и даже в Египте.
О безопасности
Краш-тест «четвёрки» никто не делал. Редакция журнала «Авторевю» в 2001 году разбила по методике EuroNCAP ближайшего родственника — «семёрку» (или LADA 2107 в современной интерпретации). И результаты неутешительны — ВАЗ 2107 не набрал ни одного балла. В случае лобового столкновения люди в салоне могут получить тяжелейшие травмы, несовместимые с жизнью. По всей видимости, то же самое можно сказать и про ВАЗ 2104, ведь конструктивно эти автомобили идентичны. Из систем пассивной безопасности в «четвёрке» предусмотрены только инерционные ремни безопасности и травмобезопасный руль.
Одноклассники
Трудно найти конкурента ВАЗ 2104 (средняя цена $4 270) за такие деньги. Среди иномарок, выпущенных после 2000 года, их нет вообще. Поэтому если и смотреть на автомобили, которые можно купить за указанную сумму, то это будут старые «японцы» или «немцы», имеющие за плечами пару десятков лет возраста и несколько сотен тысяч километров пробега. Например, Mazda 626 выпуска
С другой стороны, «четвёрку» нередко покупают в качестве развозного автомобиля. Именно кузов универсал востребован теми, кто занимается перевозками небольших грузов по городу. И тут по рентабельности перевозок ВАЗ 2104 может дать фору иномаркам. Серьёзную конкуренцию ВАЗ 2104 могут составить лишь мелкие грузовички-фургончики Daewoo Labo/Damas. Они выиграют у «жигулей» в грузоподъёмности, но уступят им в комфорте и ездовых параметрах. Что важнее, решает покупатель.
Гамма моторов
За все годы производства на ВАЗ 2104 устанавливали несколько разных моторов объёмом от 1.2 л (68 л.с.) до 1.7 л (78 л.с.), но все они были из одного семейства, от прародителя модели ВАЗ 2101. В советское время наиболее массовыми были модификации с двигателем ВАЗ 2105 объёмом 1.3 л, мощностью 64 л.с. (одним из глобальных отличий этого мотора от других являлось наличие ременного привода ГРМ). После 2000 года больше всего продавалось модификаций с двигателем ВАЗ 2103/2107 объёмом 1.5 л (71 л.с.), кроме них были версии с мотором 1.6 л (74 л.с.), а также вариант с дизелем объёмом 1.5 л (53 л.с.).
Справка покупателю
Простота конструкции могла бы быть козырем «жигулей», но, к сожалению, она оборачивается неважным уровнем надёжности.
Старение кузова происходит быстрыми темпами. Уже после двух-трёх лет эксплуатации в нижней части дверей, в верхней части пятой двери, в колёсных арках и по рамкам стёкол появляется точечная ржавчина.
Надёжность двигателя и срок его службы не соответствуют современным критериям. Редко когда мотор «жигулей» без капитального ремонта служит 200 и более тысяч км. Чаще необходимость ремонта наступает при пробеге примерно 150 тысяч км.
Стартер недолговечный, часто требует замены после пробега 50 тысяч км. Водяной насос служит, как правило, не более 70 тысяч км. Сцепление, устанавливающееся в «жигули», иногда требует замены после пробега 40 тысяч км.
Коробка передач достаточно крепкая и надёжная. Но в трансмиссии есть слабое место — редуктор заднего моста.
Подвеска также не отличается надёжностью. Слабые шаровые опоры, недолговечные амортизаторы — всё это характерно для современных «жигулей». Рулевое управление изнашивается, когда на одометре намотано примерно 100 тысяч км.
Самое обидное, что такой набор болезней обусловлен не конструкцией автомобиля, а качеством устанавливаемых деталей. Прошли те времена, когда заднеприводные ВАЗы годами ездили без ремонта.
Технические характеристики
Автомобиль | |
Марка, модель | ВАЗ 21041 «жигули» |
Комплектация | 1.5i |
Сборка | Россия |
Год выпуска | 2006 |
Кузов | несущий |
Тип | универсал |
Количество мест | 5 |
Двигатель | |
Модель | ВАЗ 2103 |
Тип | бензиновый рядный |
Расположение | спереди продольно |
Система питания | впрыск топлива |
Число цилиндров/клапанов | 4/8 |
Рабочий объём, см куб. | 1 452 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 71 (53)/5 600 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 104/3 400 |
Экологический класс | Евро-2 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 143 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 17 |
Трансмиссия | |
Привод | на задние колёса |
Коробка передач | механическая 5-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | независимая пружинная рычажная |
Задняя | зависимая пружинная |
Тормоза | |
Передние | дисковые |
Задние | барабанные |
Размеры и вес | |
Клиренс, мм | 160 |
Длина/ширина/высота, мм | 4 115/1 620/1 443 |
Колёсная база, мм | 2 425 |
Размерность шин | КАМА-205 175/70R13 |
Снаряжённая масса, кг | 1 020 |
Полная масса, кг | 1 420 |
Грузоподъёмность, кг | 400 |
Объём багажника, л | 345/1 145 |
Расход топлива | |
Городской, л/100 км | 9.8 |
Загородный, л/100 км | 8 |
Смешанный цикл, л/100 км | 9 |
Объём топливного бака, л | 42 |
Комментариев: 0