Toyota RAV4 оснащён системой бесключевого доступа Smart Entry & Push Start — попасть в салон автомобиля можно, не доставая ключа из кармана. Сам ключик выглядит как брелок охранной сигнализации с кнопками блокировки дверей. Заводится двигатель кнопкой, расположенной справа от щитка приборов.
Нынешнее поколение (а пока оно ещё таково, ведь новый RAV не подоспел в Казахстан) не столь броское по дизайну, как предыдущее, не говоря уже про самое первое. Вот то, которое появилось почти 20 лет назад, было очень уж бессмысленно-агрессивным. Второе обрело спокойные формы и солидность. А третья генерация RAV4 слишком усреднённая. На фоне одноклассников ничем особым не выделяется, даже безликая, можно сказать. Именно фразой «ясность, полная жизни» японцы обозначают дизайн этого кроссовера.
Впрочем, это оправдано. Ныне трудно удивить покупателя вычурным обликом. Практичности бы побольше, а остальное может уйти в тень. С практичностью у рафика неплохо: полный привод, просторный салон, багажник вполне такой вместительный. Он по велению моды имеет несколько отсеков под полом для укладки всякой мелочи и другого необходимого в дороге барахлишка. Спинки задних сидений можно сложить как из салона, так и из багажника. Для второго варианта предусмотрены специальные рычажки по обеим сторонам на боковых стенках. Удобно, но тянуть надо сильно — очень уж они тугие, как бы не сломать эту хрупкую пластмассу. Сложившись, спинки образуют ровный пол и пространство для перевозки, к примеру, холодильника.
Отвлекаясь от темы багажника, скажу, что пластик, которым отделан салон, как был, мягко говоря, на троечку, так и остался. Экономят японцы на хорошем материале даже в чуть ли не топовой комплектации. Салон вызывает противоречивые оценки. С одной стороны, всё продумано, на привычном месте, функциональностью не обижен, но формы его и дизайн спорные. Центральная консоль, нависающая над неудобным блоком управления климатом, выглядит некрасиво, даже несмотря на то, что ей попытались придать вид огранённого самоцвета. Её, может быть, украсила бы положенная по штату в данной комплектации (кстати, почти самая полная Sol) аудиосистема с дисплеем диагональю 6.1 дюйма, но на тестируемой машине её нет (хотя, как сказали в автосалоне, систему могут поставить по желанию в течение часа). И в общем получилось, что на руле полный набор кнопок управления музыкой, телефоном, который бы соединился с машиной через Bluetooth, и самим дисплеем, но управлять нечем — вместо интересующей нас системы стоят чёрные пластиковые заглушки. Так что «Жёлтые тюльпаны» послушать не суждено, покатаемся в тишине.
По сегодняшним меркам машина оснащена неплохо, но не более того — современные «корейцы» уже в лёгкую умудряются перещеголять «японцев» в этом смысле. Можно сказать, стандартный набор, которым особо не удивишь, — всякие датчики света и дождя, люк, сиденья с кожаной обивкой… Передние имеют подогрев не только подушки, но и спинки. Очень, кстати, приятная вещь. Особенно заценили её после многочасовой фотосессии на морозе — подогретые кресла быстро разморозили наши окоченевшие тела. От души работает и печка: тепло при −10 мороза полилось из дефлекторов буквально минуты через три после запуска мотора. Но вот управление климатом не совсем продумано. Редкий случай, когда в машине, оснащённой современным климат-контролем, практически невозможно на ощупь настроить под себя погоду в салоне. Необходимые кнопки температуры и интенсивности обдува расположены в кругляшках на «бороде», где и успешно теряются. Алгоритм регулировки длинный: посмотрел, потыкал, дождался ответной реакции системы. Если реакция не удовлетворила, смотришь и тыкаешь ещё раз. Зато сами сиденья отличные. Никаких нареканий ни по комфорту, ни по боковой поддержке.
Вот и перейдём к боковой поддержке. Управляется RAV4… безопасно! Немного портит общую картину электроусилитель руля, который лишает водителя чувства полного контроля над машиной. Однако то, как рафчик выполняет команды водителя, не может не вызывать уважения. Цепко держится за дорогу: хорошо идёт по дуге, не вываливается из поворотов, хотя и сильно кренится при этом. Только делает он это всё банально и скучно. Нет азарта, который был у самого первого RAV. А нужен ли азарт? После последнего рестайлинга, проведённого в 2010 году, Toyota сменила не только облик машины, но и рекламный слоган: вместо оптимистического «Стихия вас не остановит» появился аморфный «Открой город заново». Смена приоритетов? Настрой на спокойный образ жизни? Возможно. Этому как раз и способствует безопасная, прогнозируемая, но скучная управляемость, да и силовой агрегат явно не для гонок.
На нажатие педали газа мотор реагирует с небольшой ленью, как бы спрашивая: вы действительно хотите разогнаться? Да, хотим, но поздно, поезд ушёл. Ну в смысле, что время для обгона безвозвратно упущено. Зато после нажатия кнопки Sport, расположенной слева от руля, RAV преображается. Вариатор постоянно держит мотор в возбуждённом состоянии. на оборотах, близких к значению максимального крутящего момента, двигатель реагирует на действия педалью газа без ощутимых задержек. И что особенно понравилось — вариатор позволяет уверенно тормозить двигателем. А те, кому и этого мало, могут воспользоваться подрулевыми переключателями семи виртуальных передач вариатора.
Но даже и в этом случае динамика не вдохновит на уличные подвиги при обгоне других машин. Да и не сильно-то хочется лишний раз выжимать акселератор, чтобы достичь высоких оборотов: акустический комфорт страдает — уж без магнитолы мы познали, какова звукоизоляция в этом кроссовере. Очень шумная машина! Особенно если ехать со скоростью больше 80 км/ч. На ровной дороге воют шины и слышна трансмиссия, при разгоне ревёт двигатель, а на неровностях «бу-бу» говорит подвеска. Не сохраняет тишину и салон, особенно сзади, в багажнике. Оттуда постоянно слышны какие-то звуки. Но это было бы простительно при другом ценнике. Но тут, увы, комплектация-то дорогая!
Подытожим
RAV4 традиционно хорош. Даже способен передвигаться по несложному бездорожью, чему помогает жёсткая блокировка межосевого дифференциала. Но вряд ли третий рафчик способен самостоятельно забраться на перевал Караарша, куда я загнал в своё время машину первого поколения.
Будет ли концептуально другим следующее, четвёртое, поколение? Мы, конечно, подождём встречи с ним, но предположим, что оно лишь улучшит свои характеристики для города, станет более благородным в салоне и хотя бы на всякий пожарный сохранит межосевую блокировку. Благо встреча с ним состоится очень скоро.
Понравилось:
- приятная работа коробки передач
Вариатор работает хорошо, особо не тормозит. В режиме Sport вообще никаких нареканий. - богатое оснащение
Есть всё. Не хватает лишь магнитолы с дисплеем. Впрочем, всё это устанавливается быстро. - энергоёмкая подвеска
Да, ходовка шумная, машина на ней валкая и в то же время жёсткая. Зато какая энергоёмкая! Удары от наших ям держит, как самурай!
Не понравилось:
- ватное рулевое управление
Пока ещё ни один из встреченных мною электроусилителей не заменил в плане прозрачности гидравлику. И усилитель в RAV4 не стал исключением. - слабая звукоизоляция
Не скажу, что она плохая. Кажется, что её просто нет. - просчёты в эргономике
Казалось бы, всё есть, но словно не продумано. Неудобно пользоваться климатической установкой, и экранчик её спрятан от глаз, складывание задних сидений требует усилий.
Спасибо, пластмасса!
Взгляд со стороны
Павел Ким
Личный автомобиль: передвигается на метро и газовых автобусах
Поклонник автомобилей, которые можно купить без очереди.
Мой дядя часто задаётся вопросом: как же раньше жили без пластмассовых изделий? Как раньше обходились без пластиковых бутылок, пластиковой посуды, пластиковой мебели, бытовой техники в пластиковых корпусах, канцелярских товаров и прочих пластиковых мелочей и деталей? Внятного ответа на этот вопрос он так и не нашёл. Действительно, представить жизнь без пластика сейчас просто невозможно. Пусть он не очень приятен на ощупь, зато удобный, принимает любые формы и недорогой.
Наталкивает на подобные размышления и Toyota RAV4. Третье поколение (да ещё после рестайлинга) уже не отталкивает мужчин-водителей и смотрится вполне симпатично. Двухлитровый мотор в паре с вариатором отлично тянет (ещё бы, пластиковые вещи весят немного) и топлива потребляет в разумных количествах (у меня получилось 11.4 л на 100 км городского пробега). Внутренности тоже подобны набору пластиковой посуды. Тут есть ёмкости на любой размер: вот подстаканники, вот подбутыльник, вот бардачок с забавной клавишей для открывания-закрывания. Не помещается книжка? Так вот же ещё один бардачок, крупнее да вместительнее. Бокс с двойным дном в центральном подлокотнике, ниша в основании центральной панели. А какое шикарное подполье в багажнике! Кстати, здесь есть ещё «гамак», куда можно закинуть пару сумок, дабы они не елозили туда-сюда по просторному багажному отделению. И для полноразмерной запаски место нашлось — её разместили на двери багажника. Всё удобно, легко и понятно.
Но у любой пластмассовой вещи есть свои недостатки. То они в жару деформируются, то на морозе трескаются, а то просто слишком хрупкие или обладают неприятным запахом. Тут уж пластмассовость во вред. Есть обратная сторона и у RAV4. Пластмассовая сущность проявила себя в посредственной шумоизоляции и неуютном салоне — он весь из гулкого твёрдого пластика. Остальные минусы сугубо автомобильные, хотя от этого не легче. Подвеска излишне жёсткая и громкая (хотя и очень энергоёмкая), а педаль газа оказалась и вовсе неадекватной. В обычном режиме педаль вообще никак не реагирует при выжиме на треть её хода, нажатие кнопки Sport отчасти спасает ситуацию, но здесь надо быть начеку, ведь стоит чуть резче прибавить газку, и неприятного рывка не избежать. Две крайности, а золотая середина так и осталась недостижимой.
Хотя чего ещё желать от массового кроссовера? RAV4 удобен, вместителен, неплохо едет по дорогам и даже немножко вне дорог (полный привод и 180-миллиметровый дорожный просвет), а руль не отпугивает абсолютной пустотой. Одним словом, так же универсален, как пластмасса! Вот только она у японцев не самая дешёвая оказалась. За такие деньги я бы поискал что-то с большим содержанием натуральных материалов. Может, Hyundai Santa Fe или Nissan Qashqai, а может, дождался бы появления в Казахстане нового четвёртого Toyota RAV4. Глядишь, там пластмасса окажется не только удобной, но и приятной.
Вехи истории
Самый первый RAV4 появился в 1994 году, вызвав фурор на мировом рынке. Ещё бы, этот автомобиль открыл совершенно новый сегмент рынка — кроссоверов. Первый рафик не имел множества версий и вариантов, как сейчас. Двигатель только один, двухлитровый, но разной мощности: 128 и 165 л.с. Зато кузовов сразу было два: трёх- и пяти-дверный, а чуть позже появился кабриолет на базе короткой версии.
В 2000 году вышел RAV4 второго поколения. Ничем особым машина не отличалась от предшественника, хотя открытой версии уже не было. Базовый двигатель стал мощнее — 150 л.с., к нему также добавились бензиновый мотор объёмом 1.8 л и двухлитровый турбодизель. Второе поколение выпускалось до 2005 года.
Третий рафчик получил новый кузов и другие моторы. Исчезла навсегда трёхдверная модификация, а вместо неё появилась удлинённая на 210 мм версия базового пятидверного кузова.
В 2009 году RAV4 третьего поколения был подвергнут первому рестайлингу. Изменения, правда, были незначительными. А вот при модернизации в 2010 году машина получила новую оптику, решётку радиатора, капот и другие изменения. В ноябре 2012 года миру представлен Toyota RAV4 уже четвёртого поколения.
Одноклассники
Конкуренция у RAV4 большая. Много машин наступает ему на пятки, в первую очередь за счёт цены, особенно корейские кроссоверы, произведённые в нашей стране.
Комплектация
На тесте редакции побывал Toyota RAV4 в комплектации Sol с 2-литровым мотором и вариатором. Автомобиль идёт на 17-дюймовых легкосплавных дисках с системой запуска двигателя кнопкой и двухзонным климат-контролем, с тонированным остеклением, а также с обогревом зеркал и подогревом передних кресел, с круиз-контролем, датчиками света и дождя. Также есть 7 подушек безопасности (седьмая, кстати, коленная) и полный набор систем активной безопасности, хотя список всех систем одинаковый на всех версиях. Отличается Sol от тех, что попроще, в принципе незначительно — обивка из кожи, водительское сиденье с электроприводом и электролюк в крыше.
Гамма двигателей
На нашем рынке Toyota RAV4 продаётся с бензиновыми моторами объёмом 2 (158 л.с.) и 2.4 л (170 л.с.). Для рынка США предусмотрен также V-образный6-цилиндровый двигатель объёмом 3.5 л, мощностью 272 л.с., а в 2008 году добавился ещё один бензиновый мотор объёмом 2.5 л, мощностью 179 л.с. Для европейского рынка более популярны версии с турбодизелем 2.2 л (136 и 177 л.с.).
Дела трансмиссионные
Крутящий момент 4-цилиндрового мотора передаётся на все 4 колеса через вариатор с ручным переключением. Для повышения проходимости по бездорожью предусмотрена блокировка межосевого дифференциала, отключаемая система контроля тяги и система помощи при спуске с горы и подъёме в гору.
О безопасности
По итогам краш-теста, проведённого EuroNCAP несколько лет назад, RAV4 заработал только 4 звезды. Причина тому высокая вероятность получения травм водителем из-за нестабильной работы подушек безопасности. Во время фронтального краш-теста подушки открылись с опозданием из-за потери контакта в цепи вспомогательного датчика удара. По инициативе Toyota был проведён повторный удар автомобиля с уже изменённой проводкой — цепь датчика всё равно оказалась повреждена, но подушки сработали вовремя. Но даже несмотря на это, риск получить травмы водителем и передним пассажиром всё равно был высок.
Toyota не оставила это дело так и стала усовершенствовать машину. По итогам прошлогоднего краш-теста, проведённого институтом контроля безопасности движения на дороге — NHTSA, автомобиль заработал оценку 4.5 балла по пятибалльной шкале. Впрочем, по фронтальному удару оценка всё равно так и осталась 4, хотя риск получения травмы человеком при этом внутри автомобиля составляет не больше 12 %, что заметно ниже, чем в Toyota RAV4 более ранних годов выпуска.
Технические характеристики
Автомобиль | |
Марка, модель | Toyota RAV4 |
Версия | 2.0 Sol |
Сборка | Япония |
Год выпуска | 2012 |
Кузов | несущий |
Тип | кроссовер |
Количество дверей | 5 |
Количество мест | 5 |
Двигатель | |
Модель | 3ZR-FAE |
Тип | бензиновый рядный |
Расположение | спереди поперечно |
Система питания | многоточечный впрыск |
Число цилиндров/клапанов | 4/16 |
Рабочий объём, см куб. | 1 987 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 158(116)/6 200 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 198/4 000 |
Экологический класс | Евро-4 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 185 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 11 |
Трансмиссия | |
Привод | постоянный полный привод |
Коробка передач | бесступенчатый вариатор |
Подвеска | |
Передняя | независимая пружинная типа McPherson |
Задняя | независимая пружинная многорычажная |
Тормоза | |
Передние | дисковые вентилируемые |
Задние | дисковые |
Размеры и вес | |
Клиренс, мм | 180 |
Длина/ширина/высота, мм | 4 445/1 815/1 685 |
Колёсная база, мм | 2 560 |
Размерность шин | 225/65 R17 |
Снаряжённая масса, кг | 1 570 |
Полная масса, кг | 2 070 |
Объём багажника, мин./макс., л | 586-1 469 |
Грузоподъёмность, кг | 500 |
Расход топлива | |
Городской, л/100 км | 9.5 |
Смешанный цикл, л/100 км | 7.5 |
Загородный, л/100 км | 6.4 |
Объём топливного бака, л | 60 |