В качестве ключа в Toyota Land Cruiser 200 выступает брелок, который связан с системой доступа к автомобилю. Эта система позволяет открыть дверь машины и завести двигатель, не вынимая ключ из кармана. В торце брелока сидит металлическое жало обычного ключа, который поможет отпереть автомобиль в случае разрядки аккумулятора или батарейки в самом брелоке.
Два дня подряд мы мучили рестайлинговый Toyota Land Cruiser 200 на бескрайних просторах Мангистауской области. Знатно мучили, но одолеть не смогли. Зато поняли: можно смело посмеяться над теми, кто будет заявлять, что «двухсотка» давно превратилась в паркетник.
Что нового?
Машина обновлена, но в глаза это не бросается. Надо иметь действительно намётанный взгляд, чтобы понять, что установлены другие противотуманные фары, передний бампер, изменена решётка радиатора, а также заметить, что корпуса боковых зеркал заднего вида получили светодиодные повторители указателей поворотов. Оптика, кстати, тоже изменилась. Причём передние фары не просто изменились, а получили ксенон на ближний и дальний свет. Ну и так далее, по мелочи.
В салоне также появились новшества. Перед тем как их перечислить, напомню, что мы тестируем богатую комплектацию VX, где есть всё! Итак, между колодцами, в которых размещены тахометр и спидометр, пристроился многофункциональный дисплей. Да и сам щиток приборов стал совершенно другим. На центральной консоли добавилось хрома, который заметно облагородил интерьер. Внутреннее пространство осталось без изменений: как и ранее, тут очень просторно и передние сиденья по-прежнему аморфные — им явно не хватает боковой поддержки. Зато теперь кресла регулируются по 8 направлениям. Руль также имеет все необходимые регулировки, причём с электроприводом. Устроиться удобно за рулём несложно, но небольшие промахи в эргономике сохранились без изменений. Например, вслепую дотянуться до кнопок управления стеклоподъёмниками получается не всегда — рука упирается в огромную дверную ручку. Ещё в отличие от предыдущей версии кнопка включения межосевой блокировки перенесена влево от рулевой колонки. При этом рукоятка, включающая пониженный ряд в трансмиссии, осталась на прежнем месте.
Есть и другие нововведения по салону, не видимые сразу: в багажнике появилась розетка на 220 В и вот какая-то кнопочка. Что это? Ого, в VX отныне задняя дверь открывается и закрывается с помощью электропривода. Но в остальном внутри это всё тот же уже знакомый нам LC 200.
Впрочем, довольно осматривать внутренние достопримечательности. Пора и в путь. Ведь в дороге предстоит не только посмотреть на красоты Мангышлака, но и оценить новый двигатель и автомат. Пару слов о них. Эти агрегаты не разработаны с нуля, а позаимствованы у Lexus GX460 и немного доработаны — ведь «двухсотка», как ни крути, а потяжелее будет. Поэтому и мощность двигателя увеличена до 309 л.с. против 301 л.с., которыми располагал Lexus.
Мыс песчаный
Дороги в Актау неплохие. Асфальт ровный. Встречаются, конечно, выбоины, но очень редко. Однако за пределами города идиллия заканчивается. Качество дорог ещё хуже, чем у нас в области. Дорога на юг, к песчаным дюнам, не отличается наличием качественного покрытия. Местами ровные участки асфальта чередуются с более протяжёнными участками дороги «умри, подвеска». Самое время оценить работу ходовой части обновлённого «крузака» в казахстанских реалиях. Оценил — ничего нового не заметил: подвеска всё так же отлично демпфирует совершенно всё, что попадает под колёса. А вот при езде по песку на «крузаке», обутом, кстати, в шипованную Hakkapeliitta 7, стоит соблюдать лишь одно правило: не переборщить с газом, иначе тяжёлый внедорожник с очень мощным двигателем зароется в момент. Но плавная игра педалью газа позволяет штурмовать барханы в любом направлении, что у нас и получилось.
В течение двух дней нам предстояло посетить несколько природных объектов Мангистауской области. Это не только песчаные барханы, но и меловые каньоны, гигантский разлом в земле и, конечно же, само побережье Каспийского моря. Кстати, о нём. Если быть строгим, то Каспий — это озеро. Большое, даже гигантское, но озеро. Морем его называют в основном за размеры. Так ещё бы, более 1 000 км в длину и местами свыше 400 км в ширину — по площади Каспий превосходит многие настоящие моря. А в чём отличие между морем и озером? Оно одно и существенное: если естественный водоём имеет прямой выход в мировой океан — это море; любая замкнутая акватория, неважно какого размера, — озеро. Каспий не имеет прямого выхода в мировой океан, поэтому это озеро.
Мангышлак
Я продолжу отвлечённый от главной темы рассказ о том, куда занесла меня нелёгкая.
Полуостров Мангышлак, или, как он называется сейчас, Мангистау. О его существовании знают все жители нашей страны, да и немало людей в других странах. Ещё бы, основные нефтяные месторождения находятся тут. Многие считают, что природа полуострова пустынна и однообразна, и глубоко заблуждаются. Действительно, пустыни там есть, небольшие песчаные равнины, но большая часть полуострова представляет собой степи с глубокими каньонами. Именно они создают Тупкараганское плато.
Наше знакомство с плато началось с поездки по степи. Дорог множество, и что характерно для нашей (впрочем, и не только для нашей) страны, полевые укатанные направления более ровные, чем асфальтированные трассы. По степи можно смело ехать на скорости за 100 км/ч без риска оставить там подвеску. Как корабль, плавно покачиваясь на длинноходной подвеске, Toyota Land Cruiser везёт меня с коллегами к первой природной достопримечательности — каньону Мангистау. Небольшой, но глубокий каньон состоит из белого, как снег, мела. В его отвесных стенах ветер и вода сделали огромные гроты и небольшие пещеры. Обликом каньон напоминает достопримечательность алматинской области — Долину замков, только что цветовая палитра другая.
Но это был небольшой малоприметный каньон. Рядом расположены другие, более грандиозные и известные. Но нам не туда, нам надо попасть в место, называемое Упавшая земля.
Упавшая земля
Пожалуй, самое уникальное место на всём Мангышлаке. Едем по ровной, как стол, степи в сторону берега Каспия. Вдали, на небольшом холме, виден маяк — наш ориентир. В машине хорошо — кондиционер и режим рециркуляции воздуха ограждают меня и пассажира от пыли, стоящей столбом от идущих впереди машин. И вдруг плато обрывается! Впереди зияет огромная пропасть. Почти идеальный полукруг диаметром примерно 3 км со стенами высотой до 100 м, на дне которого творится невообразимый каменный хаос. Одна из гипотез объясняет это тем, что мощная известняковая плита, составляющая основу плато, провалилась вниз. А вот что внизу, неизвестно. Возможно, там огромные карстовые пустоты. Этот гигантский провал, называемый Жыгылган (буквальный перевод — «упавшая земля»), нестатичен. По краям обрыва растут новые трещины — скоро очередные пласты упадут в преисподнюю.
На дне среди разбросанных гигантских плит, по словам местных жителей, есть палеонтологические сокровища. На некоторых из плит сохранились следы давно вымерших животных — трёхпалых предков лошади (гиппарионов) и саблезубых кошек (махайродов). Есть в провале и следы обитания древних людей — сохранились развалины крепости, а также петроглифы.
Естественно, на этом красоты плато не заканчиваются. Есть там огромное количество памятников древней архитектуры и, конечно же, красивый морской берег. Вот к нему мы и едем.
Toyota Land Cruiser 200
Степные дороги ровные и не требуют от автомобиля и водителя каких-либо особых способностей. Однако на нашем пути были и такие участки, где приходилось мобилизовывать все трансмиссионные возможности, т. е. блокировать межосевой дифференциал и пользоваться пониженным рядом. На пониженной передаче на колёса передаётся такой могучий крутящий момент, что стояночный тормоз не способен удержать автомобиль на месте. Тяга великолепна — можно ехать на любой подъём, лишь бы шипованная шина сдюжила и не зарылась. Камни размером с баскетбольный мяч «крузак» переезжает легко, более мелкие пропускает под собой, даже не замечая. В оврагах нет опасения, что чиркнешь бамперами: геометрические параметры неплохи, кроме длинной базы. Один из внедорожников пришлось снимать с небольшой кочки — на ней Land Cruiser живописно повис на брюхе.
Поразила энергоёмкость подвески. Дороги в степи ровные, но поперечные колеи или просто промоины нет-нет да попадаются. В некоторые из них, увы, я влетал. Но подвеска гасила все дефекты покрытия настолько уверенно, что порой вселяла чувство вседозволенности. Так длилось до тех пор, пока я чуть не положил машину на крышу. Мигом эйфория улетучилась, с небес вернулся на землю и поехал далее спокойно. Ронять технику стоимостью более 100 тысяч совсем не условных единиц мне не очень хотелось.
На некоторых участках по рации ведущие колонны передавали: «Включите пониженную передачу». А зачем? Мощный мотор с отменной тягой во всём диапазоне оборотов и на прямой передаче в раздатке позволяет легко штурмовать что подъёмы, что вязкий грунт. Пониженная передача нужна, пожалуй, только совсем уж в тяжёлых условиях, например при штурме подъёма крутизной градусов тридцать. Может быть, поэтому очень многие владельцы этого автомобиля даже не представляют себе, зачем им нужен переключатель справа от руля и что он делает. Ведь бездорожье далеко не то место, где Land Cruiser 200 может показать все свои способности. Стихия этого автомобиля — дороги. По ним машина не едет, а плывёт. Динамика впечатляет — можно быстро разгоняться с любой скорости. Даже со скорости 120 км/ч разгон до 150 км/ч длится считанные секунды.
Однако не скажу, что ехать на высокой скорости совсем уж комфортно. И дело не в том, что уровень шума от шипованной резины слишком высок и мешает порой разговаривать, а в том, что слишком мягкая подвеска не даёт уверенности на поворотах. Сильные крены сочетаются с избыточной поворачиваемостью. Это и стало причиной опасной ситуации, о которой я говорил выше, — машина встала боком поперёк дороги и чуть не кувыркнулась на бок. При всех возможностях безопасная скорость на «крузаке» не выше 120-130 км/ч.
Подытожим
И без того хороший автомобиль стал ещё лучше. И, несмотря на свой цивилизованный вид, Land Cruiser по-прежнему остаётся полноценным внедорожником, на котором можно смело ехать в далёкие края и преодолевать буераки с уровнем комфорта, не доступным некоторым обычным легковым машинам.
Понравилось:
- хорошая шумоизоляция
- отличная динамика
- солидный внедорожный потенциал
Не понравилось:
- слишком мягкая подвеска
- небольшой запас хода на полном баке (примерно на 400-450 км)
Гамма моторов
Для TLC 200 предлагается три двигателя: бензиновые объёмом 4 и 4.6 л, а также дизель объёмом 4.5 л. Четырёхлитровый двигатель — шестицилиндровый V-образный, а два других — V-образные «восьмёрки». Самый большой мотор агрегатируется только с шестиступенчатым автоматом, а два других могут быть как с механикой, так и с АКПП. Для некоторых рынков предлагается ещё один двигатель — V-образная «восьмёрка» объёмом 5.7 л. Аналогичный двигатель устанавливается также на Lexus LX 570.
Дела трансмиссионные
Toyota Land Cruiser 200 имеет постоянный привод на все колёса с блокируемым межосевым дифференциалом. Межколёсные дифференциалы свободные. В раздаточной коробке есть пониженный ряд. Кроме чисто механической части есть и богатое электронное обеспечение, помогающее на бездорожье.
Автомобиль оснащён системой помощи при поворотах на бездорожье (Turn Assist), интегрированной с модернизированной системой поддержания постоянной скорости на бездорожье с 5 фиксированными скоростями (Crawl Control).
Когда переключатель привода находится в положении L4 и скорость автомобиля не превышает 25 км/ч, система Crawl Control может использоваться самостоятельно или в сочетании с селектором выбора режима работы систем помощи при движении по бездорожью (Multi-terrain Select), помогая водителю очень медленно двигаться по склону вверх или вниз, а также освобождать застрявший автомобиль без использования педалей.
К системе Crawl Control была добавлена независимо управляемая система Turn Assist, которая позволяет водителю выполнять крутые повороты. Turn Assist работает на скоростях ниже 10 км/ч и реагирует на движения рулём, притормаживая заднее колесо со стороны, в которую выполняется поворот. Торможение колеса автоматически усиливается с увеличением угла поворота, что приводит к сокращению радиуса.
Технические характеристики
Автомобиль | |
Марка, модель | Toyota Land Cruiser 200 |
Версия | VX |
Производство | Япония |
Год выпуска | 2012 |
Кузов | рамный |
Тип | внедорожник |
Число мест | 7 |
Двигатель | |
Модель | 1UR-FE |
Тип | бензиновый V-образный |
Расположение | спереди продольно |
Система питания | электронная система впрыска |
Число цилиндров/клапанов | 6/24 |
Рабочий объём, см куб. | 4 608 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 309 (227)/5 500 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 439/3 400 |
Экологический класс | Евро-4 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 205 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 8.6 |
Трансмиссия | |
Привод | постоянный полный привод |
Коробка передач | автоматическая 6-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | независимая пружинная |
Задняя | зависимая пружинная |
Тормоза | |
Передние | дисковые вентилируемые |
Задние | дисковые вентилируемые |
Размеры и вес | |
Клиренс, мм | 225 |
Длина/ширина/высота, мм | 4 950/1 970/1 950 |
Колёсная база, мм | 2 850 |
Размерность шин | 285/60 R18 |
Снаряжённая масса, кг | 2 585 |
Полная масса, кг | 3 350 |
Грузоподъёмность, кг | 765 |
Расход топлива | |
Смешанный цикл, л/100 км | 13.6 |
Объём топливного бака, л | 93 |