Ключ традиционен для Lexus — брелок с тремя кнопками отпирания, запирания дверей и отдельная кнопка открывания багажника. В недрах ключа спрятано жало традиционного ключа. Кстати, личинка традиционного замка находится под водительской ручкой — японцы этим особенно гордятся. В комплектации Luxury стандартным оснащением является доступ Smart Entry — брелок не нужно доставать из кармана ни для разблокировки замков, ни для запуска двигателя.
Тесты нового Lexus NX проходили в окрестностях Вены неслучайно. Австрия славится высоким уровнем жизни, богатой историей и прогрессивным мышлением. Не без казусов, конечно, вспомнить хотя бы «Евровидение», но для презентации недешёвого компакт-кроссовера место подобрано идеально.
Мы уже встречались с NX на Московском автосалоне, чуток его пощупали, но ездить не ездили. В Вену для тестов привезли единственно доступную на сегодня модификацию — NX 300h в полноприводном исполнении, но в двух вариантах оснащения: Luxury и F SPORT, ведь именно с гибрида стартуют продажи самого маленького кроссовера Lexus. Первой мне досталась машина в комплектации Luxury. За F SPORT я сяду чуть позже.
Моей спутницей в поездке по Австрии была весёлая Айгерим, представитель казахстанского офиса Toyota Motor. С ней мы и стартовали осенним утром первого тестового дня. Двигаясь к просторам австрийских автобанов, мы проезжаем Вену, попутно наслаждаясь её потрясающими видами. Кстати, в городе с его дёрганым ритмом движения ехать на NX легко и приятно — пока толкаешься в пробке, можно использовать исключительно электротягу. Но стоит продавить педаль акселератора чуть глубже, чтобы сделать рывок, тут же заводится бензиновый двигатель и кроссовер, дрогнув, устремляется вперёд. Кстати, несмотря на индекс 300 в названии модели, мотор на горючем топливе имеет объём 2.5 л, а не 3, как по привычке могут подумать многие. У гибридных «лексусов» эти цифры не совпадают с литражом цилиндров.
Разгон, конечно, не поражает воображения, но гибридный привод и не предполагает гонок, поэтому я сосредоточился именно на том, для чего японцы продвигают всю эту тему с батарейками — на экономичности. На удивление, с ней не всё так однозначно. В городе у меня вышел средний расход около 11 литров с включённым кондиционером. Честно говоря, могло бы быть и поменьше. На трассе при равномерном движении гибрид взял своё, снизив средний расход до 7 л/100 км. В заявленные 5.2 литра я верю, но чтобы в них уложиться, нужно быть супермеланхоличным водителем и никуда не торопиться. А мне как раз нужно было немного поднажать, потому что, пока мы любовались австрийской столицей и делали остановки для фотосъёмок, начали немного отставать от графика.
Острый угол
Рассматривать кузов NX — это всё равно что решать задачки по геометрии. Столько углов, плоскостей и деталей различной формы можно встретить разве что на спорткарах Lamborghini. NX получился злым кроссовером с колким взглядом.
Тут как раз гибрид и показал, насколько чужд ему агрессивный стиль вождения. Любая попытка ускорения — и вариатор зависает на высоких оборотах, наполняя салон малоприятным жужжанием, как у швейной машинки. Стоило сбросить динамику разгона, как всё вставало на свои места, Lexus снова становился комфортным и тихим автомобилем. Лучше сэкономим время на обеде, решили мы, и я отпустил акселератор.
Впрочем, даже не торопясь, по трассе мы ехали так же, как едут местные водители. А едут они довольно быстро. При ограничении 130 км/ч легковушки держат скорость не менее 150. Пристраиваемся за дизельным «Гольфом» и летим за ним. Не успев привыкнуть к такому темпу, мы наблюдаем картину, что называется, маслом — по левому ряду топит универсал Toyota Avensis с пенсионерами и обходит нас. Что же, перестраиваемся и пытаемся держаться за ними… Разгоняемся практически до ограничителя — бабулька за рулём едет все 180 км/ч! Вот и покупай потом машину у старушки, которая, по легенде, только за хлебушком по выходным и ездила.
Ехать по автобану, даже быстро, совсем не внапряг — климатическая система поддерживает заданную температуру, умный круиз-контроль позволяет включить контроль дистанции, а система слежения за разметкой бдит, чтобы водитель не заехал в соседний ряд. Это даёт возможность хоть чуток, да опробовать другой полезный функционал NX, к примеру вентиляцию сидений (само собой, есть и подогрев) или навигационную систему. Она тут отличная! Всегда вовремя подсказывает предстоящие повороты и наглядно прорисовывает траектории движения по развязкам. А для того чтобы водителю было удобнее, эта информация отображается проектором на лобовом стекле. Жаль, что навигация бесполезна для нас — карт всё ещё нет, хотя на прошлогодней презентации новой Toyota Corolla в Алматы говорилось, что системы заработают в 2014-м. Кстати, вместе с навигацией для Казахстана не будет и топовой аудиосистемы Mark Levinson. Но больше всего печалит отсутствие системы слежения за разметкой и классной видеосистемы кругового обзора, а ведь это очень удобно при парковке даже для продвинутых водителей. И немного досадно, что у «ниссанов» весь этот функционал для казахстанского рынка, наоборот, предлагается. Впрочем, Nissan преуспел и с навигацией — в «патрулях» уже появился атлас нашей страны. Но, вроде бы, ещё не все потеряно, и NX разживётся камерами и музыкой, просто чуть позже. Подождём. А больше всего я был удивлён тем, что при таком богатом оснащении, у NX нет системы автоматической парковки, которую предлагают уже даже «корейцы».
Как там внутри?
Признаемся честно, нам было очень интересно поближе посмотреть салон NX. Скорее потому, что из-за эпатажной внешности мы ожидали там увидеть космический кокпит. На самом деле новые решения встречаются, но в целом это оказался интерьер наземного аппарата — стильный, красивый и аккуратный.
Наш маршрут пролегал не только по автобану. В какой-то момент мы съехали на узкую двухполосную дорогу, которая вьётся меж полей, иногда проходя сквозь небольшие уютные городки. Я понимаю, почему европейские настройки шасси отличаются от американских. Ширина полосы такая, что со встречным грузовиком едва разъезжаешься. Тесно! А система контроля за полосами постоянно пищит, что мне оказалось проще выключить её. Но какой это кайф, ехать по таким дорогам! И Lexus NX тут в своей стихии — компактные размеры позволяют не думать о габаритах, а собранная подвеска не даёт проявиться морской болезни. Отдельно хочу отметить хорошее чувство руля.
Кстати, внешняя компактность прекрасно уживается с просторным салоном. При моём скромном росте 173 см за водительским креслом остаётся завидный запас пространства. Если туда сядет пассажир, как я, то сможет даже закинуть ногу на ногу, а опустив половинку спинки дивана, и вытянуть ноги. Но и более рослым водителям будет удобно. Диапазон регулировок сидений такой, что, отодвинув кресло до конца назад, я не дотягиваюсь до педалей. И вообще, за рулём чувствуешь себя очень хорошо — справа возвышается центральный тоннель, на консоли посередине удобно расположились кнопки управления климатом. И только стационарный дисплей медиасистемы немного неуклюже возвышается из недр панели.
Само собой, на руль выложили кнопки управления музыкой, круиз-контролем и борткомпьютером. Управление удобное и довольно понятное, с этим не возникло абсолютно никаких проблем. Да и сам руль приятной толщины и размера — удобно лежит в руках.
Lexus постепенно отказывается от джойстика управления мультимедиасистемой в пользу тачпада — небольшого интерактивного прямоугольника (как на ноутбуках), размещённого рядом с селектором вариатора. Удобно ли такое решение? В целом да. Управлять можно даже в дороге, а обратная связь повышает удобство. И в отличие от более распространённого тачскрина здесь не нужно держать руку на весу, тыкая в монитор. Это добавляет точности действиям и меньше отвлекает. Но сам контроллер никак не защищён от случайных прикосновений, что иногда раздражает. Кстати, тачпад для Казахстана тоже будет недоступен, у нас будет обычный селектор.
Ах да, тут же есть ещё множество кнопок, спрятанных слева и справа под рулём. С первого взгляда их не разобрать и на ощупь не поймёшь. Например, слева — кнопки управления парктрониками и системой видеообзора, выключатель подогрева руля и кнопки складывания спинок задних сидений. А справа — блок управления проекционным дисплеем на лобовое стекло.
Примочки в NX
Выводя на рынок новую модель, каждый производитель старается чем-то да удивить. Не всегда идеи и изобретения приживаются, но вау-эффект однозначно получается. NX, в свою очередь, смог удивить.
К сожалению, мне не удалось оценить возможности полного привода, но пару слов о нём всё-таки скажу. NX оснащён не совсем традиционной системой — кардан отсутствует, задние колёса вращает отдельный электромотор только в случае необходимости. Схема такая же, как в гибридных RX. Полный привод у NX стоит рассматривать только как помощь при выезде из заснеженного двора, старт с места на голом льду или для того, чтобы увереннее подняться куда-нибудь на горнолыжный курорт.
Во второй половине маршрута мы сменили машины. Я очень хотел попробовать F SPORT, но свободных машин не осталось. Какая жалость! Единственным утешением стало то, что теперь со мной поехала другая Айгерим и я мог на некоторое время превратиться в пассажира. Сел на заднее сиденье, и мы поехали вдоль виноградников и полей. Тут я уже в полной мере оценил простор на галёрке и возможность регулировки наклона спинки. Места над головой хватает, правда, у нас была версия без люка, но, думаю, даже с ним запаса по высоте будет достаточно. Правда, также понял и то, что плотная подвеска, которая так нравилась мне за рулём, сзади кажется избыточно жёсткой.
Но вот я опять в качестве драйвера, и мы едем, подчиняясь указаниям навигатора. Где найти хотя бы немного выбоин, рельсов или ям? В Австрии таких дорог как будто нет. Зато они нашлись в соседней Венгрии, через которую нас повёл электронный штурман. Проехав границу, мы оказались словно где-то рядом с Алматы. Вокруг много недорогих подержанных машин, а асфальт не везде новый, со множеством знакомых нам заплаток. Lexus едет по таким дорогам неплохо — подвеска энергоёмкая, хотя могла бы быть немного мягче. Шлепки шин по неровностям едва различимы, да и уровень шума в салоне очень умеренный. А если колёса будут базовой комплектации, т. е. 17-дюймовые, то, скорее всего, комфорта будет чуть больше. Кроме потрёпанных дорог Венгрия запомнилась вежливыми водителями. Кстати, там же было очень приятно встретить жёлтый «Икарус» с гармошкой.
В Вену мы вернулись под вечер, немного утомлённые, но полные впечатлений. Прибыли к конечной точке маршрута, и тут я увидел, что на парковке стоит и скучает NX F SPORT. Прошу ключи на часок, и мы продолжаем тест, едем в самый центр Вены. Светодиодные фары ярко освещают наш путь, подсвечивая повороты. Из динамиков льётся какая-то весёлая музыка… Да, на NX надо ездить вечером, когда сложная пластика кузова начинает играть бликами от уличного освещения.
Главные отличия версии F SPORT от Luxury — чуть иная внешность, где доминирует затянутая сеткой фальшрадиаторная решётка, а внутри больше спортивных ноток. Например, потолок тут чёрный, сиденья более рельефные. На отличных дорогах Вены большие колёса с низкопрофильной резиной и короткоходная подвеска не доставляют никакого дискомфорта, даже наоборот, нет раскачки или клевков при торможении. А ведь ещё у подвески F SPORT есть более жёсткий режим работы (куда ж ещё жёстче?). Но на то она и спортивная версия — комфорта меньше, зато контроля в поворотах больше. В F SPORT я немного побаловался подрулевыми лепестками смены виртуальных передач, покрутил шайбу изменения настроек авто, но в итоге оставил всё в обычном режиме. Изображать из себя рейсера на этом автомобиле мне не захотелось.
Фишки:
— электропривод складывания задних сидений
— светодиодные фары
— зеркальце, спрятанное между сиденьями
— беспроводное зарядное устройство для телефона
— проектор на лобовое стекло
В целом NX очень понравился своим поведением на дороге, а его размеры замечательно подходят для моей семьи. Какую модификацию я бы выбрал? Тут засада. Мне понравился салон в F SPORT, но экстерьер Luxury для меня приятнее. Уповать на немного иные характеристики F SPORT я бы не стал, уж больно они незначительны, и не факт, что понравятся в условиях длительной эксплуатации. Ну а тем, кто всё-таки желает версию погорячее, лучше подождать турбированный NX. В следующем году появится. Говорят, что вот он будет просто огонь!
Понравилось:
- работа подвески
Очень упругая, в меру жёсткая и невалкая, хотя придётся по душе больше тем, кто готов жертвовать мягкостью подвески ради лучшей управляемости. - материалы отделки салона
Обивка явно дорогая, тут же и полированный алюминий — ощущение, что владеешь дорогой вещью, не покидает. - хорошая эргономика
Основные органы управления расположены на своих местах. - простор в салоне
Места много и спереди и сзади, да и багажник оказался вполне вместительным.
Не понравилось:
- недоработанный тачпад
Он удобен пока на стоянке, а на ходу может стать помехой. Требует привыкания. - работа вариатора при разгоне
Визжит NX, как молодой поросёнок, а разгон при этом не такой уж и впечатляющий. - неинформативные тормоза
Переход от режима рекуперации к остановке происходит грубо, поэтому точно рассчитать тормозной путь тяжело.
История только начинается
Как известно, Toyota одной из первых вышла на рынок городских кроссоверов, представив RAV4 в 1994 году. Чуть позже, в 1997-м, появился среднеразмерный Harrier, который положил начало жизни паркетникам марки Lexus — в 1998 году на базе «хорька» был создан RX 300, который очень быстро завоевал популярность не только за океаном, но и в нашей стране. И вот только сейчас, почти 14 лет спустя, Lexus решил выйти на рынок с компакт-кроссовером.
Впервые NX показали в виде концепта LF-NX в 2013 году во Франкфурте. Острые грани, узкие фары, яркий салон — на серийную машину все эти яркие элементы перешли практически без изменения! Так и началась первая веха истории модели NX.
Одноклассники
Много развелось мелких кроссоверов. Уж больно они нынче востребованы на современном автомобильном рынке мира, даже в странах, где дороги идеальные и никогда высокого клиренса и полного привода не требовалось. Мода диктует, а не одни только дорожные условия. Другое дело, что у конкурентов нет гибридных модификаций в таком классе, хотя при этом есть дизели.
Комплектация
На ездовые презентации обычно привозят машины в максимальной комплектации, так вышло и с NX. Конечно, даже базовая версия Comfort оснащена очень неплохо: мультируль, хорошая мультимедийная система, двухзонный климат-контроль и полный набор средств активной и пассивной безопасности. Рекомендованная цена на NX 300h в версии Comfort — $56 200. Богатая версия Luxury оснащена уже под завязку — полностью светодиодная оптика, кожаный салон с электрорегулировками и вентиляцией, бесключевой доступ, электропривод двери багажника, беспроводное зарядное устройство для сотки и много других наворочек поднимают цену до $71 900. F SPORT вдобавок отличается иными настройками подвески и низкопрофильной резиной. Передние сиденья, правда, лишены вентиляции, но имеют другую форму, а для переключения передач дополнительно имеются подрулевые лепестки. И куча шильдиков с буквой F внутри и снаружи. Цена F SPORT — $72 400.
Гамма моторов
Сейчас NX предлагается только с гибридным приводом — версия 300h. В качестве основной силовой установки — 4-цилиндровый бензиновый двигатель объёмом 2.5 л, который работает по циклу Аткинсона. В связке с ДВС работает электромотор. Мощность бензинового двигателя — 155 л.с., переднего электромотора — 105 кВт. Задние колёса приводятся ещё одним электромотором мощностью 50 кВт. Но не спешите складывать все эти цифры, максимальная суммарная мощность всех моторов — 197 л.с.
Чуть позже будет доступен NX 200t с первым турбомотором марки Lexus. Мощность двигателя — 238 л.с., крутящий момент — 350 Нм, а в качестве коробки передач уже не вариатор, а 6-ступенчатый автомат. С этим мотором NX едет веселее — 7.2 секунды до сотни.
На других рынках также будет предлагаться NX 200 с двухлитровым атмосферником мощностью 150 л.с. и вариатором. Причём будут доступны две версии — с передним и полным приводом. Дизельных двигателей для «Лексуса» по-прежнему не предлагается.
Дела трансмиссионные
У NX 300h довольно занятная система полного привода. ДВС и электромотор спереди через вариатор передают крутящий момент на передние колёса. Сзади стоит отдельный электромотор, который включается по сигналу системы и приводит задние колёса при пробуксовке передних. Какой-либо межосевой блокировки и её имитации нет, как и межколёсной.
Шасси
Шасси в NX аналогично братскому кроссоверу Toyota RAV4, хотя все характеристики и пересмотрены. Спереди стойки McPherson, сзади многорычажка. На топовых версиях амортизаторы с возможностью регулировки жёсткости. Рулевое управление с электроусилителем. Тормоза спереди дисковые вентилируемые, сзади дисковые с электрическим стояночным.
Безопасность
К сожалению, Lexus NX ещё не проходил независимых краш-тестов, поэтому пока не можем рассказать ничего о том, как кузов противостоит ударам и работают системы пассивной безопасности.
Помимо привычного для современных автомобилей оснащения (тут 8 подушек безопасности, включая коленную подушку водителя) в NX есть много разного вспомогательного оборудования: системы слежения за разметкой, контроля мёртвых зон, предотвращения аварий, не говоря уже об ABS, системе стабилизации и трекшн-контроле.
Технические характеристики
Автомобиль | |
Марка, модель | Lexus NX |
Версия | 300h Luxury |
Сборка | Япония |
Год выпуска | 2014 |
Кузов | несущий |
Тип | кроссовер |
Количество дверей | 5 |
Количество мест | 5 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый рядный |
Расположение | спереди поперечно |
Система питания | распределённый впрыск топлива |
Число цилиндров/клапанов | 4/16 |
Рабочий объём, см куб. | 2 494 |
Суммарная мощность гибридного привода, л.с. (кВт) | 197 (145) |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 286/4 400 |
Экологический класс | Евро-6 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 180 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 9.2 |
Трансмиссия | |
Привод | постоянный полный привод |
Коробка передач | вариатор |
Подвеска | |
Передняя | независимая пружинная McPherson |
Задняя | независимая пружинная многорычажная |
Тормоза | |
Передние | дисковые вентилируемые |
Задние | дисковые |
Размеры и вес | |
Клиренс, мм | 185 |
Длина/ширина/высота, мм | 4 630/1 845/1 645 |
Колёсная база, мм | 2 660 |
Размерность шин | 225/60 R18 |
Снаряжённая масса, кг | 1 785 |
Полная масса, кг | 2 395 |
Объём багажника мин.-макс., л | 555-1 600 |
Грузоподъёмность, кг | 610 |
Расход топлива | |
Городской, л/100 км | 5.4 |
Загородный, л/100 км | 5.2 |
Смешанный цикл, л/100 км | 5.3 |
Объём топливного бака, л | 56 |