Тест-драйв LADA 4X4

Без альтернативы: Lada 4X4

Lada 4×4, или «Нива», сегодня самый доступный внедорожник на казахстанском рынке. Автомобиль, конечно, устарел, однако всё ещё продаётся и демонстрирует отличные цифры продаж в своём классе. Но главное, пожалуй, не это. «Нива» всё также способна ездить где угодно, лишь бы было направление, — качество, которое сегодня теряет каждый второй новосозданный внедорожник. Проверим на своей шкуре, способны ли мы закрыть глаза на все неудобства ради внедорожных подвигов. Тем более машину не так давно всё-таки освежили.

Тест-драйв LADA 4X4

Как и несколько десятилетий назад к «Ниве» прилагаются два ключа. Один от замков дверей, другой — ключ зажигания. Никаких других функций ключи не имеют. В качестве меры от угона автомобиль оборудован иммобилайзером, чип которого встроен в рукоятку ключа.

Внешность «Нивы» очень индивидуальная. Пожалуй, это единственный в мире массовый автомобиль, который уже не имеет аналогов в дизайне. Исключением может стать Suzuki Jimny, но он более чем в 2 раза дороже и не так распространён в наших странах. В общем, классический экстерьер — это уже плюс. А нравится он или нет, это другой вопрос.

Тест-драйв LADA 4X4
Сорок лет назад появилась предсерийная «Нива», дизайн которой почти не изменился и по сей день. И ведь несмотря на это, Lada 4×4 смотрится

Под капотом расположился впрысковой двигатель в обнимку с запасным колесом, как всегда. По соображениям безопасности, которые были лет сорок назад, капот открывается вперёд. Надо признать, что это очень неудобно, а по современным меркам той же безопасности, такое решение вкупе с запаской, расположенной аккурат напротив водителя, не есть хорошо. Что же было модернизировано пару лет назад? Ну, снаружи, к примеру, габаритный свет и поворотники стали обтекаемыми. Ого! Прогресс. Ради снижения коэффициента сопротивления может? Кирпичеобразному кузову «Нивы» именно этого и не хватало. Зеркала стали больше и другой формы, не сказать, что красивой, но куда лучше прежней — маленькой и прямоугольной. В общем, и хватит — заводчане решили не портить классический лик «Нивы» и больше ничего не меняли.

Тест-драйв LADA 4X4
Вертикальные задние фонари, крышка багажника до пола да стеклоочиститель — вот и все нововведения по кузову почти за 40 лет

После последней модернизации в салоне появился новый щиток приборов, позаимствованный с небольшими изменениями у «Приоры». Другой стала обшивка дверей (формованная цельная), а также панелей сзади (пластик качественнее, но всё такой же жёсткий). Говорят, улучшилась обивка кресел, но прочувствовать этого не удалось. Лучше бы поменяли сами кресла целиком. Как известно, передние сиденья здесь «восьмёрочные», которые лишь с натяжкой можно назвать удобными. Они в меру жёсткие, обладают заметной, хоть и не выдающейся боковой поддержкой спины. Но существенных недостатков два: отсутствие регулировки по высоте и небольшой диапазон продольного перемещения. Также к недостаткам можно отнести и крайне нудное изменение наклона спинки с помощью барашка с правой стороны. Чтобы изменить угол наклона на несколько градусов, необходимо долго крутить барашек.

Горячий спартанец
Интерьер, несмотря на попытки омоложения, так и остался спартанским. Расположение органов управления не продумано, комфорта тоже кот наплакал. К слову, большой недостаток системы вентиляции не только в управлении, а ещё и в том, что для «Нивы» нет кондиционера. Даже на заказ. Зато печка жарит…

Но в салоне предусмотрены различные полезные устройства, которые, должно быть, служат для улучшения комфорта водителя и его бедных пассажиров. Их заложили ещё в 1977 году, когда этот автомобиль под названием ВАЗ-2121 «Нива» начал выпускаться. К примеру, есть печка, очень эффективная — в 20-градусный мороз прогревает салон до состояния «Сахара в период засухи». Это, несомненно, большой плюс в копилку ништяков автомобиля. Но печка очень шумная. Даже на минимальной скорости вращения вентилятора шум заглушает все остальные, в т. ч. и от раздатки. Впрочем, традиционное завывание раздаточной коробки хоть и сохранилось, но не столь громкое, какое было у советских и постсоветских «нив». Несильно-то и напрягает во время движения по городу. А вот на трассе по мере роста скорости раздатка начинает своё сольное выступление. И на скорости свыше 100 км/ч её вой перекрывает все остальные источники шума. В общем, очень желательно сделать дополнительную звукоизоляцию пола автомобиля в районе раздаточной коробки. А пока вернёмся к чудесам эргономики сего автомобиля.

Машина времени
Рассмотреть салон «Нивы» поближе хочется просто уже даже из-за ностальгии. От многих вещей мы уже просто отвыкли, что-то позабыли. Попадая внутрь, кажется, что оказался в машине времени. Будит приятные воспоминания. Но дикостью по-прежнему кажутся чёрный пластик посредственного качества, торчащие провода и неважная сборка — панели скрипят, где-то что-то постукивает. А что будет после 10 лет эксплуатации?

Трёхдверный кузов обеспечивает нелёгкий доступ на заднее сиденье. Конечно, отодвигаемые передние сиденья с откидывающейся спинкой вкупе обеспечивают некое удобство, но его съедает значительная высота машины. Поэтому, для того чтобы легко залезть на задний диван, желательно несколько раз посетить секцию гимнастики или акробатики.

Классика жанра
Полное отсутствие какой-либо электроники в настройках сидений, зеркал или управлении стеклоподъёмниками вроде как и неплохо — ведь неизвестно, какое качество этих элементов было бы в исполнении российских производителей. Но согласитесь, когда ныне даже на микролитражках есть всякие опции, иметь «пустую» машину не комильфо.

Сзади места хватит только для двух пассажиров. Третий теоретически влезет, но при условии, что комплекция всех троих будет ниже средней. Зато теперь у «Нивы» задний диван складывается, как у нормальных машин: сначала поднимается подушка, потом ложится спинка, образуя длинный и ровный пол. Правда, отныне заднее сиденье не разложишь в небольшой, но вполне приемлемый для ночлега диванчик. Маленький багажник, само собой, не претерпел изменений. Вместит разве что пару чемоданов средних размеров, остальное придётся запихивать силой. Дополнительный багажник на крыше «нив» является тому веским доказательством.

Универсалом тут не пахнет
На фоне того что при Союзе грузоподъёмность автомобиля считалась очень важным критерием (картошку на зиму возить надо, кирпичи возить надо, урожай с дачи возить надо), очень странно, что в «Ниве» про понятие универсальности словно забыли. К примеру, в багажник не вместить туристический скарб даже на двух человек. Машина словно для городских пижонов, в грузовом отсеке которой могут болтаться лёгкие кеды да пара пакетов из супермаркета.

Рабочее место водителя порой вызывает недоумение. По всей видимости, проектировщики салона были уверены, что водитель должен работать, а не отдыхать. В итоге процесс управления Lada 4×4 действительно превращается в работу. При всём желании я не смог отрегулировать сиденье так, чтобы можно было, не отрывая спину от спинки, включить пятую передачу, в то же время спокойно выжать сцепление и правильно держать руки на руле. Не появился в «Ниве» кондиционер — так что летом придётся держать окна открытыми, а ещё нет и электростеклоподъёмников.

Олдскул нерушимый
Очень часто производители, продлевая жизнь старым моделям, проводят над автомобилями дикие операции по подтяжке и омоложению всех частей «тела». На АВТОВАЗе это тоже успешно практикуют, но большого хирургического ножа и ниток избежала только «Нива». Кузов, разработанный ещё в 70-х, обновлялся единожды в 1993 году, и то только его задняя часть. И больше его не трогали.

Возможности Lada 4×4 на трассе не вдохновляют. Ездить можно, но приходится мириться с очень жёсткой подвеской. Она подробнейшим образом отслеживает дорожный профиль, раскачивается на малейших неровностях, галопирует на волнах. Ну и упомянутый выше вой раздатки создаёт дискомфорт. Процесс начала движения затруднений не вызывает. Мотор тяговит на низах. Динамика разгона, конечно, не впечатляет. Хотя на трассе поддерживать скорость 100-110 км/ч «Ниве» удаётся. А больше и не надо. Небезопасно.

Тест-драйв Lada 4X4
Для Lada 4×4 любимая дорога — это хорошо укатанная грунтовка. На асфальте она гудит, на бездорожье гремит. Хотя главное, что этот автомобиль ездит везде

Управляемость неоднозначная. На скользкой дороге надо постоянно быть начеку. У «Нивы» есть одна неприятная особенность: она меняет своё поведение в зависимости от покрытия, ускорения, крутизны поворота. Неприятно, что в поворотах машина сильно кренится. Учитывая большую высоту машины, трудно избавиться от ощущения, что Lada 4×4 вот-вот перевернётся. Клевками морды при торможении водителей «нив» тоже не удивить, в этом смысле ничего не поменялось.

Но к самим тормозам претензий нет. Педаль очень мягкая, ход педали небольшой, но его хватает для точной дозировки усилия. В итоге можно рассчитать тормозной путь чуть ли не до сантиметра. Хорошо и рулевое управление. Гидроусилитель хоть и значительно облегчает руление, но не лишил водителя внятной обратной связи. Чувствительность управления в меру острая, динамический коридор на высокой скорости неширокий.

Тест-драйв LADA 4X4
По техническим данным на крышу «Нивы» нельзя грузить больше 50 кг, включая вес самого багажника

Но не трасса является стихией этого автомобиля. Свои возможности Lada 4×4 раскрывает вне дорог, хотя и с небольшими поправками. К примеру, установленная на нашем казахстанском заводе резина Kama Flame настолько универсальная, что ни по одному показателю не является лучшей. Она немного может цепляться за лёд, чуть-чуть гребёт в снегу и грязи, но нигде не показывает хорошего результата. Поэтому на зиму необходимо покупать хорошую зимнюю, а для вылазок на природу грязевую резину. Или оставить всё как есть, но ограничить географию поездок. Кстати, а на казахстанской «Ниве» выбор колёс облегчён. В отличие от автомобилей, вышедших с завода в Тольятти, наши имеют широкие легкосплавные диски, которые позволяют поставить шины шириной до 235 мм. А на родные железки даже 205 мм налезает, что называется, впритык.

В остальном всё, что доктор прописал: лёгкий кузов, настоящая внедорожная трансмиссия, внушительный дорожный просвет, жёсткий мост сзади, большие ходы подвески. Не думаю, что стоит тут рассказывать, какая «Нива» вне дорог, — уж в этом смысле автомобиль остался без изменений.

Подытожим

Последняя новость о том, что в ближайшее время «Нива» собирается уйти в историю из-за новых требований к безопасности транспортных средств, по крайней мере в Казахстане, заставила нас обернуться и ещё раз рассмотреть эту машину. Что сказать? Увы, Lada 4×4 так и не заимела той практичности, о которой мечтает современный водитель. Для длительных путешествий по-прежнему подходит мало. Зато среди современных кроссоверов и многих внедорожников достойного противника Lada 4×4 на бездорожье найти всё труднее и труднее. Только надо привыкнуть к шуму, жёсткой подвеске и не очень удачной эргономике.

Фишки

  • открывание капота против движения
  • запасное колесо под капотом

Есть ли будущее у Lada 4×4? Несомненно есть. В России производство сохранится (чуть ли не до 2021 года!), вазовцы обещают и очередной этап модернизации в 2015 году, а следом, в 2017-м, пророчат новое поколение внедорожника. Проект, правда, только на бумаге. Учитывая, что рождаются новинки АВТОВАЗа далеко не быстро, а также, что условия Техрегламента в Казахстане ограничат ввоз классической Lada 4×4, «Нива» скоро окажется дефицитным товаром. К тому же вопрос: сохранит ли новое поколение Lada 4×4 свои положительные качества сегодняшней безальтернативной «Нивы»? Надеемся, что да. Ведь замены ей действительно нет.

Тест-драйв LADA 4X4

Понравилось

  • Отличная проходимость
    Внедорожные возможности «Нивы» в комментариях не нуждаются — машина способна преодолевать очень сложные участки. Однако злоупотреблять этим не стоит — конструкция машины не рассчитана на длительные марш-броски.
  • Энергоёмкая подвеска
    По неровной дороге можно лететь не сбавляя скорости, ходовая всё проглотит.
  • Хорошая обзорность
    Тонкие стойки совершенно не перекрывают обзор. Водителю легко контролировать дорожную ситуацию. Немалую помощь в этом оказывают большие боковые зеркала заднего вида.

Не понравилось

  • Вялый двигатель
    Двигатель с низким крутящим моментом делает «Ниву» очень слабой на дороге.
  • Акустический дискомфорт
    В машине шумит трансмиссия, ревёт двигатель — всё это доставляет дискомфорт. Зимой вдобавок достаёт шум вентилятора печки.
  • Плохая эргономика
    За рулём очень неудобно: сиденья, педальный узел, наклон и вылет руля словно разрабатывали без примерки на человека. Рычаг КПП расположен крайне неудачно, как и органы управления — они разбросаны по салону совершенно нелогично

Вехи истории

Первый прообраз Lada 4×4 был разработан в 1972 году и носил обозначение «Э-2121». Этот концепт имел открытый кузов с матерчатым тентом и откидывающимся вперёд лобовым стеклом, а также несущий кузов, что для внедорожников того времени было уникальным решением. Также большой интерес вызывали трансмиссия и двигатель. Благодаря конструктивным особенностям двигатель, коробка передач, редуктор переднего моста и раздаточная коробка представляли собой единое целое. Сама же раздатка концептуальной «Нивы» позволяла включать передний, задний либо оба моста. То есть автомобиль при желании мог быть передне-, задне- или полноприводным.

Затем появилась вторая серия «Нивы» под кодовым названием «2Э-2121». Этот автомобиль уже имел тот облик, к которому мы привыкли. В нём были применены многие детали от серийных «жигулей» того времени, раздельно размещённый двигатель и раздаточная коробка. В общем, это был уже предсерийный образец. В 1974 году появилась третья серия — «3Э-2121», которая прошла государственные испытания, и 31 июля 1975 года вышел приказ о постановке на производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива». В феврале 1976 года были собраны 50 опытных автомобилей, а 5 апреля 1977 года началось крупносерийное производство.

К «Ниве» пришёл успех фактически сразу, причём не только в СССР, но и во всём мире, чего больше никогда с советскими автомобилями не случалось. В ноябре 1978 года на XX Международной торгово-промышленной ярмарке в чехословацком городе Брно «Нива» получила золотую медаль, а в январе 1979 года по результатам опроса журналистов попала в тройку лучших автомобилей мира.

«Нива» — это единственный советский и российский автомобиль, который продавался на всех континентах. Кроме того, «Нива» — единственный российский автомобиль, который официально поставлялся в Японию. По объёму продаж среди европейских автомобилей он в то время был на первом месте. В Западной Европе «нив» продавалось больше, чем внедорожников фирм Volkswagen и Mercedes-Benz вместе взятых. В связи с возрастающим спросом на вазовский внедорожник в те годы объёмы производства ВАЗ-2121 с запланированных 25 тысяч увеличили до 50 тысяч автомобилей, а потом до 70 тысяч в год.

Долгое время «Нива» оснащалась двигателем объёмом 1.6 л. Попутно выпускались экспортные модификации с моторами объёмом 1.3 и 1.5 л. В 1993 году «Ниву» модернизировали. Она получила индекс 21213 и новый двигатель объёмом 1.7 л, а в 2002 году появилась впрысковая модификация ВАЗ-21214, которая выпускается до сих пор.

К слову, практически одновременно (с 1994 года) с началом производства «двести тринадцатой» на конвейере появилась пятидверная «Нива» ВАЗ-2131, но такой большой популярности, как у трёхдверки, у длиннобазного автомобиля нет.

В настоящее время продолжается выпуск как трёх-, так и пятидверной «Нивы». Модель, правда, со второй половины 2005-го называется Lada 4×4.

С 2003 года модель начинают собирать и в Казахстане, на заводе «АЗИЯ АВТО» в Усть-Каменогорске. Именно с неё началась история казахстанского автопрома. За 11 лет с конвейера сборочного предприятия сошло более 32 000 автомобилей (самый высокий показатель по объёму выпуска за всю историю завода). Правда, уже во втором квартале 2014 года сборку Lada 4×4 в Казахстане свернут из-за ужесточения Техрегламента в области безопасности автомобилей.

Одноклассники

Трёхдверная Lada 4×4 не имеет конкурентов в своём ценовом диапазоне. Ни один новый автомобиль, способный передвигаться вне дорог, невозможно купить за $11 000. К тому же автомобили повышенной проходимости столь компактных размеров фактически можно назвать вымершим классом. Другие производители давно отказались от такой концепции в угоду современным трендам, что позволило сделать «Ниву» уникальным в своём роде автомобилем.

Рынок сегодня

    Стоимость Lada 4×4 в Казахстане — $11 670
    Стоимость Lada 4×4 в России — $10 100
    Стоимость Lada 4×4 в Беларуси — $9 700

Данные по ценам взяты из источников: www.bipek.kz, www.lada.ru и www.minsk-lada.by

Справка покупателю

Старение кузова происходит быстрыми темпами. Уже после двух-трёх лет эксплуатации в нижней части дверей, в верхней части третьей двери и по рамкам стёкол появляется точечная ржавчина. Долговечность уплотнительных элементов разная, в зависимости от заводской серии. Замки дверей ненадёжны, плохо работают и быстро изнашиваются.

Стартер слабый и недолговечный, часто требует замены после пробега 50 тысяч км. Водяной насос тоже служит недолго и требует замены, как правило, после 70 тысяч км пробега. Однако сам двигатель можно считать выносливым — нередко до капремонта служит 200 тысяч км и более.

Сцепление, устанавливаемое на «Ниву», также недолговечно, иногда требует замены уже после пробега 20 тысяч км.

В «Ниве» также имеются многочисленные проблемы с электрооборудованием, нарушающие работу системы зажигания и задних фонарей (плохой контакт), очень низкая достоверность показаний указателя уровня топлива.

Подвеска способна служить долго. Слабое место — подшипники колёс, которые могут требовать замены после пробега 30 тысяч км.

Комплектация

Lada 4×4 в Казахстане выпускается в одной возможной комплектации. Список оборудования, конечно, не густ даже по самым бедным современным меркам: имеется центральный замок, иммобилайзер, борткомпьютер, гидроусилитель руля и легкосплавные диски фирмы K&K (тольяттинские машины идут на узеньких железных дисках). Раньше, кстати, автомобили казахстанского производства комплектовались ещё и кассетными автомагнитолами, но вскоре их устанавливать перестали.

Lada 4×4 российского производства фактически имеет всё то же самое, но в угоду грядущего ужесточения норм безопасности на территории ТС трёхдверные версии уже оборудованы креплениями для детского сиденья ISOFIX, а также имеют версию с ABS и усилителем экстренного торможения BAS. Пятидверные модификации (ВАЗ-2131) пока этими дополнениями не комплектуются.

Шасси автомобиля

Подвеска Lada 4×4 спереди независимая пружинная с двумя рычагами на каждом колесе. Сзади неразрезной мост, т. е. зависимая, пружинная. Тормоза дисковые на передних колёсах, барабанные сзади. Рулевое управление имеет гидроусилитель.

Тест-драйв LADA 4X4

Гамма моторов

В Казахстане, как и в других странах, Lada 4×4 можно купить только с одним мотором — бензиновым объёмом 1.7 л, мощностью 81 л.с.

Тест-драйв LADA 4X4

Дела трансмиссионные

Lada 4×4 всегда выпускалась только с полноприводной трансмиссией. Межосевой дифференциал распределяет крутящий момент между осями в соотношении 50:50, т. е. автомобиль, как говорится, full time AWD.

Для улучшения проходимости вне дорог есть принудительная блокировка межосевого дифференциала и пониженная передача в раздаточной коробке. Блокировать дифференциал, а также включать пониженный ряд, рекомендуется на неподвижном автомобиле, но трансмиссия позволяет задействовать эти режимы и на ходу. Стоит помнить, что нельзя блокировать дифференциал во время пробуксовки колёс одной из осей.

О безопасности

По результатам краш-теста, проведённого журналом «Авторевю» в 2002 году, уровень пассивной безопасности Lada 4×4 оказался очень низким. Автомобиль набрал 0 баллов из 16 возможных за фронтальный удар. Одной из проблем, выявленной краш-тестами, явилась сильная деформация лонжеронов. АВТОВАЗ улучшил конструкцию лонжеронов, однако после этой модернизации краш-тесты обновлённой «Нивы» нигде не проводились, и данных о том, стала ли Lada 4×4 безопаснее, нет.

Тест-драйв LADA 4X4

Другая составляющая плохого результата краш-теста — расположенное под капотом запасное колесо, которое не гасит энергию удара, а передаёт её на салон. В результате интерьер представляет собой ужасное месиво, в котором шансы на выживание крайне низкие.

Тест-драйв LADA 4X4

Технические характеристики

Технические характеристики

Автомобиль
Марка, модель Lada 4×4
Версия 21214
Сборка Казахстан
Год выпуска 2013
Кузов несущий
Тип универсал
Количество дверей 3
Количество мест 5
Двигатель
Модель ВАЗ-21214
Тип бензиновый рядный
Расположение спереди, продольно
Система питания многоточечный впрыск
Число цилиндров/клапанов 4/8
Рабочий объём, см куб. 1690
Максимальная мощность, л. с. (кВт)/об/мин 81 (60)/6000
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 129/4000
Экологический класс Евро-4
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 142
Время разгона до 100 км/ч, с 17
Трансмиссия
Привод постоянный полный
Коробка передач механическая 5-ступенчатая
Подвеска
Передняя независимая пружинная на поперечных рычагах
Задняя зависимая пружинная
Тормоза
Передние дисковые
Задние барабанные
Размеры и вес
Клиренс, мм 217
Длина/ширина/высота, мм 3740/1680/1640
Колёсная база, мм 2200
Размерность шин 205/70 R16
Снаряжённая масса, кг 1210
Полная масса, кг 1610
Объём багажника, л 265/585
Расход топлива
Городской, л/100 км 10.2
Загородный, л/100 км 8.3
Смешанный цикл, л/100 км 9
Объём топливного бака, л 42

Комментариев: 0

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.