• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Костанай — не столица страны, не финансово-культурный центр и не место особой духовности, а честный город-трудяга с населением в четверть миллиона человек. И муниципального пассажирского транспорта, под который в городах покрупнее и побогаче берутся многомиллионные кредиты, обеспеченные государством, тут тоже нет. Костанайский акимат разыгрывает маршруты на тендерах, потому местные компании-перевозчики могут рассчитывать лишь на себя и обязаны многократно просчитывать все траты, чтобы не вылететь в трубу, ибо тариф — 80 тенге за поездку — зафиксирован жёстко, и льготников также должны возить бесплатно.
Неудивительно, что тут так много хорошо возрастных немецких автобусов, которым по симбиозу характеристик и стоимости на вторичном рынке альтернатив не просматривается. Обилие «мерседесов», «зетр» и «манов» чем-то напоминает пёстрое разнообразие автобусного парка Алматы лет 15–20 назад. Но самыми экзотическими из них являются двухэтажники MAN SD202, эксплуатирующиеся на единственном, 18-м маршруте.
Эти автобусы создавались для Берлина, для которого доппельдекеры бежевого цвета исторически являются приблизительно тем же, что и красные даблдекеры для Лондона. С 1986 по 1991 год оператор BVG получил 468 подобных машин. С длиной кузова 11 с половиной и высотой 4 метра низкопольники внушительного вида комплектовались 204-сильным дизелем в паре с автоматической трансмиссией, гарантируя комфортное размещение в своём чреве 81 пассажира (34 на нижнем и 47 на верхнем ярусах салона).
Отслужив своё, с начала 2000-х MAN SD202 стали изыматься с берлинских линий, после чего их активно перекупали сторонние компании как из самой из Германии, так из-за рубежа, в том числе для переделки в туристические автобусы с легкосъёмным верхом либо без крыши вообще. Последний SD202 выехал на маршрут немецкой столицы 28 декабря 2009 года.
Приблизительно с того же времени и началась трудовая деятельность бывших берлинцев в Костанае. В 2009 году в далёкий город на северо-западе Казахстана прибыла первая партия MAN SD202 1988–1991 годов выпуска, а в 2018-м — вторая. Без малого два десятка автобусов, из которых сейчас ходовыми остались штук 6-7, не более. При этом кузова даже сохранили жёлто-чёрный окрас, как их привыкли видеть в Берлине, а не изуродованы наружной рекламой. На пике карьеры, в 2011 году, единовременное число этих автобусов на маршруте достигало 11 машин!
С учётом того что MAN SD202 уже давно не производятся, списанные ветераны данной редкостной модели используются как источник запчастей для действующих экземпляров, кроме того, кое-что из деталей подходит от обычных одноэтажных «манов» того же поколения. Однако век автобуса, даже немецкого, тоже имеет свои границы, и когда-нибудь исчезнут с дорог и экзотические для Казахстана доппельдекеры, оставив о себе ностальгические воспоминания тех, кто имел возможность ездить на них и созерцать город с высоты.
уходит век красивых машин
Благодарю за статью. Интересно было прочитать. Благодарность и тому человеку, который разбавил серость наших будней этими автобусами!
Старье, на помойку выкинуть жалко, вот придумали даблдэкеры сварганить)))
Эх, этот бы автобус под автодом переделать ….Это будет даже не автодом, а автозамок )))
Талғар-Алматы, Шымалған-Алматы бағытына қою керек, бәрі көлігін тастап осыған мінеді
ия, iшiне 500 адам сияды)))
))))
Помню как отец работал на 66 маршруте в Алма-Ате на Экарусах из Германии и Венгрии, холодные но без спорно харизматичные. Реклама на них импортная была, потом автобусы перекрасили в жёлтый цвет как было принято у нас в те года. Подрабатывал у него кондуктором, вот были времена.
Обратите внимание на фотки из Берлина — на кузове реклама Gorbatschow Wodka — Водка Горбачев ))) Классная статья, многое что узнал, спасибо Манас!
Вообще то двухпалубные автобусы в Костанае уже появилась в начале 2000 годов. Белые и желтые. Так же у данного автопарка ТТС ранее были в наличии двухпалубные лайнеры междугородние. Вроде как Неопланы.
Согласен, они у нас появились примерно в 2002, 2003 годах. На 18м маршруте. Перевозчик TTS