За какие нарушения цена страховки вырастет

За какие нарушения цена страховки вырастет

Страховые полисы злостным нарушителям ПДД будут обходиться дороже, но главную роль по-прежнему сыграет авария. Как это отныне будет учитываться?

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

Обновлённые правила расчёта и применения коэффициента по системе «бонус-малус» для расчёта страховой премии по ОСГПО вступили в силу 7 апреля 2025 года. Теперь таблица водительских классов, используемых при определении стоимости страхового полиса, выглядит так:

За какие нарушения цена страховки вырастет

* Изменения в таблице коэффициентов в сравнении с действовавшими до 7 апреля 2025 года.

Правилами оговаривается, что отныне отягчающим обстоятельством при снижении класса страхования для водителя, устроившего аварию, являются систематические нарушения правил дорожного движения. Как классы будут зависеть от нарушений? За разъяснениями редакция Kolesa.kz обратилась в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Какие нарушения приведут к удорожанию полиса?

За какие нарушения цена страховки вырастет

Понижение класса страхования не на один пункт, а сразу на два, соответственно повышая стоимость полиса, теперь предусмотрено за ДТП, совершённые водителями, у которых в совокупности имеется три и более следующих нарушения:

  • превышение скорости на величину от 40 км/ч и более;
  • повторное в течение года превышение скорости на величину от 20 км/ч и более;
  • выезд на встречную полосу в случаях, если это запрещено ПДД, в том числе сопряжённый с разворотом или поворотом;
  • проезд на запрещающий сигнал светофора или на жест регулировщика, а также за повторное в течение года аналогичное нарушение;
  • невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам или иным участникам дорожного движения, а также за повторное в течение года аналогичное нарушение;
  • нарушение ПДД, повлёкшее создание аварийной обстановки, то есть вынудившее других участников движения резко изменить скорость, направление движения и за повторное нарушение в течение года;
  • управление автомобилем, не отвечающим требованиям технических регламентов, национальных стандартов, а также при наличии неисправностей или условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств;
  • управление авто, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления или тягово-сцепного устройства.

Аналогичное снижение класса не на один, а сразу на два предусмотрено для водителей, ставших виновниками аварии с крупным ущербом, а также для автомобилистов, застрахованных в одном регионе, но устроивших ДТП в другом.

Как будут подсчитывать нарушения ПДД для снижения класса?

Новый класс по системе «бонус-малус» определяется ежегодно на основе наличия страховых случаев, произошедших по вине водителя, или отсутствия таковых.

Если в период действия договора страхования (то есть в течение 12 месяцев. — Прим. редакции Kolesa.kz) водитель совершит три и более нарушения ПДД из списка, приведённого выше, и при этом произойдёт ДТП по его вине, класс «бонус-малус» снизят на один уровень больше, чем в случае отсутствия нарушений.

При подсчёте будут учитываться постановления по делу об административном правонарушении и (или) предписания о необходимости уплаты штрафа, вступившие в законную силу со дня предыдущего изменения класса.

За какие нарушения цена страховки вырастет

Пример с покупкой полиса ОСГПО 1 мая разными водителями, но высшего, 13-го класса, и влияние нарушений и аварий в будущем:

  • Первого мая 2025 года водитель А. купил полис страхования, у него был 13-й класс — максимальный и самый выгодный. За год он не совершил ни одного нарушения правил и не устроил ни одного ДТП. При покупке полиса 01.05.2026 у него сохранится 13-й класс.
  • Водитель Б. за год более трёх раз нарушил ПДД, но не устроил ни одной аварии. При оформлении полиса 01.05.2026 у него останется 13-й класс.
  • Водитель В. весь год правил не нарушал, но стал виновником одного ДТП. При покупке полиса у него будет 7-й класс.
  • Водитель Г. за 12 месяцев три раза нарушил правила и устроил одну аварию. При оформлении нового полиса после ДТП ему присвоят 6-й класс.

Какими должны быть нарушения, чтобы страховка подорожала?

Как поясняют в финрегуляторе, тип нарушений может быть разным или одинаковым — важно именно наличие трёх и более фактов, зафиксированных после последнего изменения класса. А за тяжкие нарушения, такие как управление авто в пьяном виде, передача управления нетрезвому водителю или «пьяное ДТП» с пострадавшими или погибшими, водителю автоматически присваивается минимальный класс — М2.

За какие нарушения цена страховки вырастет

Кто считает нарушения водителей?

Стоимость обязательной страховки, включая определение класса «бонус-малус» для всех водителей, рассчитывается Единой страховой базой данных (ЕСДБ), формированием и ведением которой занимается АО «Государственное кредитное бюро». Подсчёт количества нарушений осуществляется автоматически на основании интеграции ЕСБД с государственными базами данных, содержащими информацию о нарушениях на дороге. То есть Единым реестром адмпроизводств (ЕРАП).

Так что сотрудники страховых компаний заниматься повышением или понижением класса водителей не будут. Вердикт вынесет сама система.

А будут ли поощрения от страховых?

В пункте 15 постановления об изменении правил страхования говорится, что «для страхователей (застрахованных) физических лиц, находящихся в 13-м классе непрерывно более 5 лет, страховщик применяет коэффициент, который определяется на основе собственной оценки рисков и (или) данных, содержащихся в базе данных. При этом применяемый коэффициент не может превышать значения, установленного приложением к правилам для 13-го класса, и не может быть равен нулю».

«Есть ли какие-то конкретные рекомендации для страховых компаний по размерам коэффициентов для автомобилистов, не нарушающих ПДД и не попадавших в аварии? Возможно, какие-то компании уже представили в агентство свои наработки по этому вопросу?» — спросили мы в финрегуляторе.

«Целью данной инициативы является поощрение дисциплинированных водителей и обеспечение конкурентной среды на рынке страховых услуг. Подход к определению пониженного коэффициента утверждается советом директоров страховой компании на основе внутренней оценки рисков и анализа данных. Агентство не даёт рекомендаций для страховых компаний в части применения понижающих коэффициентов. Понижение определяется политикой страховой компании самостоятельно», ответили нам.

При этом сколько страховых компаний готовы сегодня снизить стоимость полисов для примерных водителей, в агентстве так и не сказали. Но, насколько известно редакции Kolesa.kz, участвовать в поощрительной инициативе за свой счёт страховщикам просто невыгодно. Потому скидки для прилежных автомобилистов пока, по всей видимости, так и останутся на бумаге.

Комментариев: 5

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    bengm

    Тоесть повышать стоимость страховки законодательно, а понижать на усмотрение учредителей страховой компаний?!

    Ответить
  • Аватар
    STAR

    Очередная кормушка

    Ответить
  • Аватар
    avtonavt

    Во всей этой системе есть одно большое "Но" Любой водитель светится в этой базе как новогодняя елка, очень широк круг лиц имеющих доступ к личным данным, там есть все от "иин" до домашнего адреса , от стаховщиков до любого сотрудника видят все вплоть до вашего банковского счета, о какой защите личных данных можно мечтать?

    Ответить
    • Аватар
      Mikola   avtonavt

      Супруга как то обратилась в Спец Цон по вопросу документов и после этого её пол года донимали телефонные мошеники всех мастей. Так что личные данные могут утечь из любого учреждения. Никакие заверения не застрахуют от утечки.

      Ответить
  • Аватар
    Grand motor

    Все для олигархов. Главное побольше собрать с народа. Браво!!!

    Ответить