• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Можно ли продать автомобиль, который прошёл таможенную очистку, но так и не был оформлен до конца, то есть не получил техпаспорт и госномера в Казахстане, спросили читатели редакцию Kolesa.kz. На этот вопрос ответил Адилбек Бектибаев, директор Департамента интеграции и международного сотрудничества Министерства промышленности и строительства РК.
В Казахстане действительно встречаются случаи, когда граждане продают машины без первичной регистрации. Поставить на учёт авто по онлайн-процессу, подписав договор ЭЦП, продавец и покупатель не могут, так как в базе МВД РК транспортное средство, не прошедшее «первичку», не отображается. Невозможно по закону продать машину и через нотариуса, потому что юристы также сверяют данные системы и должны потребовать СРТС (техпаспорт).
В результате участники сделки пожимают друг другу руки, и покупатель отправляется в спецЦОН ставить авто на первичный учёт с документами (инвойс, ГТД, ПТС, СБКТС, оплата утильсбора) на руках, выписанными на импортёра. Такие случаи проходят, но, как выяснилось, они незаконны.

«Для отчуждения транспортного средства, ввезённого физлицом в Казахстан из третьих стран, необходимо осуществить первичную регистрацию такого транспортного средства с целью подтверждения права собственности на него. При этом все вышеуказанные платежи производятся физическим лицом, осуществившим ввоз транспортного средства. Соответственно, отчуждение ввозимых из третьих стран автомобилей без первичной регистрации запрещено», — пояснил А. Бектибаев.
Почему именно так? По его словам, соблюдение такого порядка должно сократить теневой оборот машин и обеспечить уплату налогов с доходов физических лиц от перепродажи автомобилей.
К примеру, если частное лицо импортировало несколько авто под личные нужды и после продало их, но так и не поставило ни одно из них на учёт, то налоговикам его коммерческую деятельность отследить сложно. Факта первичной регистрации и последующего снятия с учёта ведь нет.
В ближайшее время МПС намерено инициировать поправки в правила регистрации авто, обязывающие спецЦОНы при постановке машин на первичный учёт сверять документы, чтобы все они были оформлены на одно лицо.
И тут же напомним, что зарегистрировать авто после таможенной очистки автовладелец должен в

право собственности на тс разве не дкп?
Из теневого рынка должны выйте все кроме нашего государства. А вы тоже заметили как что то у нашего народа получается сделать так наше любимое государство сразу находит на это управу?
«Для отчуждения транспортного средства, ввезённого физлицом в Казахстан из третьих стран, необходимо осуществить первичную регистрацию такого транспортного средства с целью подтверждения права собственности на него. При этом все вышеуказанные платежи производятся физическим лицом, осуществившим ввоз транспортного средства. Соответственно, отчуждение ввозимых из третьих стран автомобилей без первичной регистрации запрещено», — пояснил А. Бектибаев.
Пусть приведет норму или закон на который он ссылается. Очень похоже на "лапшу"…
Необходимо обратить внимание на бессмысленность присвоения и выдачи натуральных номерных знаков в таких случаях, и ввести в оборот "виртуальные". Тысячи номерных знаков по всей стране новыми, ни разу не установленными на автомобили, уходят в переработку не покидая здания ЦОНов. Во-первых, это экологически вредно! Почему никто из экологов не обратит на это внимание? Во-вторых, из оборота изымаются тысячи номерных комбинаций уже более 12 лет! Ранее, обоснование скорым дефицитом номерных комбинаций, стало одной из причин отказа от стандарта номерных знаков образца 1993 года. В-третьих, это напрасные траты для лиц, вынужденных оплачивать за ненужные им номерные знаки. Ну и в конце концов, это расточительно для государства! Поскольку, цитата — "Основа таблички — алюминиевая лента немецкого производства" (можно предположить, что не только она одна) и деньги граждан и юридических лиц, так или иначе неоправданно питают чужую экономику.
Разве когда покупая за границе ДКП оформляешь где указано кто именно покупатель?