• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Буквально несколько лет назад электросамокаты и прочий микромобильный транспорт, помимо велосипедов, на улицах казахстанских городов был в диковинку. Сегодня же в Алматы, к примеру, встретить самокатчиков можно чуть ли не на каждом перекрёстке, да и моноколёса попадаются на глаза с завидной регулярностью.
Однако если ситуация с распространением самокатов в стране разительно изменилась, то их правовой статус как был непонятным, так и остался. Чиновники до сих пор не могут определиться, как относиться к новому виду транспорта. Сначала его официально отнесли к мопедам, но уже в этом году, а именно в июне, глава МВД РК Ерлан Тургумбаев заявил, что самокаты и вовсе не являются средством дорожного движения.
Вопрос правового определения и дальнейшего развития микромобильного транспорта в стране сейчас стоит настолько остро, что дело в свои руки решили взять представители бизнеса. Три оператора кикшеринга — Jet, Ozim и Eleven объединились в Ассоциацию экологичного транспорта (АЭТ) и намерены активно участвовать в разработке правил и продвижении альтернативного транспорта в массы.
Первое, чего будут добиваться в ассоциации, — внесение поправок в ПДД и закон о дорожном движении. В документах хотят как можно скорее ввести термин «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). К ним планируется отнести как электросамокаты, так и моноколёса на пару с сигвеями, к примеру. Для СИМ предлагаются ограничения по массе (35–40 кг) и максимальной скорости на уровне 25 км/ч.
В правах же ассоциация надеется уравнять СИМ с велосипедами. То есть на них можно будет передвигаться по велополосам и дорожкам, а при их отсутствии — по правому краю проезжей части, в том числе по выделенке либо по обочине или тротуару, не создавая опасности для движения пешеходов.
Вторая задача, которую ставит перед собой АЭТ, — облегчение ввоза в страну экологичного транспорта, в частности электросамокатов. Решение этого вопроса представители ассоциации видят в снижении или обнулении таможенных пошлин. Сейчас они составляют 14 % плюс НДС (12 %).
Также планируется пропаганда использования экологичного транспорта и повышение культуры вождения. Кое-какая работа в этом направлении уже ведётся. Однако в рамках панельной дискуссии на тему «Развитие микромобильного транспорта: проблемы и перспективы», которая состоялась в Алматы 25 ноября, было озвучено несколько интересных идей на будущее, в том числе и обязательные
Отметим, правовое определение роли электросамокатов и прочих СИМ, а также чёткая стратегия развития микромобильного транспорта — это однозначно хорошо. Однако не стоит забывать, что за соблюдением правил и требований нужно следить. На сегодняшний день полиция закрывает глаза на нарушения ПДД как водителями самокатов, так и более опасных мопедов. Последние регулярно носятся по тротуарам, а первые летают через пешеходные переходы, подвергая тем самым опасности не только себя, но и пешеходов. Это, как нам кажется, ещё один вопрос, который требует скорейшего решения.
Как они будут утилизировать ядовитые аккумы в больших Кол-вах? Это оч дорогой процесс.
Не думаю, что кто-то об этом думает. Утилизируют обычно по нашему….. одним прекрасным утречком за городом образуется гора брошенных аккумуляторов)))
а они не хотят бороться с тем что люди их самокаты как попало оставляют? в темноте иногда спотыкаешься об них или пройти никак нельзя, т.к. кто-то поставил поперек дороги =/
Обьединились в ассоцицию экологического транспорта)))) а отношения к экологии нет
Думаю, что надо обязать прокатчиков утилизировать свои самокаты, чтобы не только деньги зарабатывали, но и вложились в экологию страны. А то гребут только под себя.
Поскорей взяться за этих самокатчиков надо. Носятся как попало еще и возмущаются. Выскочил такой дебил на пешеходный переход так я его чуть не снёс!!! Одним словом — ДЕБИЛ!!!
Самое страшное что на дурака законов нет, они ведь и пьяные катаются по городу без проблем.
Хотят пропихнуть закон под свои интересы. На интересы всего микромобильного общества им плевать. Сам являюсь самокатчиком со стажем в три с лишнем года. Я считаю, что нужно выдать номера всем самокатчикам, не деля их по весу и максимальной скорости. Ограничить передвижение по тротуарам. Как? Ну, к примеру, ограничить скорость передвижения на уровне с пешеходами. Запретить сигналить, звонить на тротуарах. Надо совместно думать. Также, для управления самокатами необходимо требовать права на управление авто/мототехникой любой категории. Так как знание ПДД категорически нужно. А вот это требование им невыгодно, потому что львиная часть их клиентов желторотые юнцы, не знающие ПДД и не имеющие культуру не только вождения, но и общую людскую. Бросают самокаты где попало, не велодорожках катятся как будто они одни в этом мире, без шлемов, по двое и т.п. По большей части именно из-за таких «ездюков» и сложилось негативное отношение к самокатчикам в обществе.