• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Первыми дефицит дизтоплива неделю назад начали ощущать на себе автовладельцы западных регионов страны. На днях отпускать топливо по картам, талонам или же по 20 литров в одни руки стали на некоторых алматинских заправках. А вчера, 1 сентября, проблема обозначилась и на столичных АЗС.
Сотрудники Минэнерго, которых Kolesa.kz попросили объяснить, что происходит, заявили, что дизеля и бензина в республике производится в достаточном количестве. По состоянию на 1 сентября совокупный запас бензина марки
Ежемесячное потребление по бензину Аи-92 составляет 51.3 тыс. тонн (1.7 тыс.
Если дизеля в стране пока предостаточно, почему же он не доходит до автовладельцев? По словам эксперта нефтегазовой отрасли Ерлана Жаукина, сегодня Агентство по защите и развитию конкуренции рекомендует сетям АЗС устанавливать цену на дизтопливо «на пистолете» около 202 тенге. При этом на большинстве заводов оптовые цены без стоимости доставки уже установлены от 197 до 205 тенге за литр. И получается, что розничные реализаторы, закупив дизель, к примеру, в Павлодаре по 197 тенге, должны его привезти, оплатить услуги хранения, да ещё и продать по 202 тенге. То есть сработать в ноль или даже в убыток. Многие, особенно мелкие заправочные сети, не могут себе это позволить.
Эксперт отмечает, что антимонопольщики цену в 202 тенге только рекомендуют, но при превышении этого порога реализаторов начинают «мучить» тщательными проверками. В итоге с дизелем в такой ситуации никто связываться не хочет.
Жаукин также утверждает, что запасов дизтоплива в стране на самом деле не так уж и много. На сегодня в регионах хранится плюс готово к отгрузке на заводах около 180 тыс. тонн. Казахстану их должно хватить на 15 дней. Сентябрь и октябрь всегда были пиковыми по потреблению дизеля, в первую очередь
Единственное решение, которое сегодня предлагается на уровне правительства, — отказаться от контроля цены за литр дизеля. Улучшить ситуацию на нашем топливном рынке мог бы и ввоз нехватающих 30 тыс. тонн дизеля из России. Но оптовые прайсы там выше казахстанских (примерно на 70–80 долларов за тонну или около 60 тенге за литр в розницу), и продать такое топливо у нас возможно только по высокой цене. А сделать это нельзя
По словам эксперта, если проблему не решать, ситуация может только усугубиться. Исторически потребность в дизеле в октябре в Казахстане равна сентябрьской. А 24 сентября должен закрыться на ремонт Павлодарский нефтеперерабатывающий завод. Сейчас обсуждается вопрос переноса сроков остановки на 1 октября, а дальше тянуть нельзя. В противном случае с наступлением морозов установки на предприятии просто невозможно будет запустить. Лишняя неделя работы завода сентябрьскую потребность рынка в дизеле перекроет, но фактически проблема просто отодвинется на одну неделю.
Живем в стране где анархия мать порядка этот бардак никогда не кончится.Эх Сталин проснись.
30 лет независимости и все какая то пещерная муйня, сраного дизеля и нет, и по талонам как в советском союзе жрачка, звиздец!!
Никогда такого не было и вот опять. (с)
Каждый год было а именно осенью перед уборкой.При СССР такого точно не было и всего другого не буду перечислять не буду УУУУСТАНУ.
все верно, такого не было в СССР. Ну зато теперь у нас независимость от СССР, и мы бизнесмены.
что хорошо научилось делать, так это придумывать оправдания…
Пока по цене с Российским не сравняется так и будет то есть то нет то по талонам то по паролям….
Ага, давайте, отпустите цену за литр в рознице, вот тогда и увидим всю сущность нашего рынка.
Не расстраивайтесь скоро мы войдем в 30развитых стран !
смешно, когда отходы переработки нефти стоят дороже чем высококачественный продукт, это как кожура от картофеля дороже самого картофеля
и что за мода закрывать завод на ремнот именно осенью, когда потребность в нефтепродуктах возрастает?
А вот почему не возникает вопроса «Откуда на «большинстве заводов» (как будто у нас их очень много)) оптовая цена настолько необоснованно завышена? 197-203 откуда такие цены у них? Может с них начать? А не приспосабливаться.