• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
До сих пор Кубок конструкторов Формулы-1 ни разу не доставался команде из Соединённых Штатов. Однако заокеанские спортсмены участвуют в Королевских гонках с 1960 года, и первый в истории болид из США, финишировавший в Гран-при, будет продан с аукциона. Торги проведёт Mecum, состоятся они в середине августа. Ожидаемая стоимость не афишируется, но, по некоторым оценкам, заплатить за болид могут до миллиона долларов.
Спортивная команда Scarab начиналась в 1950-х как фирма по разработке и строительству спорткаров для локальных гоночных серий США, главным образом с 8-цилиндровыми моторами. В 1958 году её машины выиграли национальную серию SCCA, после чего руководство команды решило замахнуться на Формулу-1.
Для участия в престижных гонках был разработан особый спорткар с открытыми колёсами и мотором, расположенным спереди. Для него спроектировали 4-цилиндровый силовой агрегат объёмом 2.4 литра, который работал с 4-ступенчатой механикой. Чтобы снизить центр тяжести, двигатель, по сути, положили набок — его поршни передвигаются по горизонтали. Всего было построено только три такие машины.
Особых успехов американцы не достигли. Scarab заявилась на пять Гран-при, включая культовый «Монако», но до финиша удалось добраться только одному болиду и только однажды — на гонке в Калифорнии. Именно этот спорткар, занявший тогда лишь 10-е место, и выставлен на продажу. Принято считать, что основной причиной провала команды стали технические неполадки, связанные в том числе с необычной конструкцией двигателя.
Уточняется, что некоторое время назад автомобиль пережил комплексную реставрацию, в которой участвовали один из бывших инженеров Scarab Дик Траутман и пилот Чак Дэй, который и привёл машину к финишу в 1960-м. Болид называют неотъемлемой частью истории мирового автоспорта, и в этом качестве он должен оказаться привлекательным лотом для коллекционеров.
Да I4 2.4 это вообще не американская тема. Тогда машины в бюджетном классе у американцев шли с моторами I6 и объемом около 5 литров. Поэтому такое в понимании американцев недоразумение как I4 2.4 там просто не умели делать.