Первый и последний автомобиль Динмухамеда Кунаева

Первый и последний автомобиль Динмухамеда Кунаева

Белый Pontiac Grand Prix оказался единственным автомобилем, который принадлежал лично руководителю Казахской ССР.

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

Согласно статусу, как и все прочие высшие правители Советского Союза в ранге глав союзных республик и членов Политбюро ЦК, Динмухамед Кунаев в качестве служебного транспорта пользовал исключительно отечественные машины высшего класса. Сперва ЗиС-115, затем современную «Чайку» ГАЗ-13 и ещё более крупный и приземистый ЗИЛ-114, а под финал карьеры и наиболее совершенный в семействе ЗИЛ-4104. Представительские лимузины числились в совминовском гараже и никогда не являлись личной собственностью. Сам же Димаш Ахмедович автолюбителем не был, машину не водил в отличие от друга и товарища по партии из Кремля, а в свободное от работы время предпочитал охоту или чтение книг, в качестве хобби собирая грампластинки и зажигалки.

Первый и последний автомобиль Динмухамеда Кунаева

Более того, первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР запомнился современникам и окружавшим его людям скромным, умеренным в быту человеком. По утрам он выходил из трёхэтажного дома на пересечении проспекта Коммунистического и улицы Кирова (ныне Абылай хана и Богенбай батыра) и спокойно шёл вниз пешком в Дом правительства на работу, вспоминал дуайен журналистского корпуса Мадат Аккозин. Какая уж тут охрана, бронированные кортежи, повальное перекрытие дорог…

После неожиданной отставки в декабре 1986 года, повлёкшей за собой массовые протесты молодёжи на Новой площади Алма-Аты с последующим жестоким разгоном её участников, Кунаев, по сути, оказался в опале, будучи выведенным из всех партийных структур в 1987 году. К счастью, политические репрессии к закату советской системы постепенно сошли на нет, и бывший глава республики остался жить в своей четырёхкомнатной квартире на Тулебаева.

Народ отказался забыть опального руководителя, в эпоху которого Казахстан сформировался в его современном виде с развитой промышленностью, наукой и культурой. В марте 1993 года бизнесмены Мухтар Аухадиев и Жанат Байкошкаров подарили Кунаеву в знак уважения и признания былых заслуг новенький белый седан Pontiac Grand Prix. Не самый дорогой и не самый роскошный даже по внутрикорпоративным меркам, этот автомобиль, уступавший размерами и классом советским «членовозам», тем не менее пришёлся по нраву именитому пассажиру.

Здесь, наверное, стоит подробнее рассказать о самом подарке. Впервые имя Grand Prix появилось в производственной гамме Pontiac в 1962 году, присваиваясь люксовым двухдверкам. К 1988 году, когда на орбиту было запущено пятое по счёту поколение популярной модели, «Гран-при» из фулл-сайзов откочевал в категорию среднеразмерных легковых, тем более что параллельно с купе стала выпускаться и более практичная четырёхдверная версия аналогично соплатформенным Chevrolet Lumina, Buick Regal и Oldsmobile Cutlass Supreme. Аэродинамически обтекаемый седан с бордовым велюровым салоном в хорошо укомплектованном исполнении LE (существовала ещё спортивная модификация STE) оснащался 3.1-литровым бензиновым двигателем V6 мощностью под 130 л. с., соагрегатированным с 4-ступенчатой автоматической коробкой передач и приводом только на передние колёса.

Первый и последний автомобиль Динмухамеда Кунаева

Самобытной чертой внешности немаленького, длиной под пять метров, Pontiac Grand Prix являлись упрятанные за прозрачное забрало дополнительные фары на месте радиаторной решётки, тогда как сама она была врезана непосредственно в бампер. Дело в том, что «понтиаку», как более молодёжной марке, в отличие от тот более консервативного «бьюика» и тем более флагманского «кадиллака», директоратом GM дозволялись всяческие эксперименты по части дизайна. Вспомните хотя бы авангардные минивэны начала 90-х Pontiac Trans Sport с огромным панорамным лобовым стеклом, которые также завозились в Казахстан в те годы.

Первый и последний автомобиль Динмухамеда Кунаева

По словам племянника покойного, Эльдара Кунаева, который ныне является главой Международного фонда Д. Кунаева, Димаш Ахмедович был очень доволен новой машиной за мягкий ход и скоростные качества, благо, что «понтиаком» управлял опытный личный водитель. К сожалению, ездить на американском автомобиле патриарху казахстанской политики долго не пришлось… После кончины Кунаева Grand Prix отошёл Эльдару Аскаровичу, который в 2006 году и подарил его музею, где автомобиль хранится по сей день как довольно весомая и осязаемая частичка не столь давнего прошлого.

Первый и последний автомобиль Динмухамеда Кунаева

Ныне в Штатах ходовой Pontiac Grand Prix того поколения можно взять за сущие копейки — от пары сотен до полутора тысяч долларов не более. Поэтому найти экземпляр в той же степени сохранности и малого износа, как кунаевский, даже на родине уже не существующей марки будет совсем непросто. Те же, кто имел длительный опыт владения «Гран-при», говорят о неубиваемости моторов-шестёрок и надёжности гидроавтоматов, хотя электрика и датчики стали сыпаться ещё до окончания гарантийного срока, проблемном генераторе и слабоватых тормозах.

Первый и последний автомобиль Динмухамеда Кунаева

P.S. Нелишне отметить, что аналогичный Pontiac Grand Prix, разве что чуть более ранней модификации с иным оформлением, был презентован в 1988 году президентом США Рональдом Рейганом своему визави и коллеге Михаилу Горбачёву по случаю признания того Человеком года редакцией журнала Time. Специально собранный работниками капиталистического труда вишнёвый седан с шильдиками-инициалами получателя тут же отправился в заводской музей АЗЛК и вернулся к Михаилу Сергеевичу лишь… в 2009 году.

Первый и последний автомобиль Динмухамеда Кунаева

Автор выражает признательность Эльдару Аскаровичу Кунаеву за предоставленные им ценные сведения.

Комментариев: 5

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.